Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:36, контрольная работа
Выбор профессии это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитываются мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая выгодность. Но, в основном, эти обстоятельства ни как не связаны с индивидуальными особенностями и склонностями человека.
Задатки, врожденные особенности личности, обеспечивающие ее успешность в том или ином виде деятельности, могут быть очевидными и не очень.
Профессиональная ориентация
осуществляется, как уже было сказано,
в следующих направлениях: профессиональное
просвещение, т.е. предоставление молодежи
информации о различных профессиях, о потребностях рынка
труда в кадрах, психофизиологических
требованиях профессии, способах получения
образования для той или иной профессии
и т.п., данное направление включает в себя
профпропаганду (формирование у молодежи
интереса к определенным видам труда изходя
из потребностей предприятия, разъяснение
престижности рабочих профессий, воспитание
у молодежи чувства уважения к этим прфессиям,
профинформирование и профагитацию. Профессиональное
просвещение может проводиться как во
время уроков, так и внеурочное время;
профконсультация – это система оказания
действенной помощи в трудовом самоопределении
учащихся, основанная на изучении личности.[2] Подготовительная профконсультация
должна подвести учащихся к осознанному
и правильному выбору профессии, ведется
она в течение всего периода школьного
обучения. Завершающая профконсультация
направлена на оказание помощи в выборе
профессии в соответствии с интересами,
склонностями и психофизиологическими
способностями ученика. Уточняющая профконсультация
как правило выходит за рамки школы и осуществляется
в ВУЗах, ССУЗах, ПТУ и на предприятиях.
Может иметь вид индивидуальной или групповой
работы. Индивидуальная профконсультация
может проводиться при помощи следующих
методов: беседа (может вестись в свободной
форме или как интервьюирование, т.е. профконсультант
будет придерживаться заранее заготовленные
вопросы); тестирование (проводится для
выявления у клиента профессиональных
интересов, склонностей, способностей
и индивидуальных особенностей, как правило,
для этого используют следующие тесты:
тест «КИ – 40,50, 78, 120 или 174» – Карта интересов
содержащая 50 вопросов, которые направлены
на выявление у клиента познавательных
и профессиональных интересов к 10 областям
деятельности, а так же ДДО (20 и 30), ОПГ,
Голланд, КОС и» Ориентировочную анкету»;
составление формулы выбора профессии;
использование профессиограмм, как правило,
в такой работе применяются неполные варианты;
работа с родителями, в процессе которой
ведется беседа об их мнении относительно
профессионального будущего их ребенка,
об увлечениях и любимых занятиях в разные
годы, о чертах характера ребенка, отношении
к труду, окружающим, об отношениях в разные
годы с учителями и друзьями, о состоянии
здоровья подростка, выясняются взаимоотношения
в семье, кто имеет на ребенка наибольшее
влияние и т.п.); профессиональный подбор
– определение круга профессий, наиболее
подходящих для данного человека с учетом
его психофизиологических и личностных
данных; профотбор, т.е. на основе анализа
медицинских показателей и психологических
качеств человека, которые необходимы
ему, что бы успешно обучаться профессии
или для труда на вакантном рабочем месте,
установить степень его пригодности к
избираемой или рекомендуемой профессии.
Он ведется при помощи аппаратных, тестовых
и др. методик для измерения профессионально
важных качеств. После этого сопоставляются
полученные данные и требования, которые
содержатся в профессиограммах, предъявляемыми
исполнителю тем или иным видом труда;
профадаптация. На этом этапе для молодых
специалистов создается благоприятные
условия труда для их скорейшего вхождения
в процесс производства. Это осуществляется
с помощью социально-экономических, организационно-
М.Я. Сонин определяет сущность профессиональной ориентации и включает в нее следующие компоненты: формирование у подростка формирование общественно значимых мотива выбора профессии; ознакомление на практике учащихся (и других трудоустраивающихся лиц) с содержанием и условиями труда работников различных профессий; изучение состояния здоровья, профессиональных интересов, склонностей и способностей трудоустраивающихся; консультации по вопросам, связанным с продолжением образования, выбором профессии, трудоустройством. Такое определение сущности профориентации дает понять, что оно весьма обширно и многогранно. [3]
На практике система профориентации в РФ включает в себя совместные мероприятия учебных заведений, служб занятости, организаций и т.п. или сложившуюся сеть органов и организаций, занимающихся профориентацией.
Подводя итоги, можно сказать, что для того, что бы понять сущность профессиональной ориентации молодежи необходимо ее рассматривать как целостную и неделимую систему мер. Профориентации имеет свои цели, среди которых можно выделить такие, как достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека и его психофизиологическими особенностями, прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности и обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии т.д. Кроме того, она имеет свои задачи (формирование и развитие профессиоведческой компетенции, обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека) и объекты (семья, самоопределяющаяся личность, государство и.д.). Профессиональную ориентацию осуществляют в нескольких направлениях: профпросвещение, профконсультации, профотбор, профподбор и профадаптация. Работа по этим направлениям должна осуществляться не как отдельные разрозненные мероприятия, а как совокупность мер. Чем будет достигнута наибольшая эффективность профориентационной работы с молодежью.
