Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 12:19, курсовая работа
Объект – студенты третьего и пятого курсов.
Цель данной работы – изучение развития профессионального мышления студентов – психологов.
Задачи: 1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу и выявить понятие «профессиональное мышление психолога»
2. Провести эмпирическое исследование профессионального мышления студентов – психологов третьего и пятого курсов.
3. Определить развитие профессионального мышления от третьего к пятому курсу.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ – ПСИХОЛОГОВ ……………….........
Мышление как познавательный процесс……………..
Профессиональное мышление психологов……………
Условия развития профессионального мышления студентов – психологов…………………………………
Выводы……………………………………………………………………
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ – ПСИХОЛОГОВ…………………………
2.1 Организация и методы исследования……………………….
2.2 Результаты исследования профессионального мышления студентов младших курсов…………………………………..
2.3 Результаты исследования профессионального мышления студентов – психологов старших курсов……………………..
2.4 Развитие профессионального мышления студентов психологов……………………………………………………
Выводы………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Барановичский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Возрастная и педагогическая психология»
на тему «Развитие профессионального мышления у студентов психологов в процессе обучения в вузе»
4 курса, группы ДП – 41
Цыбульская Ксения
Руководитель
преподаватель кафедры
психологии
Барановичи, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ – ПСИХОЛОГОВ ……………….........
Выводы………………………………………………………………
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ – ПСИХОЛОГОВ…………………………
2.1 Организация и методы
2.2 Результаты исследования
профессионального мышления
2.3 Результаты исследования профессионального мышления студентов – психологов старших курсов……………………..
2.4 Развитие профессионального
мышления студентов психологов…
Выводы………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Введение
Профессиональный тип (склад) мышления – это преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приёмов решения проблемных задач, способов анализа профессиональной ситуации, принятия профессиональных решений, способов содержания предмета труда, так как профессиональные задачи нередко обладают неполнотой данных, дефицитом информации, ибо профессиональные ситуации быстро меняются в условиях нестабильности общественных отношений.
В настоящее время, когда происходит обновление всех сторон жизни нашего общества, все более очевидным становится необходимость глубокой научной разработки психологических основ формирования современного профессионального мышления специалиста. Поэтому данная тема исследования актуальна в современном мире.
Изучение литературы показало, что проблема формирования профессионального мышления в настоящее время считается одной из важнейших в психологии и требует дальнейшей разработки.
Предмет изучения – профессиональное мышление студентов психологов.
Объект – студенты третьего и пятого курсов.
Цель данной работы – изучение развития профессионального мышления студентов – психологов.
Задачи: 1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу и выявить понятие «профессиональное мышление психолога»
2. Провести эмпирическое
3. Определить развитие профессионального мышления от третьего к пятому курсу.
Методы исследования:
1. Анализ психолого –
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ – ПСИХОЛОГОВ
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.
Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.
Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.
Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.
В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.
Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления.
Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи.
Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества. [14, c.86]
Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредствованность.
Т.е. мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. [15, c.123]
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями: носит опосредствованный характер; всегда протекает с опорой на имеющиеся знания; исходит из живого созерцания, но не сводится к нему; в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме; связано с практической деятельностью человека. [4, c. 97]
В психологической науке различают такие логические формы мышления как: -понятия; -суждения; -умозаключения.
В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:
1) генезису развития;
2) характеру решаемых задач;
3) степени развернутости;
4) степени новизны и оригинальности;
5) средствам мышления;
6) функциям мышления и т.д.
1) По генезису развития различают мышление: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое; абстрактно-логическое.
2) По характеру решаемых задач различают мышление: теоретическое; практическое.
3) По степени развернутости различают мышление: дискурсивное; интуитивное.
4) По степени новизны и оригинальности различают мышление: репродуктивное, продуктивное (творческое).
5) По средствам мышления различают мышление: вербальное; наглядное.
6) По функциям различают мышление: критическое; творческое. [9, c. 164]
Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического). Кроме того, к индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие качества познавательной деятельности как: продуктивность ума; самостоятельность; широта; глубина; гибкость; быстрота мысли; творчество; критичность; инициативность; сообразительность и т.д.
Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания. [14, c.217]
Кроме того, выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач: ориентировочные действия; исполнительные действия; нахождение ответа.
Ориентировочные действия начинаются с анализа условий, на основе которого возникает главный элемент мыслительного процесса - гипотеза.
Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи.
Нахождение ответа состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет - процесс решения продолжается снова и протекает до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи.
Проникновение вглубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В психологии выделяют такие операции мышления, как: анализ; сравнение; абстрагирование; синтез; обобщение; классификация и категоризация.
Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.
Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве.
Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению.
Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.
Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
Классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов.
Категоризация - операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п. [14, c.93]
Характеризуя мышление человека, в первую очередь подразумевают его интеллектуальные способности, т.е. те способности, которые обеспечивают "включение" человека в достаточно широкий круг деятельностей и ситуаций.
В процессе мышления человек использует различного рода средства: практические действия; образы и представления; модели; схемы; символы; знаки; язык.
Опора на эти культурные средства, орудия познания характеризует такую особенность мышления, как его опосредствованность. Наиболее важным средством опосредования мышления является речь и язык. Человеческое мышление - это речевое мышление, т.е. неразрывно связанное с речью. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. [15, c. 167]
Профессиональное мышление – это особенности мышления специалиста, позволяющие ему успешно выполнять профессиональные задачи на высоком уровне мастерства: быстро, точно, оригинально решать как ординарные, так и неординарные задачи в определенной предметной области.
Формирование профессионального
мышления выступает как составная часть
системы профессионального образования.
В студенчестве, во время обучения в вузе,
когда формируется прочная основа трудовой
деятельности, берет свое начало (или должна
начинаться) профессионализация памяти,
мышления, восприятия и других высших
психических функций.
Так начинает развиваться особое профессиональное
мышление, которому должны быть присущи
активность и инициативность, поисковый,
аналитико-синтетический характер, глубина
и широта, логичность и организованность,
доказательность, непротиворечивость,
способность мыслить при «информационных
пустотах», умение выдвигать гипотезы
и тщательно исследовать их, находчивость,
гибкость, скорость, практичность, ясность,
устойчивость, прогностичность, креативность,
критичность.
Осуществляя в течение более
10 лет подготовку практических психологов
для системы образования, задумываясь
над тем, что является главным в этом процессе,
что делает психолога эффективным и успешным,
отечественные ученые все чаще приходят
к выводу, что успех в деятельности практического
психолога зависит прежде всего от качественных
особенностей и уровня процессов мышления
самого психолога, от того, насколько успешно
он смог определить причины психологического
явления проникнуть во внутреннюю, скрытую
от непосредственного наблюдения психологическую
реальность.