Развитие креативности у детей и взрослых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 13:08, реферат

Краткое описание

Креативность (от лат. creatio – созидание) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П. Торренса, Креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности

Содержание

2)Понятие креативность
3)Развитее креативности
4) Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П.Торренса
5)Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 74.63 Кб (Скачать файл)

5) способность усовершенствовать  объект, добавляя детали;

6) способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и  синтезу.

На основе этих теоретических предпосылок Гилфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей (ARP), которые тестируют преимущественно дивергентную продуктивность.

Приведем примеры тестов.

1. Тест легкости словоупотребления: «Напишите слова, содержащие указанную  букву» (например, «о»).

2. Тест на использование предмета: «Перечислите как можно больше  способов использования каждого  предмета» (например, консервной банки).

3. Составление изображений. «Нарисуйте  заданные объекты, пользуясь следующим  набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция. Каждую фигуру  можно использовать многократно, меняя ее размеры, но нельзя  добавлять другие фигуры или  лишние».

И так далее. Всего в батарее тестов Гилфорда 14 субтестов, из них 10 – на вербальную креативность и 4 – на невербальную креативность. Тесты предназначены для старшеклассников и людей с более высоким уровнем образования. Надежность тестов Гилфорда колеблется от 0,6 до 0,9. Показатели их хорошо согласуются друг с другом (Анастази). Время выполнения тестов ограничено.

Дальнейшее развитие эта программа получила в исследованиях Торренса .Торренс разрабатывал свои тесты в ходе учебно-методической работы по развитию творческих способностей детей .Его программа включала в себя несколько этапов. На первом этапе испытуемому предлагали вербальные задачи на решение анаграмм. Он должен был выделить единственно верную гипотезу и сформулировать правило, ведущее к решению проблемы. Тем самым тренировалось конвергентное мышление (по Гилфорду).

На следующем этапе испытуемому предлагали картинки. Он должен был развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия.

Затем испытуемому предлагали разные предметы. Его просили перечислить возможные способы их применения. Согласно Торренсу, такой подход к тренингу способностей позволяет освободить человека от заданных извне рамок, и он начинает мыслить творчески и нестандартно. Под креативностью Торренс понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. д. Он считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата.

В состав батареи Торренса входит 12 тестов, сгруппированных в три серии: вербальную, изобразительную и звуковую, диагностирующие соответственно словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление.

1. Словесная шкала включает в  себя семь заданий. В трех первых  заданиях испытуемый должен задавать  вопросы таким образом, чтобы  полученные ответы помогли ему  отгадать содержание загадочных  изображений. Испытуемый должен  записать все вопросы, на которые  он хотел бы получить ответ, перечислить все возможные причины  и последствия ситуаций, изображенных  на рисунке. В 4-м задании фиксируются  способы использования игрушки  в игре. В 5-м задании перечисляются  возможные способы необычного  употребления обычных предметов. В 6-м задании задаются вопросы  по поводу свойств тех же  предметов, а в 7-м задании испытуемый  должен рассказать обо всем, что  может случиться, если возникнет  какая-либо неправдоподобная ситуация. Оценивается легкость, гибкость  и оригинальность ответа.

2. Изобразительная шкала состоит  из трех заданий. Первое задание  состоит в том, что испытуемый  должен на белом листе бумаги  нарисовать картинку, используя  данную фигуру. Во втором задании  испытуемому предлагают дорисовать  несколько линий, чтобы получились  осмысленные изображения. В третьем  задании испытуемого просят составить  как можно больше изображений  с помощью пары параллельных  линий или кругов. Оценивается  легкость, гибкость, оригинальность, точность.

3. Словесно-звуковая шкала состоит  из двух заданий, которые предъявляются  путем воспроизведения магнитофонной  записи. В тесте «Звуки и образы»  в качестве стимулов используются  знакомые и незнакомые звуки. Во втором задании «Звукоподражание  и образы» используются звукоподражательные  слова, имитирующие звуки, присущие  какому-либо объекту (животному, механизму  и т. д.). Испытуемый должен написать, на что похожи эти звуки. Оценивается  оригинальность ответа.

Список литературы:

1) Ермолаева Томина «Психология художественного творчества»

2) В. Н. Дружинин «Психология общих способностей.»

3) http://psyera.ru/

4) http://psychology.net.ru/


Информация о работе Развитие креативности у детей и взрослых