Роль эмоций в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 11:49, реферат

Краткое описание

Обсуждая вопрос о значении эмоций для человека, П. В. Симонов пишет: «Трудно допустить, чтобы их наличие было биологически бессмысленным, хотя определить значение эмоций в приспособительном поведении живых существ гораздо труднее, чем может показаться на первый взгляд. С точки зрения некоторых физиологов, "эмоция", "инстинкт", врожденный рефлекс" - практически совпадающие понятия.

Содержание

1. Роль и функции эмоций…………………………………………..4
1.1. Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций..............4
1.2 Эмоции как механизм, помогающий принятию решения….......6
1.3. Причины разнообразия эмоций................................................9
2. Характеристика различных эмоций ......................................10
2.1 Волнение.....................................................................................10
2.2 Тревога........................................................................................10
2.3 Страх............................................................................................11
2.4 Отчаяние......................................................................................12
2.5 Удовлетворение...........................................................................13
2.6 Радость.........................................................................................13
2.7 Обида................................................................................................14
2.8 Разочарование..................................................................................14
2.9 Досада...............................................................................................15
2.10 Гнев................................................................................................15
2.11 Печаль............................................................................................16
2.12 Уныние...........................................................................................16
2.13 Тоска и ностальгия........................................................................17
2.14 Горе.................................................................................................17
2.15 Веселье.............................................................................................18
2.16 Смущение........................................................................................18
2.17 Стыд.................................................................................................19
2.18 Удивление.......................................................................................20
2.19 Интерес............................................................................................23
2.20 Чувство юмора................................................................................23
2.21 Стресс (состояние эмоциональной напряженности)..............24
2.22 Скука (состояние монотонии)..................................................26
3. Управление эмоциями...............................................................28
3.1. Значение управления эмоциями..............................................28
3.2. Вызов желательных эмоций...................................................30
3.3. Устранение нежелательных эмоциональных состояний.......30
4. Список использованной литиратурой…………………….......32

Вложенные файлы: 1 файл

Роль эмоции человека в жизнии.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АВИАЦИОННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра Социологии и социальных технологий

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

 по дисциплине

«Психология и  педагогика»

на тему:

«Роль эмоций в жизни человека»

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. ПБ-106

Киселёв А.С.

Проверила: канд. пед. наук, доцент

Иванова А.Д.

 

 

 

Уфа 2011 г.

Содержание

1. Роль и функции эмоций…………………………………………..4                                                                     

1.1.    Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций..............4

1.2    Эмоции  как механизм, помогающий принятию  решения….......6

1.3. Причины разнообразия эмоций................................................9

2.  Характеристика различных эмоций ......................................10                                                 

2.1 Волнение.....................................................................................10

2.2 Тревога........................................................................................10

2.3 Страх............................................................................................11

2.4 Отчаяние......................................................................................12

2.5 Удовлетворение...........................................................................13

2.6 Радость.........................................................................................13

2.7 Обида................................................................................................14

2.8 Разочарование..................................................................................14

2.9 Досада...............................................................................................15

2.10 Гнев................................................................................................15

2.11 Печаль............................................................................................16

2.12 Уныние...........................................................................................16

2.13 Тоска и ностальгия........................................................................17

2.14 Горе.................................................................................................17

2.15 Веселье.............................................................................................18

2.16 Смущение........................................................................................18

2.17 Стыд.................................................................................................19

2.18 Удивление.......................................................................................20

2.19 Интерес............................................................................................23

2.20 Чувство юмора................................................................................23

2.21  Стресс (состояние эмоциональной напряженности)..............24

2.22 Скука (состояние монотонии)..................................................26

3. Управление эмоциями...............................................................28                                                                       

3.1.  Значение управления эмоциями..............................................28

3.2.  Вызов желательных эмоций...................................................30

3.3.  Устранение нежелательных эмоциональных состояний.......30

4. Список  использованной литиратурой…………………….......32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль и функции эмоций

Обсуждая вопрос о значении эмоций для человека, П. В. Симонов пишет: «Трудно допустить, чтобы их наличие было биологически бессмысленным, хотя определить значение эмоций в приспособительном поведении живых существ гораздо труднее, чем может показаться на первый взгляд. С точки зрения некоторых физиологов, "эмоция", "инстинкт", врожденный рефлекс" - практически совпадающие понятия. Все ясно и просто: пищевой рефлекс - пищевая эмоция, голод. Оборонительный рефлекс - оборонительная эмоция, агрессия, страх, ярость. Половой рефлекс - половое влечение...

