Развитие человека как субъекта труда. Профессиональное становление личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 04:05, реферат

Краткое описание

Процесс превращения личности в профессионала получил в отечественной психологии название профессионализации. Профессионализация представляет собой целостный процесс, который начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие человека как субъекта труда.docx

— 37.80 Кб (Скачать файл)

Характерной особенностью прогрессивной  стадии профессионализации является формирование профессиональных знаний и представлений. В ходе профессионального познания происходит отражение производственной ситуации, которая представляет собой  систему объективных и субъективных факторов, детерминирующих деятельность. К их числу относят параметры  внешней среды, влияющие на выполнение деятельности (условия труда, характер производственных заданий, состояние  оборудования и т.д.), а также личностные особенности индивида, познавательные и двигательные способности.

В.Е. Орел выделяет познавательный и регулятивный уровни отражения  человеком производственной ситуации. На первом (познавательном) уровне человек  использует всю информацию, которая  известна ему о ситуации, а также  понятна и доступна. На втором (регулятивном) уровне человек сосредоточивает  свое внимание только на той информации, которую он будет непосредственно  использовать в деятельности для  управления ею. Поэтому регулятивная структура отражения профессиональной деятельности меньше по своему количественному  составу по сравнению с познавательной. Анализ динамики обеих структур позволил выделить ряд ее закономерностей в процессе профессионального развития. Так, на начальных этапах профессионального становления развитие обеих структур совпадает, наблюдается значительный рост их количественного состава. Затем, начиная с определенного этапа профессионализации, их динамика перестает совпадать. Познавательная структура продолжает увеличиваться, а регулятивная начинает уменьшаться (В.Е. Орел).

В процессе профессионализации общие способности наполняются  профессиональным содержанием и  превращаются таким образом в профессиональные. Последние начинают появляться только тогда, когда деятельность, связанная с общими способностями, наполнится профессионально-технологическим содержанием и это содержание будет различным для разных профессий.

На разных этапах профессионализации доминирующими являются разные группы качеств, при этом наблюдается гетерохронность  развития общих и профессиональных способностей (т. е. они формируются  в разное время). Например, при овладении  профессией педагога на первых этапах профессионализации ведущими по уровню развития являются память, мышление, коммуникативные  способности. Наименьший уровень развития относительно других имеют эмпатия, оперативное мышление, ответственность. На второй стадии профессионализации развитие исследуемых характеристик  имеет равномерный характер. На третьем  этапе эмпатия, оперативное мышление, ответственность приобретают ведущее  значение.

В процессе овладения деятельностью  под влиянием профессии развиваются  также и личностные свойства. Например, тревожность повышается на начальных  этапах профессионального развития, затем снижается, при 3 – 5-летнем стаже она становится неадекватно низкой, а затем вновь повышается до оптимального для данной деятельности уровня (В.Е. Орел).

Развитие личностных особенностей при овладении профессией и ее осуществлении зависит от специфики  труда. Например, профессия юриста вырабатывает самообладание, наблюдательность, бдительность; профессия педагога у ее успешных представителей развивает эмпатию, педагогическую наблюдательность, терпимость, способность распределять внимание. При этом формирование тех или иных характеристик личности как профессионально важных качеств может осуществляться неосознанно, работник не замечает тех изменений, которые происходят в его личности. Развитие личностных особенностей в процессе профессионализации может идти не только за счет непосредственного приспособления личности к профессии, но и за счет компенсаторного, профессионального приспособления (В.Е. Орел). Это означает, что субъект под влиянием требований профессии усилием воли преодолевает в себе определенные личностные черты, которые мешают выполнению деятельности. Например, если требования профессии предполагают постоянный контакт с людьми, личность может преодолеть свою природную застенчивость и постепенно втягивается в общение с людьми.

Регрессивная  стадия профессионального развития. Профессиональное развитие может носить и нисходящий характер. Проявлением негативного влияния профессии на личность является появление самых разных профессиональных деформаций или специфических состояний, таких, например, как феномен психического выгорания.

