Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:25, реферат
Следует отметить, что возрастные границы подросково-юношеского периода также, как и границы любого другого возрастного периода являются относительными.
Ювенальный период хронологически взбирает в свои границы позднее отрочество и раннюю юность. Поэтому внутри ювенального периода их целесообразно дифференцировать, поскольку различные глубинные физиологические и психологические механизмы определяют на этих онтогенетических этапах векторы поведения, целеполагания и выстраивания жизненного плана.
Подростково-юношеский возраст. Хронологические границы ювенальности
Изменения в физическом развитии подростка.
Самосознание как новообразование личности подростка. Способы психологической защиты ребенка от проблем.
Познавательная сфера подростка.
- чувство взрослости
- ведущая деятельность подростков
Половая идентичность подростков
Теоретические подходы к изучению подросткового возраста.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский университет «Болашак»
Кафедра Педагогики и психологии
Рефлексивный анализ
На тему: Рекомендации для родителей по ювенальному периоду подростков
Выполнил: Студент гр.Пип 10-1
Жекенова Д.М.
Проверил: Кандидат пс.наук
Никифорова О.В.
Караганда 2013г.
План:
- чувство взрослости
- ведущая деятельность подростков
1.Подростковый-юношеский возраст: хронологические границы ювенальности.
Значение слова «подросток» восходит от латинского и означает меняться, продвигаться вперед, выходить из под опеки, становиться совершеннолетним.
Подростковый возраст (отрочество) |
Юношеский возраст |
Самосознание Освоение гендерной роли Самооценка Интимно-личностное общение |
Будущая профессия Дружба-Любовь «Кем быть? Кого любить?» |
Следует отметить, что возрастные границы подросково-юношеского периода также, как и границы любого другого возрастного периода являются относительными.
Ювенальный период хронологически
взбирает в свои границы позднее
отрочество и раннюю юность. Поэтому
внутри ювенального периода их целесообразно
дифференцировать, поскольку различные
глубинные физиологические и
психологические механизмы
2. Изменения в физическом развитии подростка
Подростковый период сопровождается радикальными анатомо-физиологическими изменениями, психологической ломкой представления о себе и о»мире взрослых»
Л. С. Выготский определил алгоритм развития подростка:
Подростковый возраст биологически относится к пубертатному периоду, т.е этапу полового созревания и интенсивного неравномерного развития и роста организма.
Первым признаком наступления пубертатного периода является увеличение роста и массы тела.
У мальчиков пик скачка роста происходит в 13лет и продолжаясь до 15 а то и до 17 лет |
У девочек обычно начинается и заканчивается скачок роста на 2 года раньше | |
Сначала до «взрослых» размеров
дорастают кисти рук и ступни,
затем руки и ноги удлиняются и
в последнюю очередь – | ||
| ||
| ||
| ||
|
|
Для подростка осознание
своего физического облика, эстетического
эффекта своей внешности
Именно в подростковом
возрасте ярко обозначается стремление
соответствовать внешним
3.Самосознание
как новообразование личности
подростка. Способы
Кризис подросткового возраста связан с возникновением нового уровня самосознания как осмысления подростком своей индивидуальности – неповторимости, уникальности.
Характерной чертой этого периода является потребность познать самого себя как личность с именно ей присущими качествами. Эта потребность актуализирует развитие рефлексии – механизмов самосознания, направленного на анализ, понимания, осознание себя: собственных действий, поведения, чувств, состояние речи.
Процесс самооценивания подростка включает поиск ответов на вопросы:
Именно осмысление подростком значимости и предназначения своего «Я» обеспечивает самодвижение и самоотождествление его личности.
Э.Эриксон, создавший возрастную периодизацию жизненного цикла человека, в качестве основного новообразования подросткового возраста определил Идентичность – тождественность с самим собой.
Особенно в пубертатный период, согласно представлениям Э.Эриксона, идентичность как поиск своего «Я» достигает в своем развитии кульминации.
Идентичность в подростковом возрасте – сложное развивающаяся структура, которая в своем становлении проходит через преодоление кризиса как в прогрессивном так и регрисивном направлении.
Задача подросткового
возраста - интегрировать основные
представления о своем «Я»
в целостную картину
Составляющими «Я-Концепции» являются установки личности на себя
Подростком могут использоваться следующие способы психологической защиты:
Отрицание |
Игнорирование психотравмирующей ситуации |
Регрессия |
Возвращение к онтологический более ранним, инфантильным стратегиям поведения |
Формирование реакции |
Замена неприемлемых импульсов, эмоциональных состояний на противоположные |
Вытеснение |
Устранение из сферы сознание негативных ситуаций |
Подавление |
Более сознательное, чем при вытеснении, избегание психотравмирующей информации |
Проекция |
Приписывание другим людям свойств, качеств, причин поведения, в которых подросток отказывает себе |
Идентификация |
Отождествление с реальным или вымышленным персонажем, с целью приписывания себе желаемых качеств |
Рационализация |
Оправдание подростком тех или иных поступков, интепретация событий с целью снижения их травмирующего влияния |
Сублимация |
Преобразование энергии инстинктивных влечений в сознательно приемлемые способы активности |
Юмор |
Снижение внутреннего напряжения в виде обращения к юмористическим выражениям, шуткам, анекдотам. |
- чувство взрослости
- ведущая деятельность подростков
Кардинальное, переориентация мышления подростка направлена на выявление соотношения между реальным и возможным, между «есть» и «может быть». Именно поэтому его мышление направлено не только на то, как устроена реальность, но и на поиск потенциальных возможностей ее переустройства.
В подростковом возрасте внимание отличается сознательно поставленной целью, становится хорошо управляемым и контролируемым процессом. Наполненная смыслом деятельность способна длительно поддерживать устойчивое сосредоточение. Подросток может сознательно и целенаправленно избирать объект своего произвольного внимания.
Перестраивается память, над механическим запоминанием, доминирует смысловое. При этом, как по форме, так и по содержанию, менятся сама смысловая память: Подростку становится более доступным запоминание абстрактного материала на основе опосредованности, логики, включения мышления.
Развитие воображение подростка связана с его общим интеллектуальным развитием. И свобода построения внутреннего психологического пространства продвигает подростка в развитии.
Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова рассматривают как новообразование сознание, через которое подросток сравнивает себя с другими ( взрослыми и друзьями), определяет образцы для своего поведения, эталоны межличностных взаимоотношений.
Понятие «Взрослость» напоминается в подростковом возрасте разными смыслами. Это и определяет мотивационный диапазон вождения подростков во взрослую жизнь.
Подражание (как следование какому – либо примеру, образцу) является характерным для подросткового возраста. И общение, являющееся в отрочестве самоценным, открывает возможности поиска ценности значимого другого и референтной группы ценности которые подросток принимает, на чьи нормы и оценки поведения он ориентируется.
5.Половая идентичность подростков.
В период пубертатного кризиса подростки начинают осваивать гендерные роли – поведение, нормативно ожидаемое от индивидов мужского и женского пола.
Встраивание моделей поведения ( Я как мужчина, Я как женщина) соответствует половой идентификации – переживанию и осознанию подростком свое половой принадлежности, физиологических, психологических и социальных особенностей своего пола.
Информация о работе Рекомендации для родителей по ювенальному периоду подростков