К. Изард полагает, что человеческие эмоции возникли для  закрепления взаимной привязанности  матери и ребенка. «По мере эволюции наших предков период взросления и обучения молодых особей становился все более длительным - им требовался все больший и больший срок, чтобы научиться добывать пищу, заботиться о себе» .

Роль эмоций говоря о том, для чего человеку нужны эмоции, следует, различать их функции и роль. Функция эмоций — это узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме, а их роль - это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения. Роль эмоций для человека может быть положительной и отрицательной.

1.1 Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций

«Отрицательные» эмоции, играют более важную биологическую  роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных»  эмоций функционирует у ребенка  с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно позднее. «Отрицательная» эмоция - это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция - это сигнал возвращенного благополучия. Имеется и книжное понимание функции как роли, значения, однако, в отличие от книжного понимания, я буду различать понятия «функция» и «роль».

 Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций  страх, гнев, ярость повышают интенсивность обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга, усиливают сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям.

«Отрицательные эмоции, - как правило, обеспечивают сохранение того, что уже достигнуто эволюцией  или индивидуальным развитием субъекта. Положительные эмоции революционизируют  поведение, побуждая искать новые, еще  не удовлетворенные потребности, без которых немыслимо наслаждение.

Без «положительных» эмоций, трудно себе представить те формы  освоения действительности, которые  не продиктованы непосредственным утилитарным  эффектом: игру, художественное творчество и восприятие произведений искусства, теоретическое познание, в этих областях деятельности человека побуждающее влияние «отрицательных» эмоций ничтожно, если оно вообще имеется.

Говоря о  роли эмоций в жизни человека неправомерно ставить вопрос, для чего, с какой  целью некто переживает эмоции. Такие вопросы правомерны в отношении сознательно ставящихся целей. Эмоции же возникают чаще всего непроизвольно. Поэтому по отношению к ним можно поставить только вопрос: какая польза или вред может быть человеку от возникновения той или иной эмоции?

Мнения ученых о значении эмоций и выполняемых  ими функциях расходятся. Однако несомненна главная функция эмоций - их участие  в управлении поведением человека.

Участие эмоций в управлении поведением и деятельностью человека обсуждалось мыслителями. Например, Аристотель, рассматривая причины познания, пришел к выводу, что ее побудителем является чувство удивления.

Надо отметить, что в истории изучения эмоций был и другой период, когда эмоции рассматривались, «как побочные явления, никак не участвующие в реальной жизни человека, как простое осознание периферических изменений».

Участие эмоций в управлении поведением и деятельностью  человека было признано большинством психологов, что нашло отражение  в «мотивационной» теории эмоций, которая отстаивает функциональное единство эмоциональных и мотивационных процессов. Из отечественных ученых еще в начале 20 века этой позиции придерживался Л. И. Петражицкий. Во второй половине XX века эта теория окончательно оформилась и получила широкое распространение среди западных психологов.

Мотивационная роль эмоций - эмоции играют заметную роль на всех этапах мотивационного процесса: при оценке значимости внешнего раздражителя, при сигнализации о возникшей потребности и оценке ее значимости, при прогнозировании возможности удовлетворения потребности, при выборе цели.

1.2 Эмоции как механизм, помогающий принятию решения.

Эмоции, указывая на предметы и действия с ними, которые  способны привести к удовлетворению потребности, тем самым способствуют принятию решения. Очень часто, достижение желаемого не обеспечивается информацией, необходимой для принятия решения. Тогда проявляется компенсаторная функция эмоций, которая, состоит в замещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом, эмоция придает этому объекту соответствующую окраску (нравится он или нет, плохой он или хороший), в частности, в связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.