Под профессиональной деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер. С этой точки зрения деформация распространяется на все стороны физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии. Традиционно понимание профессиональной деформации связано с отрицательным влиянием профессии на психологические характеристики человека, затрудняющим его поведение в повседневной жизни и в конечном итоге способным снизить эффективность труда.

Механизм возникновения  профессиональной деформации имеет  довольно сложную динамику и связан с закреплением негативных изменений  в профессиональной деятельности и  в повседневном поведении и общении. Сначала возникают временные  негативные психические состояния, затем начинают исчезать положительные  качества. Позднее на месте положительных  свойств возникают негативные психические  качества, изменяющие личностный профиль  работника. Наступает устойчивое искажение  конфигурации личностного профиля  работника, что и является деформацией.

Профессиональная деформация затрагивает разные стороны личности: мотивационную, когнитивную, эмоциональную. Ее результатом могут быть специфические  установки и представления, появление  определенных черт личности. Например, профессиональная деформация мотивационной  сферы может проявляться в  чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим сферам.

Профессиональная деформация в познавательной сфере также  может быть результатом глубокой специализации в какой-либо профессиональной сфере: человек ограничивает сферу  своих познаний только теми из них, которые необходимы ему для эффективного выполнения своих обязанностей, демонстрируя при этом полную неосведомленность  в других областях. Другой формой проявления этого феномена является формирование профессиональных стереотипов и  установок. Они представляют собой  определенный уровень достигнутого мастерства и проявляются в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, подсознательных установках, не загружающих  сознания. Отрицательное влияние  стереотипов проявляется и в  упрощенном подходе к решению  проблем, к созданию представления  о том, что данный уровень знаний может обеспечить успешность деятельности.

Сформированные у профессионалов стереотипы и установки могут  также мешать освоению новых профессий. Исследования показали, что понятия  о профессии психолога у представителей медицинской и педагогической сфер и у психологов, имеющих базовое  образование и успешно работающих в своей области, имеют отличия  в отнесенности ряда качеств профессии психолога к разным сферам (В.Е. Орел, Е.И. Рогов и др.). В частности, обе группы выделяют такие качества, как умение расположить к себе людей, доброжелательность, внимание к людям. Однако если психологи относят эти качества к профессиональной компетенции, то врачи и учителя этого не делают. Причина такого расхождения может заключаться в переносе старых моделей на новые условия. В традиционной медицине (и педагогике) существует образ врача (педагога) как профессионала-манипулятора, включающий такие характеристики, как доминирование, авторитарность, требовательность, управление поведением пациента (или ученика). В противоположность врачам и педагогам психологи соответствующих специализаций строят свой образ в контексте психологически ориентированной модели.

Сформированные под влиянием той или иной профессии личностные особенности существенно затрудняют взаимодействие человека в социуме, особенно в непрофессиональной деятельности. В частности, многих учителей отличают дидактическая манера речи, стремление поучать и воспитывать. Если такая  тенденция оправданна в школе, то в сфере межличностных отношений  она раздражает людей. Для учителей также характерен упрощенный подход к проблемам. Это качество необходимо в школе для того, чтобы сделать  объясняемый материал более доступным, однако вне профессиональной деятельности оно порождает ригидность и прямолинейность  мышления.

Профессиональная деформация личностных особенностей также может  возникнуть вследствие чрезмерного  развития одной черты, необходимой  для успешного выполнения профессиональных обязанностей и распространившей свое влияние на непрофессиональную сферу  жизни субъекта. Например, следователь  в своей работе сталкивается с  обманом, коварством и лицемерием, поэтому  у него может выработаться повышенная критичность и излишняя бдительность. Дальнейшее развитие этих черт может  привести к росту чрезмерной подозрительности, когда следователь в каждом человеке видит преступника, причем эта черта  проявляется не только в профессиональной деятельности, но и распространяется на семейные и бытовые отношения.

Другим проявлением отрицательного воздействия профессии на личность являетсяфеномен психического выгорания. В отличие от профессиональной деформации психическое выгорание можно отнести в большей степени к случаю полного регресса профессионального развития, поскольку оно затрагивает личность в целом, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность трудовой деятельности. В.Е. Орел определяет основные характеристики феномена психического выгорания следующим образом.

