Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 20:19, курсовая работа
Задачами исследования являются:
1. Изучить особенности эмоционального и интеллектуального развития детей раннего возраста.
2. Создать развивающую среду, направленную на эмоциональное и интеллектуальное развитие детей раннего возраста.
3. Выявить эффективные методы активизации эмоциональных и интеллектуальных проявлений детей раннего возраста в игре.
Глава 2. Современные подходы к руководству формированием и развитием эмоциональной сферы ребенка
2.1. Теоретические подходы.
Анализ основных систем развития эмоциональной сферы ребенка позволяет выделить несколько подходов.
Наиболее разработанным можно считать подход, цель которого связана с обогащением эмоциональной сферы, стимулированием эстетических переживаний, развитием художественных, музыкальных, актерских способностей. Методы, разработанные в рамках этого подхода, в основном связаны с составлением целостных концепций и программ обучения и могут считаться педагогическими или психолого-педагогическими. Выделяются и собственно психологические методы, которые опираются на психологические концептуальные подходы. Следует отметить, что, решая вопрос эмоционального развития ребенка, представители данного подхода, как правило, стремятся расширить и его творческий потенциал.
Второй подход к совершенствованию эмоциональной сферы ребенка начал складываться сравнительно недавно. Цель данного подхода связана с разработкой методов психологической коррекции негативных эмоциональных состояний, нарушений в функционировании или отставаний в развитии эмоциональной сферы ребенка, а также особенностей личности, складывающихся на основе негативных процессов. В целом, цель второго подхода можно обозначить как гармонизацию функционирования эмоциональной сферы ребенка.
Рассмотрим теперь взгляды на способы развития и обогащения эмоциональной сферы в отдельных системах и программах в рамках педагогических, психолого-педагогических и психологических методов.
К. Орф, немецкий композитор и педагог, главную цель своей системы связывал с развитием творческих способностей детей в процессе элементарного музицирования. Суть этой деятельности состояла в синтезе музыки с речью, ее ритмической и мелодической стороной; музыка также связывалась с движением, пантомимой, театрализованной игрой, обеспечивая тем самым синтетическую творческую деятельность. Для обучения Орф создал специальные детские инструменты, использовал народные песни, попевки, их оркестровки, театрализации и т.д. в свое время система Орфа была прогрессивной, ее принципы переносились на другие национальные системы музыкального воспитания. Но хотя система была связана с общим музыкальным развитием, в ней были учтены не все стороны музыкальной деятельности; музыка использовалась как фон для других видов деятельности и не рассматривалась во всем своеобразии и богатстве.
В вариативных и некоторых других авторских программах обучения и развития детей с помощью педагогических методов также решается задача обогащения эмоциональной сферы ребенка. Например, для работы с детьми младшего дошкольного возраста создана программа «Малыш» (1997-1998), решающая вопросы эстетического воспитания детей раннего возраста и младших дошкольников; для работы с дошкольниками - программа «Гармония» (НИИ дошкольного воспитания им. А.В. Запорожца, автор К.В. Тарасова).
Задачи и цели эмоционального воспитания и развития детей ставятся в комплексных базисных и вариативных образовательных программах. Причем в некоторых программах обогащение и развитие эмоциональной сферы – основная идея общего развития ребенка, в отдельных программах – составляющая его развития, роль которой оценивается более или менее высоко.
Амплификация эмоциональной сферы как отдельная значимая составляющая общего развития ребенка рассмотрена в программах «Истоки» и «Детство». Положительным моментом данных программ является то, что данный ряд задач решается как методами и средствами эстетического воспитания, так и в контексте коммуникативного взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. [20]
К ряду психолого-педагогических и психологических методов можно отнести специальные программы, в которых поставлена цель развития и обогащения эмоциональной сферы (например, программа рационального эмоционального воспитания А. Вернон, 1983; «Психогимнастика» М.И. Чистяковой, 1990). Также разрабатываются отдельные специально направленные развивающие игры и упражнения, которые направлены на амплификацию разных сторон эмоционального развития ребенка[18].
