Развитие объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни по средствам дидактический игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:40, дипломная работа

Краткое описание

Память – самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем «настоящим». Тем не менее, настоящее – это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого, и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития памяти.
1.1. Память как психологическая категория ………………………………..5
1.2. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста ….……16
1.3. Методы изучения памяти у детей ……………………………………….22
1.4. Развитие памяти у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр …..................................................................................24
Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни посредством дидактических игр.
2.1. Изучение уровня развития объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни ……..
2.2. Содержание работы по развитию объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни посредством дидактических игр ………………………
2.3. Анализ результатов работы по развитию объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни посредством дидактических игр. Выводы …
Заключение……………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………….
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Пуртова.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

     Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. [3]

     Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений. [3]

     В работе за основу было положено определение понятия «память», которое сформулировано Б.Г. Мещеряковым и В.П. Зинченко. Память – когнитивный процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения индивидуального опыта человека. [1]

     В психологической науке существуют разные классификации видов человеческой памяти: по участию воли в процессе запоминания; по психической активности, которая преобладает в деятельности; по продолжительности сохранения информации; по сути предмета и способа запоминания.[]

     По характеру участия воли и целевой деятельности память подразделяется на непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий. Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.    

     По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую.

     Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.

     Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Человеческая память вообще оптимистична по природе. Человеку свойственно забывать неприятное;  воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени,  утрачивают свою остроту. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: в младенчестве (около 6 мес.). []  

     Образная память – связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.[]

     Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Зрительная память очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, конструкторов.

     Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам, композиторам.

     Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это примеры памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), не играющей существенной роли в жизни человека, т.к. возможности такой памяти очень ограниченны и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Эти виды памяти развиваются особенно остро у людей определенных профессий, а также в особых жизненных обстоятельствах. (Классические примеры: слепорожденные и слепоглухонемые).[]

     Отдельно хочется остановиться на особом виде зрительно-образной памяти, которая носит название эйдетической памяти.

     Эйдетическую память исследовали Л.С.Выготский и А.Р.Лурия. Они ввели термин «эйдетизм» (от греческого образ), как разновидность образной памяти, способность воспроизводить яркие картины предметов и явлений по прекращении их непосредственного воздействия на органы чувств. По мнению учёных, такая система восприятия событий, людей, объектов и любых данных (слов, цифр и т.д.) неизмеримо расширяет возможности человека. Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть то, что уже исчезло из поля зрения. Картины, возникающие перед его мысленным взором, столь отчётливы, что он может переводить взгляд с одной детали на другую. Он может продолжать видеть предъявленные ему ряды слов, знаков, цифр или превращать диктуемые ему данные в зрительные образы. То же касается и музыки, которую человек как бы продолжает слышать.

     Словесно-логическая память – это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика.
В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал.

     Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и более эффективна, чем простое  механическое запоминание.[]

     Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает «работать» позже других видов. П.П. Блонский называл ее «память-рассказ». Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развитие логической памяти происходит с обучением ребенка основам наук.[]

     По продолжительности сохранения информации различают следующие виды памяти: мгновенную (иконическая), кратковременную, долговременную, оперативную.

     Иконическая память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти – от 0,1 до 0,5сек. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память – образ. Индивид воспринимает электромагнитные колебания, изменения давления воздуха, изменение положения объекта в пространстве, придавая им определённое значение. Стимул всегда несёт в себе определённую информацию, специфичную лишь для него. Воздействующие на рецептор в сенсорной системе физические параметры стимула преобразуются в определённые состояния центральной нервной системы (ЦНС). Установление соответствия между физическими параметрами стимула и состоянием ЦНС невозможно без работы памяти. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает. []

     Кратковременная память – это сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 сек. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память «включается», когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями).

    Долговременная память – память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.[]

     Оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена снова наблюдается полная «амнезия» по данному вопросу. Этот вид памяти является, как бы переходным от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той, и другой памяти.

