Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 20:57, курсовая работа
Цель исследования - изучение характерных особенностей психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - дети старшего и среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности психического развития детей старшего и среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу зарубежных и отечественных авторов по проблеме развития психики в среднем и старшем дошкольном возрасте.
2. Выбор методов и методик эмпирического исследования.
3. Изучение особенностей деятельности детей в среднем и старшем дошкольном возрасте и влияние ее на психическое развитие.
4. Провести эмпирическое исследование.
5. Обработка полученных данных.
6. Разработка психокоррекционных занятий, мероприятий по коррекции воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА I. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
§1.1.Психические состояния как объект психологических исследований…………………………………………………………………..…..5
§1.2. Особенности общего развития детей среднего и старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………….……….10
§1.3. Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте………………………………………………………………..………….16
Выводы по главе…………………………………………………………………18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
§2.1. Методики исследования воображения у детей старшего дошкольного возраста.…………………………………………………………………………..21
§2.2. Описание экспериментального изучения уровня воображения у старших дошкольников …………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26
Одним из наиболее значимых мотивов межличностного поведения в старшем дошкольном возрасте - это желание заслужить похвалу, одобрение со стороны взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми. Дошкольный возраст характеризуется еще и тем, что в данном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок сам активно добивается оценки, стремится получить похвалу. Все это свидетельствует о том, что ребенок уже вступил в период развития, сензитивный для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов деятельности. Другим мотивом выступает стремление к самоутверждению [11, С. 134].
Итак, что же приобретает ребенок в процессе своего развития в период дошкольного детства?
В данном возрасте у детей в интеллектуальном плане оформляется внутреннее умственное действие и операции по решению не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоциональной - мотивационной сфере. Развитие в том и в другом направлениях происходит свои этапы
Здесь же, в этом возрасте,
развивается творческий процесс, выражающийся
в способности преобразовывать
окружающую действительность, создавать
что-то новое. Творческие способности
у детей проявляются в
В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен перцептивными действиями, во внимании - умением управлять и контролировать внутренний и внешний планы действия, в памяти - соединением внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании и восприятии.
Эта тенденция особенно отчетливо выступает в мышлении, где она представила как объединение в единый процесс наглядно - действенного, наглядно - образного и словесно - логического способов решения практических задач. На этой основе развивается интеллект, отличающийся способностью одинаково успешно решать задачи, представленные во всех трех планах.
В дошкольном возрасте соединяются
воображение, мышление и речь. Подобный
синтез порождает у ребенка
Одновременно завершается процесс формирования речи. В процессе воспитания происходит усвоение элементарных нравственных норм, форме и правил культурного поведения, усвоенные и ставшие характерными чертами личности ребенка, эти нормы и правила начинают управлять его поведением (произвольные действия и нравственно регулируемые поступки). Вершина личностного развития ребенка - персональное самосознание.
В целом можно сказать, что умственное, психическое развитие ребенка, ведущая деятельность, общение со взрослыми и сверстниками создают предпосылки для дальнейшего личностного развития ребенка на данном возрастном этапе. Именно в этом возрасте начинает складываться личность ребенка, формируется его мотивационно-потребностная сфера, закладываются основы мировоззрения: представления о себе, о природе, об окружающем мире.
Таким образом, в период дошкольного детства ребенок проходит путь от осознания себя как «Я сам», как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако, с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста.
1.3 Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте
Ведущая деятельность в этот период - игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.
До трех лет игра –
это манипулирование
Собственно говоря, игра
возникает только в 3 года, когда
ребенок начинает мыслить целостными
образами - символами реальных предметов,
явлений и действий. Ребенок в
игре берет на себя роль, а в ходе
проигрывания этой роли преобразуют
действия и отношение к
Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут [17, С. 87].
Старшие дошкольники
способны играть в одно и
то же по несколько часов
подряд, а некоторые игры у
них растягиваются на
Младшие дошкольники имитируют предметную
деятельность - режут хлеб, трут морковку,
моют посуду. Они поглощены самим процессом
выполнения действий и подчас забывают
о результате - для чего и для кого они
это сделали.
Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок, никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот [12, С. 199].
Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими, жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!").
В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии:
Первая стадия - воспроизведение логики реальных действий людей(3-5 лет);
Вторая стадия - реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека (5-7 лет) [17, С. 99].
Роль игры в развитии психики
ребенка незаменима, потому что только
в игре ребенок учится полноценному
общению со сверстниками; учиться
подчинять свои импульсивные желания
правилам игры (появляется соподчинение
мотивов); в игре интенсивно развиваются
все психические процессы, формируются
первые нравственные чувства (что плохо,
а что хорошо); формируются новые
мотивы и потребности (соревновательные,
игровые мотивы, потребность в
самостоятельности); в игре зарождаются
новые виды продуктивной деятельности
(рисование, лепка, аппликация).
Выводы по главе
Изучив разные подходы к определению психического состояния различных авторов, мы пришли к выводу, что наиболее подходящее является, исходя из вышеизложенного на наш взгляд, определение, данное А.О. Прохоровым: «Психическое состояние - это субъективное отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени».
В среднем и старшем дошкольном возрасте у детей в интеллектуальном плане оформляется внутреннее умственное действие и операции по решению не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоциональной - мотивационной сфере. Развитие в том и в другом направлениях происходит свои этапы
Здесь же, в этом возрасте,
развивается творческий процесс, выражающийся
в способности преобразовывать
окружающую действительность, создавать
что-то новое. Творческие способности
у детей проявляются в
В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен перцептивными действиями, во внимании - умением управлять и контролировать внутренний и внешний планы действия, в памяти - соединением внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании и восприятии.
Эта тенденция особенно отчетливо выступает в мышлении, где она представила как объединение в единый процесс наглядно - действенного, наглядно - образного и словесно - логического способов решения практических задач. На этой основе развивается интеллект, отличающийся способностью одинаково успешно решать задачи, представленные во всех трех планах.
В дошкольном возрасте соединяются
воображение, мышление и речь. Подобный
синтез порождает у ребенка
Одновременно завершается процесс формирования речи. В процессе воспитания происходит усвоение элементарных нравственных норм, форме и правил культурного поведения, усвоенные и ставшие характерными чертами личности ребенка, эти нормы и правила начинают управлять его поведением (произвольные действия и нравственно регулируемые поступки). Вершина личностного развития ребенка - персональное самосознание.
В целом можно сказать, что умственное, психическое развитие ребенка, ведущая деятельность, общение со взрослыми и сверстниками создают предпосылки для дальнейшего личностного развития ребенка на данном возрастном этапе. Именно в этом возрасте начинает складываться личность ребенка, формируется его мотивационно-потребностная сфера, закладываются основы мировоззрения: представления о себе, о природе, об окружающем мире.
Таким образом, в период дошкольного детства ребенок проходит путь от осознания себя как «Я сам», как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако, с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста.
А роль игры в развитии психики
ребенка незаменима, потому что только
в игре ребенок учится полноценному общению
со сверстниками; учиться подчинять свои
импульсивные желания правилам игры (появляется
соподчинение мотивов); в игре интенсивно
развиваются все психические процессы,
формируются первые нравственные чувства
(что плохо, а что хорошо); формируются
новые мотивы и потребности (соревновательные,
игровые мотивы, потребность в самостоятельности);
в игре зарождаются новые виды продуктивной
деятельности (рисование, лепка, аппликация).
§2.1. Методики исследования воображения у детей старшего дошкольного возраста
Для проведения эмпирического исследования нами использовались две методики: «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко), «Преврати кружок в предмет» (Т.Д. Марцинковская).
Данные методики применялись нами вследствие того, что дети в старшем дошкольном возрасте еще не обладают навыками письма и чтения, а ведущий тип деятельности у них игра, в которой более ярко и наглядно можно проявить все психические познавательные процессы, в том числе и творческое воображение.
Методика «Дорисовывание фигур» направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать новые образы, проявление своей креативности.
Ребенку предлагается 10 карточек, на которых изображены фигуры неопределенной формы и простой карандаш. Ему поясняется, что он будет дорисовывать волшебные фигурки. После дорисовывания им фигурки, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ записывается и дается следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.
Если ребенок не принимает инструкцию (рисует что-то свое, не используя фигурку, обводит ее и т.п.), то экспериментаторы рисуют на листе бумаги круг и показывают, как его можно превратить в шарик, цветок, светофор, снеговика и т.п. Затем снова просят ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не используются.
Методика «Преврати кружок в предмет» направлена на изучение оригинальности рисунка и определение уровня развития воображения.
В качестве материала представляют стандартный лист бумаги с нарисованными на нем фигурами (круг) и цветными карандашами.
После объяснения и показа задания экспериментатором, ребенку предлагается нарисовать какое-либо изображение, предмет, чтобы в итоге получился законченный рисунок. После дорисовывания фигуры его спрашивают о том, что он нарисовал.
§2.2. Анализ экспериментального исследования уровня воображения у старших дошкольников
Информация о работе Развитие воображения у детей дошкольного возраста