К данному ряду программ можно отнести психолого-педагогическую программу эмоционального развития детей Е.И. Изотовой и программу развития социальных эмоций у детей в музыкально-эстетической деятельности Е.В. Никифоровой. Данные программы преследуют цель амплификации и развития эмоциональной сферы ребенка, они основаны на понимании закономерностей функционирования эмоциональной сферы в целом, ее отдельных составляющих и способов развития эмоций.[18]
2.2. Развитие эмоций и интеллекта в совместной с педагогом деятельности.
Организация развивающей среды, направленной на эмоциональное и интеллектуальное развитие детей раннего возраста будет осуществляться более успешно при соблюдение следующих условий.
Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени - им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений.
Широкое использование игр, сгруппированных по логическим приемам, на развитие которых они направлены;
С помощью игр-занятий педагог не только передает определенные знания, эмоции, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разных игровых действиях с предметами. Важно, что бы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры-занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.
Для усвоения знаний и умений с большим успехом применяют дидактические игры, для эмоций – игры с правилами, сюжетно-ролевые. Вот почему неумение детей играть может означать задержку в развитии социальных качеств ребенка, его социального сознания.
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Велико и влияние игры на чувства детей. Она обладает притягательной способностью завораживать человека, вызывать волнение, азарт и восторг. По-настоящему игра осуществляется только тогда, когда ее содержание дано в острой эмоциональной форме. Игра пользуется особой любовью маленьких детей, она возникает без принуждения со стороны взрослых, она ведущая деятельность. Это означает, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении и т.п. происходят в игре.
Ребенок получает от успешной игры громадное удовольствие. Он самоутверждается в своей роли, испытывает неподдельную гордость. Реализация в игре творческих возможностей, импровизация, осуществление замыслов вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость, требование повторения игры ,обрастающей все новыми подробностями. Эмоциональный подъем в игре помогает дошкольнику преодолевать негативизм по отношению к другим детям, принять их как партнеров.
обеспечение максимальной самостоятельности ребенка при выполнении игровых заданий;
Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры на занятиях и вне их. Они закрепляют, систематизируют знания. Но более широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре предоставляется детям в отведенные часы игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнера, в создании новых игровых вариантов.
Только в тесном единстве родителей и воспитателя можно перестроить эмоциональную и интеллектуальную сферу детей. [21]
С учетом всего
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Это очень важный период, проживая который, ребенок приобретает умения и способности, которые в дальнейшем позволяют ему освоить мир взрослых. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.
Конкретные задачи, содержание и методы воспитания детей на каждом возрастном этапе определяются особенностями их развития.
Анализ литературы данного направления свидетельствует, что при всей значимости имеющихся исследований, в них далеко не исчерпаны теоретические и практические проблемы, связанные с познанием эмоциональной и интеллектуальной сферы детей раннего возраста.
В ходе нашего исследования мы изучили особенности интеллектуального и эмоционального развития детей раннего возраста, психолого-педагогические методики и подходы, тем самым, достигнув цели нашего исследования. Нами была изучена психолого-педагогическая литература по теме развития детей раннего возраста, мы выполняли необходимые для интеллектуального и эмоционального развития детей раннего возраста условия, создавая благоприятную эмоциональную обстановку в группе, соблюдали нормы и правила межличностного общения, использовали игры и упражнения, направленные на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. Таким образом, занятия, которые мы проводили в ходе нашего исследования, помогли нам значительно повысить общий уровень развития детей раннего возраста, задачи, поставленные в начале, были решены, гипотеза подтверждена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005, с. 446.
[2] Рубинштейн С.Л. Основы психологии. – М.: Учпедгиз, 1935, с. 393.
[3] Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002, с. 7.
[4] Там же.
[5] Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002, с. 8.
[6] Изард К. Эмоции человека. – М.: МГУ, 1980, с. 83.
[7] Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002, с. 10.
[8] Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, с. 158.
[9] Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, с. 160.
[10] Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002, с. 84.
[11] Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002, с. 88.
[12] Там же, с. 89.
[13] Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002, с. 89
[14] Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002, с. 92.
[15] Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002, с. 5.
[16] Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005, с. 443.
[17] Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005, с. 445.
[18] Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, с. 164.
[19]www.vseodetishkax.ru
[20]www.bibliofond.ru
[21] Бондаренко А.К.– Дидактические игры в детском саду, с. 5-12