Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:20, лекция
Психология античности является истоком и началом научной психологии (первая форма научной психологии). Это не первая психологические представления их корни глубже --- в мифе, религии. Выготский в своем 'Кризисе' писал, что "психология как наука должна была начаться с идеи Души". Он показывает закономерность появления психологии как науки о душе, что отражает факт преемственности между наукой и донаучными представления о душе. Явление и феноменология души были известны давно но попытка объяснения их могла существовать только в рамках уже научного описания. То есть понятие и описание этого явления уже было, а в античности впервые возникают научные представления о душе.
С одной стороны эмпирическая психология являлось основной формой развития психологических знаний в это время (была еще рационалистическая, схоластическая традиция, идущая от Фомы Аквинского, которая тоже развивалась, но достаточно узко и завершилась в 18 в. в философии Х.Вольфа), но она развивалась раздираемая противоречиями (сознание--несознание и т.д.).
У Л.С. Выготского в 'кризисе' сказано, что эмпирическую психологию путают с эмпиризмом как отсутствием теории. Но эмпирическая психология это теория, это определенная концепция, в основе которой лежит представление Локка и Декарта о сознании, об основных характеристиках и источниках понимания этого сознания.
1.3 Естественно-научная и культурно-историческая ориентация в психологии (зарубежной и отечественной).
Ланге раньше Выготского
описал кризис в психологии в "Борьбе
воззрений в современной
Виндельбанд (неокантианство)
противополагает науки
Предшественниками ЕН являются: Гартли, сформулировавший первую ассоцианистическую концепцию в психологии указывал на источник своей концепции -- физическую теорию Ньютона (по оценке современников Гартли --проводилась аналогия между объяснением мира Ньютоном и Гартли в области физического и психического соответственно) и сам закон ассоциации описывался по аналогии с законами Ньютона (притяжение, распространение возбуждения участков мозга результирует в объединение представлений по законам ассоциаций). Дж. Милль в "Системе логики" разрабатывал единую методологию для естественной и моральных наук, суть которой была естественная. Сама "наука -- естественная наука" и других пониманий быть не может.
Факты из истории психологии подтверждающие сильное влияние естественной ориентации в психологии:
1. Психология развивалась
под сильным развитием естестве
Развитие ЕН парадигмы привело к созданию функционализма, бихевиоризма. Ориентация на историю, социологию поставило вопрос о специфике психологии, исключения ее из ЕН и включению только в КИ контекст .
С ориентацией на естествознание связано выделение психологии в самостоятельную науку (Вундт, Сеченов).
Направления и школы современной психологии
Бихевиоризм. Основоположник Дж. Уотсон, который провозгласил, что психология получит право называться наукой, если найдет объективный подход к исследуемым явлениям.
Бихевиоризм -- против субъективизма (понимание предмета и метода), то есть ставящий проблемы объективности. У Ярошевского эта проблема вообще научной психологии. Однако решение этой проблемы было осуществлено радикально, за счет вытеснения субъективного из психологии вообще.
Бихевиоризм ставил практическую цель предсказания и управления поведением ('психология должна стать лабораторией общества'). У Скинера это превратилось в задачу манипулирования. S-R : каждой ситуации соответствует определенное поведение. С помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека, а все процессы связанные с сознанием следует изгнать из сферы научной психологии.
Бихевиоризм явился результатом развития науки и его предпосылками были: из изучения Торндайка (о научении), учение Лойда Моргана, объективная зоопсихология Беккса, Леба. Концепция Уотсона не определяла понятие поведения (это парадокс), она сводила его к внешним проявлением -- совокупность реакций на стимулы. Поведение изучалось в отрыве от опосредующих его условий. Проблема научения является центральной для бихевиоризма, так как Уотсон считал, что врожденных форм поведения не существует. Отсюда вопрос о формировании новых реакций пол принципу обуславливания. В необихевиоризме различия существуют вокруг понимании принципа обуславливания: оперантный бихевиоризм Скинера, Толмен.
Практическое значение: обучение, психотерапия (модификации поведения), различные формы социального научения.
Когнитивный подход
Индивиды не просто машины, слепо-механически реагирующие на воздействие внутренней и внешней среды. Разум человека нечто большее чем информация поступающая из вне. подход состоит в стремлении понять каким образом мы расшифровываем информацию и организуем ее с тем чтобы проводить сравнения, принимать решения и разрешать проблемы.
Гельштальт психология (Вертгеймер).
С точки зрения гештальтпсихологов окружающий нас мир состоит из организованных форм, и само восприятие мира так же организованно. Мы воспринимаем некоторое организованное целое, а не сумму составляющих его частей.
Психоаналитический подход (Зигмунд Фрейд)
Наше поведение в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил, которые он назвал влечение. Они обуславливаются инстинктами, но, прежде всего подавленными желаниями, т.е. желаниями, удовлетворение которых запрещаются на уровне сознания и которые вытеснены в область подсознательного. Эти желания продолжают действовать без нашего ведома, проявляясь в оговорках, сновидениях, непроизвольных отклонений от нашего поведения, оказывая влияние на выбор профессии и творчества. Сексуальное побуждение появляется в наибольшей степени в виду различных социальных ограничений. Именно они побуждает людей действовать и именно благодаря их энергии (либидо) происходит постепенное развитие личности и наступление зрелости.
Многие черты индивидуума и дисгармония в поведении обусловлены неудовлетворенностью и конфликтами подавления этих влечений в детстве.
Информация о работе Развитие психологических представлений в античности