Хотя эмоции сами по себе не являются мотивами они  могут выступать в мотивационном  процессе не только в качестве «советчика» или энергетического усилителя побуждений, возникающих в процессе мотивации, но и самого побудителя, правда, не действий по удовлетворению потребности, а мотивационного процесса. Это происходит в том случае, когда у человека возникает потребность в эмоциональных ощущениях и переживаниях и когда человек осознает их как ценность.

Разрушающая роль эмоций. Эмоции могут играть в жизни человека не только положительную, но и отрицательную роль. Они могут приводить к дезорганизации поведения и деятельности человека. Эта роль эмоций в первой трети XX века признавалась едва ли не единственной.

П. Жане указывал, что эмоция - это дезорганизующая  сила. Эмоция вызывает нарушения памяти, навыков, приводит к замене трудных  действий более простыми. Выявлено отрицательное влияние переживаний, связанных с предыдущим неуспехом, на быстроту и качество интеллектуальной учебной деятельности подростков.

Во многих случаях разрушающея роль эмоций, очевидно, связана не столько с их модальностью, сколько с силой эмоционального возбуждения.

Страх, например, может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Это  приводит либо к отказу от деятельности, либо к замедлению темпов овладения какой-либо деятельностью, представляющейся человеку опасной. Разрушающая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху. При сильном волнении человеку бывает трудно сосредоточиться на задании, он может позабыть, что ему надо делать.

Использование эмоций как средства манипулирования  другими людьми. В рамках коммуникативной роли эмоции могут использоваться для манипулирования другими людьми. Часто мы сознательно или по привычке демонстрируем те или иные эмоциональные проявления не потому, что они возникли у нас естественным образом, а потому, что они желательным образом воздействуют на других людей.

Об этой функции  эмоций знает уже малыш, который использует ее для достижения своих целей: ведь плач, крик, страдальческая мимика ребенка вызывает у родителей и взрослых сочувствие. Таким образом, эмоции помогают человеку добиваться удовлетворения своих потребностей через изменения в нужную сторону поведения других людей.

В качестве средств  манипулирования используются улыбка, смех, угроза, крик, плач, показное равнодушие, показное страдание и т. п.

При манипулировании  воспроизводится «эмоциональная заготовка» - энграмма. Память запечатлевает ситуации, при которых «эмоциональная заготовка» дает нужный эффект, и в последующем человек использует их в аналогичных ситуациях. Энграммы составляют манипулятивный опыт человека. Они бывают положительного и негативного свойства, если их рассматривать с точки зрения влияния на других людей. Первые призваны вызывать к себе положительное отношение (доверие, признание, любовь). В этом случае в ход идут такие мимические средства, как улыбка, смех, голосовые интонации лирического и миролюбивого спектра, жесты, символизирующие приветствие, принятие партнера, радость от общения с ним, движения головы, выражающие согласие, движения туловища, свидетельствующие о доверии к партнеру и т. д. Вторые наполнены символикой агрессии, вражды, гнева, отчуждения, дистанцирования, угрозы, неудовольствия. Например, родитель делает грозное выражение лица, повышает голос и употребляет бранные слова в адрес ребенка. Но это не означает, что он в этот момент ненавидит ребенка, он лишь добивается от него желаемого поведения.

1.3 Причины разнообразия эмоций

Зачем человеку такое разнообразие эмоциональных  реакций? Чем отличаются механизмы  возникновения одной эмоции от другой? Почему данный объект, сигнал, данная ситуация вызывает в нас именно эту, а не другую эмоцию? Является ли это «заслугой» раздражителя или спецификой работы определенных мозговых структур?

У. Джемс, исходя из своего понимания механизма возникновения  эмоций, видел причину разнообразия эмоциональных реакций в бесчисленности рефлекторных актов, возникающих под влиянием внешних объектов и немедленно осознаваемых нами. Поскольку в рефлекторном акте нет ничего неизменного, абсолютного, и рефлекторные действия могут варьировать до бесконечности, то варьируют до бесконечности и психические отражения этих физиологических изменений, т. е. эмоции.

Информация о работе Роль эмоций в жизни человека