4. Формы консультационной работы.
Анализируя американскую систему школьной психологической службы «гайденс», В.В.Веселова отмечает, что само ее возникновение было связано с решением именно профориентационных проблем. Со временем обнаружилось, что традиционная профориентация, основанная на идеях Ф.Парсонса, оказалась слишком ограниченной, и сейчас «гайденс» — это «созвездие различных психологических служб», куда входят специалисты (каун-слеры), работающие по собственно учебным проблемам, по проблемам профессиональной, социальной ориентации и другим направлениям работы, вплоть до организации контактов с правоохранительными органами.
Как пишет В.В.Веселова, традиционно американская профориентация отражала «интересы правящего класса» и была «рассчитана на формирование адаптивной личности, усвоившей ценности и стереотипы поведения буржуазного общества». Еще в 1950-е гг. известный американский социолог Р.Миллс писал, что «...нынешние отсталые педагоги приспособили свои представления о содержании и практике педагогической деятельности к требованию воспитания стандартных людей. Они не являются активными глашатаями норм и образцов высокой культурной жизни и интеллектуальной разборчивости. Вместо этого они часто преподносят учащимся различные пустяки и пошлости, относящиеся к ловким приемам достижения успеха на профессиональном поприще и к искусству "приспособления к жизни", т. е. к растительной жизни стандартных людей».
Правда, в последние десятилетия появляется все больше приверженцев реального гуманистического подхода в школьной психологии и профориентации, ориентированных на уникальную личность школьника. Однако, как отмечает В. В. Веселова, по-прежнему многие школьные психологи вынуждены заниматься тестированием и собирать огромные «досье» на своих учеников.
Рассматривая пути построения успешной карьеры, В.Берг в своей несколько ироничной работе «Карьера-суперигра» приводит примеры «правильного» поведения в самых разных жизненных ситуациях (на отдыхе, на банкете, в приемной начальника, в ситуациях, когда приходится участвовать в сплетнях), дает советы, как «научиться выслушивать своих коллег» и как самому откровенничать, помня о том, что «на многих фирмах развита система «тайной» информации», а также знакомит читателя с приемами противоборства с «конкурентами» на пути к успеху .
Рассматривая историю понятия «карьера», В.Берг пишет: «Латинское «каррус» означало для древних римлян не прекрасно выполненную стрижку, а боевые колесницы, построенные в определенном порядке. Еще и сегодня французы называют карьерой поводья, которыми лошадь пристегивается к повозке... Не правда ли, подобное значение слова, пришедшее к нам еще от древних римлян, несет в себе огромный смысл? Упряжка — это ваше профессиональное желание стать на ступеньку выше в служебной лестнице... Жизнь в больших концернах и фирмах часто бывает похожа на большие и непрекращающиеся никогда ралли. На вашем пути к вершине вы встретите много крутых поворотов и скользких дорог, и какая-то из них может оказаться длиной в жизнь» .
Справедливости ради следует отметить, что некоторые элементы иронии по поводу чисто прагматичной ориентации самоопределяющихся людей можно встретить и у отдельных отечественных авторов. Например, С.Степанов в работе «Человек при деньгах. Психология достатка» отмечает, что «трудно быть счастливым без гроша за душой», но «заблуждается тот, кто надеется стать счастливым посредством обогащения». Правда, в одних местах работы автор отмечает, что в истории «понятия "хороший человек" и "богатый человек" существовали независимо друг от друга, эмоционально не пересеклись», а в случае возмещения обиды вполне можно откупиться, поскольку «деньги... выступают символическим возмещением морального ущерба» и «мы в рамках нашей культуры все это воспринимаем непривычно». Таким образом, чтобы стать «хорошим», нужно просто заплатить определенную сумму. Но в любом случае важен сам факт размышления над данной темой, которая во многом является ключевой не только для профессионального, но и для личностного самоопределения.
Интересный опыт профориентационной работы накоплен в Японии, где школьных психологов как таковых нет. Профессор С.Фукуяма разработал систему «профессиональных проб», позволяющих школьникам в течение трех лет (в основном за период 12—14 лет, когда, по мнению многих японских специалистов, и должна вестись профориентационная работа) попробовать свои возможности в 16 основных видах труда ). По специальной системе школьники оценивают свои успехи. Также их успехи оцениваются педагогами. При этом происходит перенос акцента с диагноза в целях прогноза успешности будущего труда на диагноз в целях совершенствования обучения . В целом данная система («система Фукуяма») является развитием «трехфакторной модели Ф.Парсонса», только вместо традиционного третьего фактора (или принципа) — рекомендации о профпригодности; используются «профессиональные пробы» в условиях реальной профессиональной деятельности (в специальных учебных мастерских, максимально приближенных к реальному производству). К сожалению, полноценная реализация системы «профессиональных проб» возможна лишь при реальном внимании государства и производства к школе, т.е. все это не для РФ.
В России профориентационая работа после долгого перерыва (с середины 1930-х гг.) возобновилась в широком масштабе с середины 1980-х гг. Сначала в подшефных школах крупных предприятий такая работа проводилась на уровне «профориентационных мероприятий», отдельных «исследований» и консультаций, а затем во многих школах был введен курс «Основы производства. Выбор профессии».
Вот как выглядел примерный план профориентационных занятий со старшеклассниками в середине 1980-х гг., разработанный Е.А.Климовым и С.Н.Чистяковой:
В целом такая программа в силу своей
серьезности и даже некоторой «академичности»
была больше рассчитана на взрослых людей,
знакомящихся с основами профориентации,
но не на школьников. Кроме того, в те годы
было еще довольно мало активизирующих
и игровых методов работы, поэтому занятия
проходили не очень интересно и их успех
во многом зависел от обаяния преподавателя-
Во второй половине 1980-х гг. активно использовались тесты и субтесты способностей. Например, в Зеленограде на базе Центра профориентации молодежи под руководством А. Г. Владимирова была разработана эффективная по тем временам технология, где схема профориентационной работы была примерно следующей. С учащимися VIII —X классов проводились циклы занятий, на которых школьники в специальных «Тетрадях выбора профессии» заполняли бланки ответов по разным психодиагностическим методикам. В итоге по каждому ученику накапливалась информация, на основе которой можно было выводить профконсультационную рекомендацию.
Интересную программу профориентационной работы с учащимися «Твоя профессиональная карьера» предложил авторский коллектив под руководством С. Н.Чистяковой. В данной программе вместе с теоретическим (общеориентирующим, просветительским) материалом используются различные активизирующие методы (профориентационные викторины, игры, кроссворды, дискуссии). При этом органично сочетаются традиционные формы работы (даже с элементом фольклора в виде пословиц, посвященных труду и выбору профессии) и новые, экспериментальные направления профориентационной помощи .
Интересный опыт профориентационной работы накоплен на базе Томского городского центра профориентации молодежи. Благодаря усилиям администрации центра группа психологов-энтузиастов, вдохновленных В.Б.Борейшей, разработали оригинальную систему профориентационных занятий и консультаций с подростками.
Вот как примерно выглядит план работы с учащимися X—XI классов.
I часть — «Мой выбор». 1. Профессиональный старт: моя исходная ситуация. 2. Профессиональный старт: древо возможностей. 3. Работающее решение. 4. Расширяем пространство выбора. 5. Заказываем желательную работу. 6. Подбираем подходящие профессии. 7. Моя область превосходства. 8. Горячие проблемы. 9. Проясняем внутреннее небо. 10. Взгляд из будущего. 11. Моя роль и безопасность на рынке труда. 12. Рисуем портрет подходящей профессии. 13. Вычисляем самую подходящую профессию. 14. Что подскажет внутренний голос. 15. Насыщаем решение энергией. 16. Планируем профессиональный старт.
II часть — «Алъфаплан-2015». 1. Победители
и неудачники. 2. Мои вза-
имоотношения со временем. 3. Экстерналы
и интерналы. 4. Что такое пла-
нирование карьеры. 5. Прояснение жизненных
ценностей. 6. Идеаль-
ное будущее. 7. Постановка целей. 8. Мои
ресурсы. 9. Проблемная карта.
10. План действий. 11. Оформление плана карьеры.
Данная программа, разработанная уже в первой половине 1990-х гг., включала в себя многие интересные наработки, неизвестные отечественным психологам в 1980-е гг., проводилась с активным использованием различных игровых методов и дискуссий. Таким образом, в отечественной профориентации накапливается достаточно интересный опыт, который еще предстоит по-настоящему осмыслить и использовать в дальнейшем.
Интересный опыт профориентационной работы накапливается в регионах России. Например, в работе А. В. Мордовской «Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников» (2000) описывается опыт профориентационной работы с учетом этнонациональных особенностей народов, проживающих в Саха (Якутия). Предлагаемая автором программа профориентационной работы опирается на определенные национальные традиции и строится с учетом особенностей трудовой деятельности в условиях этого непростого Восточно-Сибирского региона.
В современной РФ издается много пособий, где реализуется традиционная западная модель построения карьеры, берущая начало еще со времен Д. Карнеги и ориентированная на успех в конкурентной борьбе с соперниками. В одной из таких известных работ автор откровенно пишет, ссылаясь на американского бизнесмена X. Маккея: «Вы — товар. Если этот товар не берут, значит, пора подумать об изменении стратегии маркетинга, произвести собственную переоценку так, чтобы увидеть себя в ином свете. Вам следует пересоздать себя и окружающий мир». Далее автор предлагает перейти к «конкретным рекомендациям по организации саморекламы». При всей сомнительности такой «профориентации» следует признать, что для решения ряда задач, связанных с трудоустройством и построением профессионального успеха, многие из советов подобных авторов оказываются эффективными и полезными для определенных групп клиентов (ориентированных на ценности «массового сознания» и «цивилизованного потребления»).
Информация о работе Роль профессиональной ориентации и консультации в выборе профессии