Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение характерных особенностей психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - дети старшего и среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности психического развития детей старшего и среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу зарубежных и отечественных авторов по проблеме развития психики в среднем и старшем дошкольном возрасте.
2. Выбор методов и методик эмпирического исследования.
3. Изучение особенностей деятельности детей в среднем и старшем дошкольном возрасте и влияние ее на психическое развитие.
4. Провести эмпирическое исследование.
5. Обработка полученных данных.
6. Разработка психокоррекционных занятий, мероприятий по коррекции воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА I. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
§1.1.Психические состояния как объект психологических исследований…………………………………………………………………..…..5
§1.2. Особенности общего развития детей среднего и старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………….……….10
§1.3. Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте………………………………………………………………..………….16
Выводы по главе…………………………………………………………………18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
§2.1. Методики исследования воображения у детей старшего дошкольного возраста.…………………………………………………………………………..21
§2.2. Описание экспериментального изучения уровня воображения у старших дошкольников …………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 52.95 Кб (Скачать файл)

Одним из наиболее значимых мотивов межличностного поведения  в старшем дошкольном возрасте - это желание заслужить похвалу, одобрение  со стороны взрослых, установить и  сохранить добрые отношения с  людьми. Дошкольный  возраст характеризуется еще и  тем, что  в данном возрасте дети придают большое  значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок сам активно добивается оценки, стремится получить похвалу. Все это свидетельствует о том, что ребенок уже вступил в период развития, сензитивный для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов деятельности. Другим мотивом выступает стремление к самоутверждению [11, С. 134].

Итак, что же приобретает  ребенок в процессе своего развития в период дошкольного детства?

В данном возрасте у детей  в интеллектуальном плане оформляется  внутреннее умственное действие и операции по решению не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка  появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоциональной - мотивационной сфере. Развитие в  том и в другом направлениях происходит свои этапы

Здесь же, в этом возрасте, развивается творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать  окружающую действительность, создавать  что-то новое. Творческие способности  у детей проявляются в конструктивных играх, в техническом и художественном творчестве. Также получают первичное  развитие имеющиеся задатки к  специальным способностям. Внимание к ним в дошкольном детстве  является обязательным условием ускоренного развития способностей и устойчивого, творческого отношения ребенка к действительности.

В познавательных процессах  возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен перцептивными  действиями, во внимании - умением управлять  и контролировать внутренний и внешний  планы действия, в памяти - соединением  внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании  и восприятии.

Эта тенденция особенно отчетливо  выступает в мышлении, где она  представила как объединение  в единый процесс наглядно - действенного, наглядно - образного и словесно - логического способов решения практических задач. На этой основе развивается интеллект, отличающийся способностью одинаково  успешно решать задачи, представленные во всех трех планах.

В дошкольном возрасте соединяются  воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность  вызывать и произвольно манипулировать образами при помощи речевых самоинструкцией (появляется внутренняя речь как средство мышления). Данный синтез познавательных может быть использован при обучении иностранным языкам.

Одновременно завершается  процесс формирования речи. В процессе воспитания происходит усвоение элементарных нравственных норм, форме и правил культурного поведения,  усвоенные  и ставшие характерными чертами  личности ребенка, эти нормы и  правила начинают управлять его  поведением (произвольные действия и  нравственно регулируемые поступки). Вершина личностного развития ребенка - персональное самосознание.     

В целом можно сказать, что умственное, психическое развитие ребенка, ведущая  деятельность, общение со взрослыми и сверстниками создают предпосылки для дальнейшего личностного развития ребенка на данном возрастном этапе. Именно в этом возрасте начинает складываться личность ребенка, формируется его мотивационно-потребностная сфера, закладываются основы мировоззрения: представления о себе, о природе, об окружающем мире.     

Таким образом, в период дошкольного детства  ребенок проходит путь от осознания  себя как «Я сам», как физически  самостоятельного индивида к осознанию  своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако, с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста. 

 

1.3 Структура и  динамика ведущей деятельности  в дошкольном возрасте

 

Ведущая деятельность в этот период - игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.

До трех лет игра –  это манипулирование предметами. Младенец играет все свободное время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть познает мир. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать  игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает  координацию движений [12, С. 187].

Собственно говоря, игра возникает только в 3 года, когда  ребенок начинает мыслить целостными образами - символами реальных предметов, явлений и действий. Ребенок в  игре берет на себя роль, а в ходе проигрывания этой роли преобразуют  действия и отношение к действительности.

Кроме того, игра на один и  тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить  ей только 10-15 минут, а затем ему  нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может  продолжаться 40-50 минут [17, С. 87].

 Старшие дошкольники  способны играть в одно и  то же по несколько часов  подряд, а некоторые игры у  них растягиваются на несколько  дней. 
Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали.

Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими  не ради самих действий, а ради стоящих  за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок, никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами  и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот [12, С. 199].

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими, жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!").

В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии:

Первая стадия -  воспроизведение  логики реальных действий людей(3-5 лет);

Вторая стадия - реальные отношения между людьми, и содержанием  игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого  человека (5-7 лет) [17, С. 99].

Роль игры в развитии психики  ребенка незаменима, потому что только в игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками; учиться  подчинять свои импульсивные желания  правилам игры (появляется соподчинение мотивов); в игре интенсивно развиваются  все психические процессы, формируются  первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо); формируются новые  мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в  самостоятельности); в игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).  

 

Выводы по главе

 

Изучив разные подходы  к определению психического состояния  различных авторов, мы пришли к выводу, что наиболее подходящее является, исходя из вышеизложенного на наш взгляд, определение, данное                А.О. Прохоровым: «Психическое состояние - это субъективное отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени».

В среднем и старшем дошкольном возрасте у детей в интеллектуальном плане оформляется внутреннее умственное действие и операции по решению не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоциональной - мотивационной сфере. Развитие в том и в другом направлениях происходит свои этапы

Здесь же, в этом возрасте, развивается творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать  окружающую действительность, создавать  что-то новое. Творческие способности  у детей проявляются в конструктивных играх, в техническом и художественном творчестве. Также получают первичное  развитие имеющиеся задатки к  специальным способностям. Внимание к ним в дошкольном детстве  является обязательным условием ускоренного  развития способностей и устойчивого, творческого отношения ребенка  к действительности.

В познавательных процессах  возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен перцептивными  действиями, во внимании - умением управлять  и контролировать внутренний и внешний  планы действия, в памяти - соединением  внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании  и восприятии.

Эта тенденция особенно отчетливо  выступает в мышлении, где она  представила как объединение  в единый процесс наглядно - действенного, наглядно - образного и словесно - логического способов решения практических задач. На этой основе развивается интеллект, отличающийся способностью одинаково  успешно решать задачи, представленные во всех трех планах.

В дошкольном возрасте соединяются  воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность  вызывать и произвольно манипулировать образами при помощи речевых самоинструкцией (появляется внутренняя речь как средство мышления). Данный синтез познавательных может быть использован при обучении иностранным языкам.

Одновременно завершается  процесс формирования речи. В процессе воспитания происходит усвоение элементарных нравственных норм, форме и правил культурного поведения,  усвоенные  и ставшие характерными чертами  личности ребенка, эти нормы и  правила начинают управлять его  поведением (произвольные действия и  нравственно регулируемые поступки). Вершина личностного развития ребенка - персональное самосознание.     

В целом можно сказать, что умственное, психическое развитие ребенка, ведущая  деятельность, общение со взрослыми и сверстниками создают предпосылки для дальнейшего личностного развития ребенка на данном возрастном этапе. Именно в этом возрасте начинает складываться личность ребенка, формируется его мотивационно-потребностная сфера, закладываются основы мировоззрения: представления о себе, о природе, об окружающем мире.     

Таким образом, в период дошкольного детства  ребенок проходит путь от осознания  себя как «Я сам», как физически  самостоятельного индивида к осознанию  своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако, с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста. 

А роль игры в развитии психики ребенка незаменима, потому что только в игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками; учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры (появляется соподчинение мотивов); в игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо); формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности); в игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).  

 

 

 

§2.1. Методики исследования воображения у детей старшего дошкольного возраста

 

Для проведения эмпирического  исследования нами использовались две  методики: «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко), «Преврати кружок в предмет» (Т.Д. Марцинковская).

Данные методики применялись  нами вследствие того, что дети в  старшем дошкольном возрасте еще  не обладают навыками письма и чтения, а ведущий тип деятельности у  них игра, в которой более ярко и наглядно можно проявить все  психические познавательные процессы, в том числе и творческое воображение.

Методика «Дорисовывание фигур» направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать новые образы, проявление своей креативности.

Ребенку предлагается 10 карточек, на которых изображены фигуры неопределенной формы и простой карандаш. Ему  поясняется, что он будет дорисовывать волшебные фигурки. После дорисовывания им фигурки, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ записывается и дается следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.

Если ребенок не принимает  инструкцию (рисует что-то свое, не используя  фигурку, обводит ее и т.п.), то экспериментаторы рисуют на листе бумаги круг и показывают, как его можно превратить в шарик, цветок, светофор, снеговика и т.п. Затем снова просят ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не используются.

Методика «Преврати кружок в предмет» направлена на изучение оригинальности рисунка и определение  уровня развития воображения.

В качестве материала представляют стандартный лист бумаги с нарисованными  на нем фигурами (круг) и цветными карандашами.

После объяснения и показа задания экспериментатором, ребенку  предлагается нарисовать какое-либо изображение, предмет, чтобы в итоге получился  законченный рисунок. После дорисовывания фигуры его спрашивают о том, что он нарисовал.

 

§2.2. Анализ экспериментального исследования уровня воображения у старших дошкольников

Информация о работе Развитие воображения у детей дошкольного возраста