     Человеческая память ни в малейшей степени не пассивный хранитель информации – это активная деятельность.[]

     Память – очень сложный механизм, и состоит из целого ряда специальных факторов памяти. Основные процессы памяти – это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

     Запоминание – происходит при восприятии человеком предметов и явлений, что приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи (следы памяти). Запоминание может быть как произвольным (запланированным), так и непроизвольным, т.е. протекать независимо от воли человека. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие явления, предметы, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без цели  изучить, познать, хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. То, что воспринимается человеком, не исчезает бесследно: в коре больших полушарий мозга сохраняются следы от процесса возбуждения, которые создают возможность возникновения ассоциативных цепей и при отсутствии вызвавшего их раздражителя. На этой основе человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ отсутствующего предмета или усвоенные ранее знания. «Объект запоминается тогда, -  пишет П. И. Зинченко,  -  когда является предметом дея­тельности субъекта, а не объектом пассивного восприятия». [] Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование; быть смысловым (логическим).

     Сохранение – это процесс, когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того, как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому «банк информации» постоянно возрастает. Не вся информация сохраняется одинаково хорошо: одни образы остаются, другие слабнут, третьи вообще быстро исчезают. Еще раз подчеркиваем важность личного психического отношения субъекта к материалу, в процессе запоминания и сохранения.

     Воспроизведение, наряду с запоминанием, составляет основу мнемической деятельности – этап вспоминания (или воспроизведения) лежит в основе познавательных процессов, благодаря которму информация извлекается из огромной «библиотеки» памяти. Воспроизведение проходит в три фазы: узнавание, припоминание, репродукция. [] Узнавание – при повторном восприятии объекта, мозг проводит различие между возбудителями, которые действовали на вас раньше и теми, которые действуют на ваши органы чувств в настоящий момент. Припоминание – наиболее активная форма воспроизведения, когда в сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека в заданное время, хотя сейчас они и не действуют. Репродукция (реминисценция) – самый сложный этап, когда в памяти уже конкретно восстанавливает необходимый материал.

     Забывание – процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Забывание может быть как полезным, так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности. Позитивная функция забывания в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перезагрузки памяти. Негативным забывание становится, когда память стирает целые блоки информации, или отрицательный опыт, который, тем не менее, необходим для нормальной плодотворной жизни. []

     Память, как и любой другой познавательный психический про­цесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем (запоминания и воспроизведения), быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность хранения, готовность к воспроизведению.[]

     Объем памяти – это важнейшая интегральная характеристика памяти, кото­рая характеризует возможности запоминания и сохранения информации, это количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время. Объем кратковременной памяти человека в среднем составляет 7±2 блока информации, который может быть различным (человек может запомнить и повторить 5-9 цифр, 6-7 бессмысленных слогов, 5-9 слов).

     Скорость запоминания – время, в течение которого человек способен запомнить оп­ределенный объем информации.

     Другая характеристика памяти – точность воспроизведения. Эта характери­стика отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно вос­производить запечатленную в памяти информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.

     Длительность хранения – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет (развита долговременная память), некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.

     Готовность к воспроизведению – способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

     Запоминание материала, его сохранение и последующее воспроизведение – одно из удивительных свойств нашего мозга. Недаром И. М. Сеченов называл память «едва ли не самым важным чудом животной и особенно человеческой организации». []

     Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют «следы» в нем, которые могут сохраняться долгие годы (иногда всю жизнь). В коре полушарий как бы проторяются пути для возбуждений, вследствие чего нервные связи в дальнейшем возникают легче и быстрее. Связи, сохраняются и оживают, если возбуждения повторяются» или: угасают, если возбуждения не повторяются. В последнем случае, усвоенное – забывается. Образование и сохранение временных связей и составляет физиологическую основу памяти (энграмма, что значит след). О том, что внешние впечатления оставляют в коре мозга человека «следы», говорят современные опыты, проводимые нейрохирургами. При раздражении отдельных участков мозга электрическим током у больного иногда возникали воспоминания о событиях, в которых он участвовал. Быстрота образования в коре полушарий связей, сохранение их зависит от способности мозга реагировать на раздражения и сохранять «следы» прежних возбуждений. Наряду с природными качествами нервной системы большую роль играет характер деятельности человека, тренировки. Активная умственная работа, наличие большого количества связей в коре мозга способствует тому, что новые ассоциации возникают легче.[]

Информация о работе Развитие объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни по средствам дидактический игр