Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 21:04, курсовая работа
Социальный и научно-технический прогресс требует дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса во всех звеньях народного образования, в том числе, и в системе дошкольного воспитания.
Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели — содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Процесс дошкольного образования обеспечивает расширение и усложнение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами культуры. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития наглядно-образного мышления дошкольников
Общая характеристика понятия «мышление»: виды, операции, формы мышления
1.2. Особенности мышления дошкольников
Глава 2. Формы и методы развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста
2.1. Проблема развития наглядно-образного мышления детей
дошкольного возраста в творческой деятельности
2.2. Развитие наглядно-образного мышления дошкольника в игре
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.2. Развитие наглядно-образного мышления дошкольника в игре
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Огромные развивающие возможности дидактическая игра имеет в образовательных областях: физическая культура, безопасность, труд, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.
Что касается
умственного воспитания, то игры
развивают у детей потребность
в приобретении новых знаний,
умение рационально и
Активность детского мышления, которая развивается в дидактической игре, является главной предпосылкой сознательного обновления к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.
Дидактическая
игра давно применяется в
Основополагающим
трудом в области
а) как игровой прием обучения;
б) как игровая деятельность детей под руководством воспитателя;
в) как самостоятельная игра детей;
Дидактическая
игра как игровой метод
В первом случае
ведущая роль принадлежит
Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры, как на занятиях, так и в свободной деятельности.
Таким образом,
в педагогике сложился
Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Для развития топологической подструктуры используются такие игры и задания, как «Лабиринт», «Как проехать по дорожке». В дополнение к играм хорошо использовать интересные для детей атрибуты (игрушки из «киндер-сюрприза», модельки). В этих же целях удобно использовать задания типа: «Разложи картинки в такой последовательности, в которой происходит событие», «Пройди по лабиринту». Все эти задания способствуют развитию мелкой моторики рук. Эти упражнения учат дошкольников последовательному (без пропусков) «топологическому» рассуждению и логическому мышлению. [6, c. 52]
Для развития проективной подструктуры имеет смысл использовать различные схематические изображения, например план помещения для нахождения спрятанного предмета «секрета», схемы типа географической карты для нахождения верной дороги. («Найди (нарисуй) тень заданных объектов» или «По сухим пятнам на земле определи, какие предметы стояли здесь во время дождя»). Подобного рода задания очень хорошо развивают инициативу, самостоятельность и воображение детей. Они позволяют дошкольникам включаться в осмысленную деятельность, обнаруживать новые свойства предметов, замечать их сходство и различия, учиться видеть в каждом предмете его различные стороны, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить его образ в целом. В этих целях к концу данного возраста вполне можно предлагать детям задания на планирование собственной деятельности, будущего дня, подведение итогов. Для формирования порядковой подструктуры образного мышления очень эффективны разнообразные задания на развитие наблюдательности. К ним можно отнести вычленение и оперирование такими пространственными характеристиками, как глубоко-мелко, высоко-низко и т.д. установление формы объектов, недостающих предметов в ряде. Дети этого возраста с удовольствием выполняют различного рода графические диктанты и задания типа «расставь по порядку»
Задания на развитие у детей метрической подструктуры образного мышления обычно не вызывают каких-либо затруднений. Все они связаны с оперированием и ориентацией в количественных отношениях. К ним следует отнести обучение детей счету, различные задачи, примеры типа: «Где больше предметов?», «Найди закономерность и дорисуй фигурки до определенного количества» и т.д. [8, c. 77]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами исследование позволило прийти к следующим выводам:
Таким образом, цель исследования – изучить особенности наглядно- образного мышления дошкольников и возможности его развития – достигнута; задачи реализованы. Гипотеза – при целенаправленной, систематической работе по развитию наглядно-образного мышления уровень мышления детей дошкольного возраста повышается – подтверждена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