Развитие объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни по средствам дидактический игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:40, дипломная работа

Краткое описание

Память – самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем «настоящим». Тем не менее, настоящее – это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого, и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития памяти.
1.1. Память как психологическая категория ………………………………..5
1.2. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста ….……16
1.3. Методы изучения памяти у детей ……………………………………….22
1.4. Развитие памяти у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр …..................................................................................24
Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни посредством дидактических игр.
2.1. Изучение уровня развития объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни ……..
2.2. Содержание работы по развитию объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни посредством дидактических игр ………………………
2.3. Анализ результатов работы по развитию объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни посредством дидактических игр. Выводы …
Заключение……………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………….
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Пуртова.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

     В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П. Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская Н.К. называла творческими, подчеркивая их главную особенность - самостоятельный характер. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Она придавала большое значение игре как одному из средств воспитания и формирования личности советских детей: «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных»[].

     В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Надежда Константиновна отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

     Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и практической деятельности многих педагогов.   По существу, в каждой педагогической системе дощкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.

     В педагогической системе немецкого педагога, основоположника общественного дошкольного воспитания Фридриха Фребеля обучение проходило в форме игры с применением так называемых «даров» и сопровождалось песенками, которые помогали донести до сознания маленьких детей смысл дара и самой игры. [Лыкова И.А.  Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. -  М.: Издательский дом «Карапуз» - Творческий центр «Сфера»,  2009. – 144с.].  В систему Ф. Фребеля вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, лучинами и прочее), расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр.

     Мария Монтессори – автор известной системы дидактических игр. Она считала, что игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка. Для обучающих игр - занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Последнее, по мнению М. Монтессори, составляет основу обучения ребенка дошкольного возраста. Эти материалы (клавишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы – вкладыши и др.) были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное, упражняя свою активность.

     Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Е.И. Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно – образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е. И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в предлагаемых Е. И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Е. И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольно – печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях. Это дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды и предметами быта (посуда, мебель и др.), настольно – печатные игры, устроенные по принципу парных картинок, геометрической мозаики. [ Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,1998. – 432с.]

     Игра дидактическая [греч. didaktikos — поучительный] - специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. Дидактическая игра является одной из методических разновидностей обучения. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Феникс, 1999. - 678 с.].

     Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. [ Козлова С.А.,  Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,1998. – 432с.]

ЗДЕСЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ МАТЕРИАЛ ПРО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни посредством дидактических игр

2.1. Изучение уровня развития объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни

    

     Опытно-практическая работа по развитию объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни посредством дидактических игр проводилась на базе ДОУ № 85 ВАО города Москвы в старшей группе. В исследовании принимало участие 20 детей дошкольного возраста: 8 мальчиков и 12 девочек. Средний возраст детей – 5 лет 4 месяца. Список детей дан в приложении (Приложение 1).

     По результатам наблюдения за детьми можно сделать вывод, что большинство детей (какие дети).

     Опытно - практическая работа состояла из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.

     Констатирующий этап проводился с сентября по октябрь 2011 года. На этом этапе была определена следующая задача: изучить уровни развития объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни.

     На основе изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы были определены показатели развития объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни: объем зрительной кратковременной и долговременной памяти, объем слуховой кратковременной и долговременной памяти.

     Данные показатели определили критерии уровней развития объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни.

Высокий (достаточный) уровень: достаточный объем кратковременной и долговременной зрительной и слуховой памяти (объектов).

Средний (приближенный к достаточному) уровень: приближенный к достаточному объем кратковременной и долговременной зрительной и слуховой памяти (объектов).

Низкий (недостаточный) уровень: недостаточный объем кратковременной и долговременной зрительной и слуховой памяти (объектов).

     Для определения уровней развития объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни использовались следующие методы: методика «Узнавание фигур» и методика «10 слов».

     Результаты проведения мониторинга с использованием перечисленных методов, занесены в таблицу 1 «Изучение уровня развития объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни (констатирующий этап)» (Приложение 2). Проанализировав таблицу 1, была построена гистограмма 1 «Уровень развития объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни (констатирующий этап)» (Приложение 3). Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы:

1) высокий (достаточный) уровень развития объема зрительной и слуховой памяти выявлен у ….. детей (), этим детям свойственно ……..;

2) средний (приближенный к достаточному) – демонстрируют …… детей (), этим детям характерно ……..;

3) низкий (недостаточный) уровень определен у ……… детей (), которым свойственно ………….

     Была проведена беседа с воспитателем группы, целью которой было выявление детей, испытывающих трудности, связанные с особенностями процесса памяти. Дополнительно были заданы вопросы об использовании дидактических игр в образовательном пространстве группы. Воспитателю группы были заданы следующие вопросы:

1. Испытывают ли дети трудности в запоминании, сохранении и воспроизведении информации?

2. В чем проявляются эти трудности?

3. В каких видах деятельности проявляются данные трудности?

4. Используются ли в работе с детьми дидактические игры для развития объема памяти и памяти вообще?

     Проанализировав ответы воспитателя, и, сравнив их с результатами мониторинга, можно отметить следующее:

1) …...;

2) …….;

3) …….

     Таким образом, проведенный мониторинг уровня развития объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни, позволили сделать следующие выводы:

1)     …..;

2)     ……;

3)     …….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Содержание работы по развитию объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни посредством дидактических игр

 

     Формирующий этап проводился с октября 2011 по апрель 2012 года. На этом этапе была поставлена задача: подобрать и апробировать содержание работы по развитию объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни посредством дидактических игр.

     Для того, чтобы отобрать содержание работы по развитию объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни посредством дидактических игр была изучена и проанализирована психолого-педагогическая, методическая и периодическая литература. Стоит отметить, что …..

     Перечень дидактических игр представлен в приложении (Приложение 4).

     Работа с детьми проводилась каждый день, в разное время и в разных видах деятельности. Условно работа была разделена на 3 части: начальный этап, основной этап и завершающий этап.

     На начальном этапе дети только знакомились с ….. Опишем несколько …..

     На основном этапе проходила интенсивная работа по апробированию содержания. Все дети …

     На заключительном этапе проводилось закрепление …..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ результатов работы по развитию объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни посредством дидактических игр. Выводы

 

     Контрольный этап проводился в мае 2012 года. На этом этапе была определена задача: оценить эффективность работы по развитию объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни посредством дидактических игр.

     Для решения поставленной задачи было проведено повторное изучение уровня развития объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни с использованием методик «Узнавание фигур» и «10 слов».

     Результаты проведения повторного мониторинга с использованием перечисленных методов, занесены в таблицу 2 «Изучение уровня развития объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни (контрольный этап)» (Приложение 5). Проанализировав таблицу 2, была построена гистограмма 2 «Уровень развития объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни (контрольный этап)» (Приложение 6). Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы:

1) высокий (достаточный) уровень развития объема зрительной и слуховой памяти выявлен у ….. детей (), этим детям свойственно ……..;

2) средний (приближенный к достаточному) – демонстрируют …… детей (), этим детям характерно ……..;

3) низкий (недостаточный) уровень определен у ……… детей (), которым свойственно ………….

     Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов представлены на гистограмме 3 «Сравнение уровня развития объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни (констатирующий и контрольный этапы)» (Приложение 7).

     По результатам проведенной работы можно сделать выводы:

1)     …..;

2)     ……;

3)     ……..;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Развитие объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни по средствам дидактический игр