Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 04:05, реферат
Процесс превращения личности в профессионала получил в отечественной психологии название профессионализации. Профессионализация представляет собой целостный процесс, который начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека.
Характерной особенностью прогрессивной
стадии профессионализации является формирование
профессиональных знаний и представлений.
В ходе профессионального познания
происходит отражение производственной
ситуации, которая представляет собой
систему объективных и
В.Е. Орел выделяет познавательный
и регулятивный уровни отражения
человеком производственной ситуации.
На первом (познавательном) уровне человек
использует всю информацию, которая
известна ему о ситуации, а также
понятна и доступна. На втором (регулятивном)
уровне человек сосредоточивает
свое внимание только на той информации,
которую он будет непосредственно
использовать в деятельности для
управления ею. Поэтому регулятивная
структура отражения
В процессе профессионализации
общие способности наполняются
профессиональным содержанием и
превращаются таким образом в профессиональные.
Последние начинают появляться только
тогда, когда деятельность, связанная
с общими способностями, наполнится профессионально-
На разных этапах профессионализации
доминирующими являются разные группы
качеств, при этом наблюдается гетерохронность
развития общих и профессиональных
способностей (т. е. они формируются
в разное время). Например, при овладении
профессией педагога на первых этапах
профессионализации ведущими по уровню
развития являются память, мышление, коммуникативные
способности. Наименьший уровень развития
относительно других имеют эмпатия,
оперативное мышление, ответственность.
На второй стадии профессионализации
развитие исследуемых характеристик
имеет равномерный характер. На третьем
этапе эмпатия, оперативное мышление,
ответственность приобретают
В процессе овладения деятельностью под влиянием профессии развиваются также и личностные свойства. Например, тревожность повышается на начальных этапах профессионального развития, затем снижается, при 3 – 5-летнем стаже она становится неадекватно низкой, а затем вновь повышается до оптимального для данной деятельности уровня (В.Е. Орел).
Развитие личностных особенностей при овладении профессией и ее осуществлении зависит от специфики труда. Например, профессия юриста вырабатывает самообладание, наблюдательность, бдительность; профессия педагога у ее успешных представителей развивает эмпатию, педагогическую наблюдательность, терпимость, способность распределять внимание. При этом формирование тех или иных характеристик личности как профессионально важных качеств может осуществляться неосознанно, работник не замечает тех изменений, которые происходят в его личности. Развитие личностных особенностей в процессе профессионализации может идти не только за счет непосредственного приспособления личности к профессии, но и за счет компенсаторного, профессионального приспособления (В.Е. Орел). Это означает, что субъект под влиянием требований профессии усилием воли преодолевает в себе определенные личностные черты, которые мешают выполнению деятельности. Например, если требования профессии предполагают постоянный контакт с людьми, личность может преодолеть свою природную застенчивость и постепенно втягивается в общение с людьми.
Регрессивная
стадия профессионального развития. Пр
Под профессиональной деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер. С этой точки зрения деформация распространяется на все стороны физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии. Традиционно понимание профессиональной деформации связано с отрицательным влиянием профессии на психологические характеристики человека, затрудняющим его поведение в повседневной жизни и в конечном итоге способным снизить эффективность труда.
Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно сложную динамику и связан с закреплением негативных изменений в профессиональной деятельности и в повседневном поведении и общении. Сначала возникают временные негативные психические состояния, затем начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника. Наступает устойчивое искажение конфигурации личностного профиля работника, что и является деформацией.
Профессиональная деформация затрагивает разные стороны личности: мотивационную, когнитивную, эмоциональную. Ее результатом могут быть специфические установки и представления, появление определенных черт личности. Например, профессиональная деформация мотивационной сферы может проявляться в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим сферам.
Профессиональная деформация в познавательной сфере также может быть результатом глубокой специализации в какой-либо профессиональной сфере: человек ограничивает сферу своих познаний только теми из них, которые необходимы ему для эффективного выполнения своих обязанностей, демонстрируя при этом полную неосведомленность в других областях. Другой формой проявления этого феномена является формирование профессиональных стереотипов и установок. Они представляют собой определенный уровень достигнутого мастерства и проявляются в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, подсознательных установках, не загружающих сознания. Отрицательное влияние стереотипов проявляется и в упрощенном подходе к решению проблем, к созданию представления о том, что данный уровень знаний может обеспечить успешность деятельности.
Сформированные у
Сформированные под влиянием
той или иной профессии личностные
особенности существенно
Профессиональная деформация личностных особенностей также может возникнуть вследствие чрезмерного развития одной черты, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей и распространившей свое влияние на непрофессиональную сферу жизни субъекта. Например, следователь в своей работе сталкивается с обманом, коварством и лицемерием, поэтому у него может выработаться повышенная критичность и излишняя бдительность. Дальнейшее развитие этих черт может привести к росту чрезмерной подозрительности, когда следователь в каждом человеке видит преступника, причем эта черта проявляется не только в профессиональной деятельности, но и распространяется на семейные и бытовые отношения.
Другим проявлением
1. Психическое выгорание
представляет собой синдром,
2. Феномен психического
выгорания является
3. Психическое выгорание
оказывает отрицательное
4. Данный феномен является
необратимым, возникнув у
Одной из причин профессионального
выгорания являются напряженные
отношения между клиентами и
работниками. Психологическая опасность
таких взаимоотношений
В качестве еще одной причины
выгорания можно назвать
Среди факторов, вызывающих
выгорание, особое внимание уделяется
индивидуальным свойствам личности
и социально-демографическим
Результатом воздействия
выгорания может стать
Стадии профессионализации личности. На основании полноты профессионального опыта и особенностей его использования выделяют следующие стадии профессионализации личности в цикле овладения человеком одной профессией (Е.А. Климов).
Оптант – человек, выбирающий профессию, карьеру; это потенциальный субъект труда. Типичные проблемы данной стадии: принятие решений в ситуации неопределенности, выбор не только профессии, профессионального учебного заведения, но и образа жизни, связанного с будущей профессией.
Адепт – человек, обучающийся в профессиональном учебном заведении, осваивающий азы профессиональных знаний и умений, а также присваивающий систему профессиональных ценностей, свойственную для сообщества профессионалов. Типичные проблемы этой стадии для психологов труда связаны с совершенствованием программы и методов профессионального обучения, подходов в рамках профессионального воспитания. Для самих адептов – это проблемы оптимального усвоения программы обучения, выбор специализации в рамках вузовской специальности, проба сил и накопление первоначального профессионального опыта, ориентация в возможностях трудоустройства после окончания вуза, техникума, колледжа.
Информация о работе Развитие человека как субъекта труда. Профессиональное становление личности