Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Учение о темпераменте возникло еще в древности. Слово «темперамент» в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей»; равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач Гиппократ (Y-IY вв. н.э.). Он впервые дал определение понятия «темперамент» и более или менее подробно описал темпераменты. Под темпераментом он понимал анатомо-физиологические и психологические индивидуальные особенности человека. Он, а затем Гален, наблюдая индивидуальные особенности поведения людей, сделали попытку данные особенности объяснить. Согласно теории Гиппократа, различия между людьми определяются соотношением основных видов жидкостей в их организме.

Содержание

Введение ______________________________________________________ 3
Глава 1. Общее понятие о темпераменте
1.1 Из истории учения о темпераменте _______________________ 6
Глава 2. Типология темпераментов
2.1 Понятие темперамента__________________________________ 12
2.2 Типы темперамента _____________________________________20
2.3 Свойства темперамента, определяющие психологическую
характеристику типов темпераментов_______________________________ 29
Глава 3. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности
3.1 Темперамент и индивидуальный стиль деятельности _________ 31
3.2Темпераментальные особенности школьников в учебно-воспитательной работе ___________________________________________ 32
Заключение____________________________________________________ 40
Литература ____________________________________________________ 42

Вложенные файлы: 1 файл

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 78.97 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

                                                                                    

Введение ______________________________________________________   3

Глава 1. Общее понятие о темпераменте

1.1 Из истории учения о темпераменте  _______________________    6

Глава 2. Типология темпераментов

2.1 Понятие темперамента __________________________________  12 

 2.2 Типы темперамента _____________________________________  20

 2.3 Свойства темперамента, определяющие психологическую

характеристику типов темпераментов_______________________________  29

Глава 3. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности

3.1 Темперамент и индивидуальный  стиль деятельности _________  31

3.2Темпераментальные особенности  школьников в учебно-воспитательной  работе ___________________________________________  32

Заключение____________________________________________________  40

Литература ____________________________________________________  42             

 

Глава 1. Общее понятие о темпераменте

1.1  Из истории учений о темпераменте

Учение о темпераменте возникло еще в древности. Слово «темперамент» в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей»; равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач Гиппократ (Y-IY вв. н.э.). Он впервые дал определение понятия «темперамент» и более или менее подробно описал темпераменты. Под темпераментом он понимал анатомо-физиологические  и психологические  индивидуальные особенности человека. Он, а затем Гален, наблюдая индивидуальные особенности поведения людей, сделали попытку данные особенности объяснить. Согласно теории Гиппократа, различия между людьми определяются соотношением основных видов жидкостей в их организме. При правильном их смешении человек бывает здоров, при неправильном - болен. Одна из жидкостей преобладает, что и определяет темперамент человека. По Гиппократу, таковых жидкостей четыре: кровь, два сорта желчи и слизь (или лимфа). У сангвиников преобладает кровь (лат. sanguis), у холериков - желтая желчь (лат. chole),у флегматиков - слизь (лат. phegma). И наконец, меланхолики - это люди с избытком черной желчи (лат. melanos chole). Названия темпераментов сохранились до наших дней.

Дальнейшее развитие учения о темпераменте  происходило в следующих направлениях.

Все более расширялась психологическая характеристика темперамента. Римский врач Гален (II в.),  в отличие от Гиппократа, характеризует типы темперамента наряду с физиологическими, психологическими и даже нравственными свойствами.

Немецкий философ И.Кант в конце XYIII в. рассматривает темперамент только как психические свойства. Вплоть до новейшего времени характеристика темперамента оставалась преимущественно психологической. В связи с этим изменяется понятие о типах темперамента. Они характеризуются пропорцией не физиологических, а психических свойств. У Канта – это соотношение  разных чувств и разной степени активности деятельности. Он утверждал, что у сангвиника основное стремление есть стремление к наслаждению, соединенное с легкой возбуждаемостью чувствований и с их малой продолжительностью. Он увлекается всем, что ему приятно. Склонности его непостоянны, и нельзя слишком много на них рассчитывать. Доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но скоро их бросает.

У меланхолика господствующая наклонность есть наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему все кажется, что им пренебрегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми и выше всяких утешений.

Холерический темперамент обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость, когда находится под влиянием какой-нибудь страсти. Его страсти мгновенно воспламеняются от малейшего препятствия, и его гордость, мстительность, честолюбие, сила его чувств не знают пределов, когда душа его находится под влиянием страсти. Он размышляет мало и действует быстро, потому что такова его воля.

И, наконец, по мнению Канта, чувствования не овладевают флегматиком быстро. Ему не нужно делать над собой больших усилий, чтобы сохранить свое хладнокровие. Для него легче, чем для других, удержаться от скорого решения, чтобы обдумать его прежде. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и мало возмущается страданиями других. ([1], с.208)

Кречмер  соотносит 3 выделенных типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет  астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный маловпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах [4],[5].

Теория Э.Кречмера была очень распространена в Европе, а  в США приобрела популярность концепция темперамента У.Шелдона, сформулированная в 40-х годах нашего столетия. В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент - это 2 параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. У.Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им выделены 3 типа ([4], [5], [6]):

  1. Эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы);
  2. Мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань);
  3. Эктоморфный   (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань).

При этом людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой ткани; мезоморфному типу свойственно иметь стройное и крепкое тело, большую физическую устойчивость и силу; а эктоморфному - хрупкий организм, плоскую грудную клетку, длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой.

По У. Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: висцеротония (лат.  viscera- “внутренности”), соматотония (греч. soma - “тело”) и церебротония (лат.  cerebrum - “мозг”).

 

 

Типы темперамента (по У.Шелдону)

Висцеротония

Соматотония

Церебротония

Расслабленность в осанке и движениях.