1. Психическое выгорание  представляет собой синдром, включающий  эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных  достижений. Под эмоциональным истощением  понимается чувство эмоциональной  опустошенности и усталости, вызванное  собственной работой. Деперсонализация  предполагает циничное отношение  к труду и объектам своего  труда. В частности, в социальной  сфере деперсонализация предполагает  бесчувственное, негуманное отношение  к клиентам, приходящим для лечения,  консультации, получения образования  и других социальных услуг.  Наконец, редукция профессиональных  достижений представляет собой  возникновение у работников чувства  некомпетентности в своей профессиональной  сфере, осознание неуспеха в  ней.

2. Феномен психического  выгорания является профессиональным, он отражает специфику социальной  профессиональной сферы, т.е. связан  с работой с людьми и оказанием  им помощи.

3. Психическое выгорание  оказывает отрицательное воздействие  на все стороны личности и  ее поведение, снижая в конечном  итоге эффективность профессиональной  деятельности и удовлетворенность  трудом.

4. Данный феномен является  необратимым, возникнув у человека, он продолжает развиваться, и  можно только определенным образом  затормозить этот процесс. Исследования  показывают, что кратковременный  отход от труда временно снимает  действие этого феномена, однако  после возобновления профессиональных  обязанностей он полностью восстанавливается.

Одной из причин профессионального  выгорания являются напряженные  отношения между клиентами и  работниками. Психологическая опасность  таких взаимоотношений заключается  в том, что профессионалы имеют  дело с людскими проблемами, несущими в себе отрицательный эмоциональный  заряд, который тяжким бременем ложится  на их плечи.

В качестве еще одной причины  выгорания можно назвать высокий  уровень притязаний у работников социальной сферы. Когда высокомотивированные специалисты терпят неудачи в  достижении своих целей и чувствуют, что не способны внести весомый вклад, они испытывают выгорание.

Среди факторов, вызывающих выгорание, особое внимание уделяется  индивидуальным свойствам личности и социально-демографическим характеристикам, с одной стороны, и факторам рабочей  среды – с другой. Среди социально-демографических  характеристик наиболее тесную связь  с выгоранием обнаруживает возраст. Что касается личностных свойств, то высокий уровень выгорания тесно  связан с пассивными тактиками сопротивления, внешним «локусом контроля», низкой степенью личностной выносливости. Показано также наличие положительной  связи между выгоранием и агрессивностью, тревожностью и отрицательной связи  – с чувством групповой сплоченности (В.Е. Орел). Среди факторов рабочей  среды наиболее важными являются степень самостоятельности и  независимости сотрудника в выполнении своей работы, наличие социальной поддержки коллег и руководства, а также возможность участвовать  в принятии решений, важных для организации.

Результатом воздействия  выгорания может стать изменение  места работы и поиск новых  вариантов деятельности. В этой связи  важно помочь человеку в поиске необходимой  информации, выработке навыков грамотного ее анализа, психологической готовности поиска новой работы с учетом своего прошлого профессионального опыта.

Стадии профессионализации личности. На основании полноты профессионального опыта и особенностей его использования выделяют следующие стадии профессионализации личности в цикле овладения человеком одной профессией (Е.А. Климов).

Оптант – человек, выбирающий профессию, карьеру; это потенциальный субъект труда. Типичные проблемы данной стадии: принятие решений в ситуации неопределенности, выбор не только профессии, профессионального учебного заведения, но и образа жизни, связанного с будущей профессией.

Адепт – человек, обучающийся в профессиональном учебном заведении, осваивающий азы профессиональных знаний и умений, а также присваивающий систему профессиональных ценностей, свойственную для сообщества профессионалов. Типичные проблемы этой стадии для психологов труда связаны с совершенствованием программы и методов профессионального обучения, подходов в рамках профессионального воспитания. Для самих адептов – это проблемы оптимального усвоения программы обучения, выбор специализации в рамках вузовской специальности, проба сил и накопление первоначального профессионального опыта, ориентация в возможностях трудоустройства после окончания вуза, техникума, колледжа.

Информация о работе Развитие человека как субъекта труда. Профессиональное становление личности