 

Любовь к комфорту.

 

 

Медленная реакция.

 

Пристрастие к еде.

 

 

Социализация пищевой потребности.

 

Наслаждение от процесса пищеварения.

 

Любовь к компаниям, дружеским излияниям Социофилия (любовь к общественной жизни).

 

Приветливость со всеми.

 

Жажда любви и одобрения окружающих.

 

Ориентация на других.

 

 

Эмоциональная ровность.

 

Терпимость.

 

Безмятежная удовлетворенность.

Хороший сон.

 

Отсутствие взрывных эмоций и поступков.

 

Мягкость, легкость в обращении и внешнем выражении чувств.

 

Общительность и расслабленность под воздействием алкоголя.

 

Потребность в людях в тяжелую минуту.

 

Ориентация на детей и семью.

Уверенность в осанке и движениях.

 

Склонность к физической деятельности.

 

Энергичность.

 

Потребность в движениях и удовольствие от них.

 

Потребность в доминировании.

 

Склонность к риску в игре случая.

 

Решительные манеры.

 

Храбрость.

 

 

Сильная агрессивность.

 

Психологическая нечувствительность.

 

Клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства).

 

Отсутствие сострадания.

 

С трудом приглушаемый голос.

Спартанская выносливость боли.

Шумное поведение.

 

Внешний вид соответствует более пожилому возрасту.

 

Объективное и широкое мышление, направленное вовне.

 

Самоуверенность, агрессивность под воздействием алкоголя.

 

Потребность в действиях в тяжелую минуту.

 

Ориентация на занятия юношеского возраста.

Заторможенность в движениях, скованность в осанке.

 

Чрезмерная физиологическая реактивность.

 

Повышенная скорость реакций.

Склонность к уединению.

 

 

Склонность к рассуждениям, исключительное внимание.

 

Скрытность чувства,

эмоциональная заторможенность.

Самоконтроль мимики.

 

Социофобия (страх перед общественными контактами).

 

Заторможенность в общении.

 

Избегание стандартных действий.

 

Агрофобия (боязнь открытого пространства).

 

Непредсказуемость установок (поведения).

Тихий голос, избегание шума.

 

Чрезмерная чувствительность к боли.

Плохой сон, хроническая усталость.

Юношеская живость и субъективное мышление.

 

Концентрированное, скрытое и субъективное  мышление.

 

 

Устойчивость к действию алкоголя и других репрессантов.

 

 

Потребность в уединении в тяжелую минуту.

 

Ориентация на пожилой возраст.


 

В психологической науке большинство конституционных концепций стало объектом острой критики. Основной недостаток подобных теорий состоит в том, что в них недооценивается, а иногда просто открыто игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида.

Свойства темперамента, например, социализация пищевой потребности, любовь к компаниям и дружеским излияниям, терпимость и отсутствие сострадания, нельзя считать наследственными свойствами того же порядка, что и телосложение. Известно,  что такие свойства, возникая на основе определенных анатомо-физиологических особенностей индивида, формируются под воздействием воспитания и общественной  среды ([4],[5]).

Гормональные теории темперамента односторонне преувеличивают роль желез внутренней секреции и не в состоянии объяснить приспособление темперамента к требованиям деятельности ([1], c. 409).

На самом деле, давно известна зависимость протекания психических процессов и поведения человека от функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И.П. Павловым и получила развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей [4].

Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял русский ученый-физиолог И.П.Павлов, открывший свойства высшей нервной деятельности. В лабораториях Павлова, где на собаках изучали условные рефлексы, обнаружили, что у разных животных условные рефлексы образуются по-разному: у одних они образуются быстро и долго сохраняются, у других же, напротив, медленно и угасают быстро; одни животные могут переносить большие нагрузки при сильных раздражителях, а другие при тех же условиях впадают в тормозное состояние. ([1], с.208-209)

На основе полученных результатов исследований Павлов показал, что в основе каждого из четырех темпераментов лежит то или иное соотношение основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности. В отличие от предшественников, он взял для исследования не внешнее строение тела, как это делал немецкий психиатр Кречмер, и не строение сосудов (П.Ф.Лесгафт), а организм как целое и выделил в нем мозг ([2], с.307).

Учение И.П.Павлова. Им выделено три основных свойства нервной системы:

    1. сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток;
    2. уравновешенность нервной системы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения (или их баланс);
    3. подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения торможением и наоборот.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной клетки при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П.Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Подвижность нервных процессов проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к  другому ([4], С.384).

И.П.Павлов выяснил, что темперамент каждого животного зависит не от одного из свойств, а от их сочетания.  Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамент, он назвал типом нервной системы, или тип нервной деятельности. ([1], c. 408).

И.П.Павлов различал 4  основных типа нервной системы ([1],[3],[4]):

    1. сильный, уравновешенный, подвижный (“живой” по И.П.Павлову – сангвинический темперамент);
    2. сильный, уравновешенный, инертный (“спокойный” по И.П.Павлову – флегматический темперамент);
    3. сильный, неуравновешенный тип с преобладанием процесса возбуждения (“безудержный” тип, по И.П.Павлову – холерический темперамент);
    4. слабый тип (“слабый”, по И.П.Павлову – меланхолический темперамент).

Выявленные  И.П.Павловым основные комбинации свойств и типы нервной системы, от которых зависит темперамент, являются общими у человека и животных. Поэтому они получили название общих типов. Таким образом, физиологической основой темперамента является  общий тип нервной системы ([1], c. 408).. Павлов связывал  общие типы нервной системы с традиционными типами темперамента (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик), хотя понимал, что должны существовтаь и другие свойства нервной системы, и  другие их комбинации, и, следовательно, другие типы темперамента.

Информация о работе Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности