Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:27, реферат
Перед истинным лидером открываются любые двери, дающие множество плюсов и новых возможностей: успех, богатство, полезные связи и всеобщее признание. Однако не каждый человек становится лидером. Лидер – это вождь, глава коллектива или группы людей. Современное лидерство — это диалог, делегирование полномочий, создание условий для результативности подчиненных, работа над их развитием, коучинг. То есть, лидер должен иметь определенный круг подчиненных. Иначе, какой он лидер без последователей?
1. Введение…………………………………………………………………......3
2. Ключевые качества современного лидера……………………………...4
2.1 Системные навыки…………………………………..............................5
2.2 Коммуникативные навыки………………………………………....….8
2.3 Внутренние качества………………………………………………......11
3. Роль VQ в лидерстве…………………….…………………………….......15
3.1 Способы увеличения энергии лидера………………............................16
3.2 Способы увеличения энергии подчиненных……….……………....…16
3.3 Применение VQ на уровне организации………………………....…...17
4. Заключение……………………………………………………………..…..19
5. Список литературы………………………
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение…………………………………………………………
2. Ключевые качества современного лидера……………………………...4
2.1 Системные навыки…………………………………...........
2.2 Коммуникативные навыки………………………………………....….8
2.3 Внутренние качества………………………………………………....
3. Роль VQ в лидерстве…………………….…………………………….
3.1 Способы увеличения энергии лидера………………..................
3.2 Способы увеличения энергии подчиненных……….……………....…16
3.3 Применение VQ на уровне организации………………………....…...17
4. Заключение……………………………………………………
5. Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Перед истинным лидером открываются любые двери, дающие множество плюсов и новых возможностей: успех, богатство, полезные связи и всеобщее признание. Однако не каждый человек становится лидером. Лидер – это вождь, глава коллектива или группы людей. Современное лидерство — это диалог, делегирование полномочий, создание условий для результативности подчиненных, работа над их развитием, коучинг. То есть, лидер должен иметь определенный круг подчиненных. Иначе, какой он лидер без последователей?
Однако лидер определяется не только по этому критерию. Также одним из ключевых качеств современного лидера является наличие цели. Глава коллектива должен знать, к чему он ведет своих последователей: в ином случае, он просто кумир в толпе фанатов. И все равно, этого мало – настоящий лидер также обладает внутренней энергией, притягательностью и неповторимостью. Иными словами – харизмой. Потому как главная задача лидера – это привлечь людей к собственной персоне, заставить их верить ему.
КЛЮЧЕВЫЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ЛИДЕРА
Современный мир так стремительно развивается, и порой кажется, что лидер – это сверхчеловек, который должен уметь выходить из любых сложных ситуаций и обладать огромным рядом навыков.
Самая большая проблема, с которой столкнулись исследователи, изучающие лидерство, — это выбор подходов и язык описания лидерского феномена. В своей жизни и в истории мы можем встретить лидеров, которые очень сильно отличаются друг от друга, но в то же время в них определённо есть общие черты. Но именно это общее кажется чем-то неуловимым и постоянно ускользает. И даже в случае нахождения определённых закономерностей трудно найти инструменты, позволяющие эти закономерности измерить, описать, а затем сформулировать в виде простых, чётких рекомендаций и инструкций, которые могли бы помочь развить в себе лидерский потенциал.
Один из способов такого описания — это так называемый качественный подход или описание качеств, которыми должен обладать лидер. По данным ряда исследователей, было определено около 70 качеств, так или иначе соответствующих критериям лидерства. Но эти данные зачастую между собой несогласованны, да и развитие в себе такого числа качеств — задача практически невозможная. Ученые поставили себе задачу выбрать те качества, которые, на их взгляд, являются ключевыми и наиболее полно определяют лидерство; определить, какие качества стоит развить в лидере в первую очередь, чтобы по закону Парето, приложив к их развитию 20% усилий, получить 80% результата. Для этого они сформировали ряд критериев, которым должны соответствовать эти качества. Во-первых, качество лидера должно быть разделяемо большим числом исследователей, то есть быть достаточно референтным. Во-вторых, качество должно быть ключевым или хотя бы значимым. Без этого качества не мог бы обойтись ни один из общепризнанных лидеров прошлого и современности. Ну и, наконец, в-третьих, качество должно иметь оформленную внутреннюю структуру, чтобы была возможность указать способы его развития, разложив на составные части. Таким образом, исходя из этих критериев, выделилось 12 основных лидерских качеств, на рассмотрении которых мы и остановимся.
Для удобства работы с лидерскими качествами они были разделены на три группы: системные навыки, коммуникативные навыки и внутренние качества:
Группы навыков | Лидерские качества |
Системные навыки. | 1. Видение. 2. Целеполагание. 3. Чувствительность к изменениям. 4. Гибкость. 5. Целеустремлённость, настойчивость. |
Коммуникативные навыки. | 1. Умение мотивировать, вдохновлять, убеждать. 2. Коммуникабельность. |
Внутренние качества. | 1. Уверенность в себе. 2. Дерзновенность. 3. Проактивность. 4. Самообладание. 5. Внутренняя целостность. |
Системные навыки
Видение.
Лидер, как ясновидящий, должен обладать даром «подглядывать» в будущее, видеть перспективы и новые возможности для развития. Умение видеть то, чего не видят другие, помогает лидеру ставить более серьезные и глобальные цели, тем самым собирая вокруг себя людей, готовых идти за ним. Оно отвечает на вопрос: «А что будет через 5, 10, 15 лет?» Видение помогает рисовать картины и выстраивать перспективы. Оно даёт возможность заглянуть туда, куда заглядывают единицы, а может быть, и никто. И именно оно даёт первый толчок к движению и развитию, ведь, обладая этим качеством, можно ставить значительно более значимые, глобальные и дерзкие цели. Умение создавать видение сплачивает, вдохновляет людей и возбуждает у них желание следовать за лидером, обладающим данным талантом. И конечно, отличие лидера от фантазёра или фантаста состоит в том, что лидер умеет задать себе вопросы: «А как это будущее сделать реальностью? Что из этого можно воплотить в действии? А какую часть мечты могу воплотить лично я и моя команда?» И здесь мы уже переходим к следующему лидерскому навыку — умению ставить цели
Целеполагание (навык постановки цели).
Целеполагание позволяет сформулировать видение в совершенно конкретный осязаемый результат. Выстроить дорожки-стратегии, по которым можно достичь желаемых целей кратчайшим путём. Целеполагание позволяет ясно видеть цель, а не только отдалённые перспективы и манящие маяки на горизонте. Хорошо сформулированный результат позволяет цели стать чёткой, ясной, понятной. Лидер не просто ставит цели (как правило, эти цели обладают определенным ощущением, вкусом, запахом и имеют особую окраску). Цель лидера амбициозна, она содержит в себе вызов! Это не просто очередной холм в пространстве достижений — это вершина. Такой подход даёт определённое состояние — состояние страстности, когда цель делает вызов: «А в этот раз сможешь?» Именно поэтому лидер часто достигает значительно большего! Но при этом такой подход к постановке цели — это не безрассудная трата ресурсов на борьбу с ветреными мельницами, а вполне рациональные и продуманные решения, подпитанные изнутри особым состоянием. И конечно, это не отменяет важных правил, при которых цель с большей вероятностью сможет реализоваться. Эти правила достаточно просты и прагматичны, при этом их нарушение может привести к печальным последствиям.
Чувствительность к изменениям.
Ещё до того как увидеть цель, необходимо постоянно сканировать пространство вокруг себя и быть готовым к малейшим изменениям. Лидер должен обладать необходимым набором сенсоров, которые постоянно в действии. Лидер должен видеть, слышать и чувствовать всё, что находится в отдалённом доступе, а тем более в зоне ближайшей досягаемости. Несмотря на то, что информационное пространство современного мира загружено терабайтами информации, лидер должен уметь отличать и выбирать золотые крупицы нужной информации, которая касается непосредственно его, его команды, компании, рынка. Если вы не будете первым, кто среагирует на новый сигнал о важных изменениях, то это сделают другие, и вы рискуете проиграть уже на старте. Но особенно чутко стоит относиться к сигналам, приходящим изнутри системы. Если до вас доходят слухи, что в вашей компании некоторые сотрудники не довольны уровнем социального обеспечения, то стоит на это, по меньшей мере, обратить внимание, иначе через некоторое время часть сотрудников может оказаться в компании конкурентов, предлагающих лучший соцпакет. На сегодняшний день, по сравнению с 70-ми годами ХХ века, средний срок работы в компании топ-менеджеров сократился с 25 до 7 лет и продолжает сокращаться. Поэтому, вовремя не уловив важный сигнал, мы рискуем распрощаться с большой частью наших квалифицированных работников.
Гибкость (выход за рамки).
Лидер в каждый момент времени должен обладать большим набором стратегий и выборов. Это позволяет для каждой конкретной ситуации иметь возможность поступить наиболее эффективно, подобрав к её решению необходимый ключик. Когда для выхода из ситуации есть только одна стратегия, то это шаблон; когда две — это дилемма. Выбор начинается, когда в запасе есть три и больше альтернативных вариантов действия. Как правило, у человека есть совершенно ограниченный набор стратегий, что не позволяет поступать ему гибко, а значит, его эффективность снижается. Если человек привык толкать дверь от себя, то, даже несмотря на предупреждение, висящее на двери большими красными буквами «открывается на себя», он будет толкать дверь сильнее и сильнее, пока не решит, что дверь закрыта. Лидер, обладающий ограниченным набором стратегий, становится легко читаемым и предсказуемым, а следовательно, легко управляемым.
Одной из разновидностей гибкости ума и поступков является умение выйти за рамки системы. Например, опыт гениальных полководцев показывает, что на первый взгляд совершенно неблагоразумный поступок, противоречащий всем правилам боевого искусства, приводит к желаемому результату. В 1812 году отдать Москву французам для всех было очевидным поражением Русской армии перед войсками Наполеона. Кутузов перевернул эту парадигму, при помощи своей внутренней гибкости создав совершенно неожиданную, новую стратегию, где сдача Москвы как раз оказалась поражением Наполеона.
Сталинградская битва золотыми буквами вписана в историю гениальных военных действий. Российская армия во главе с маршалом Рокоссовским впервые окружила 6-ю армию Фридриха Паулюса, насчитывающую на тот момент 330 тысяч солдат. Считалось, что такое количество войск, какое было у Паулюса на тот момент, окружить и уничтожить невозможно. Таких прецедентов в истории никогда не было. Рокоссовский принял решение об окружении войска, которое никто никогда не окружал, и победил Паулюса, который сдался в плен вместе с большей частью своей армии.
В качестве рекомендации по развитию этого навыка полезно, ставя перед собой цель, представить несколько путей её достижения и выбрать из минимум трёх альтернативных путей, на ваш взгляд, самый оптимальный. Помните, что самый прямой путь не всегда самый короткий.
Целеустремлённость, настойчивость.
Качество, которое позволяет, столкнувшись с трудностями, не останавливаться, а двигаться дальше, используя весь свой лидерский потенциал. Это не значит, что, обладая навыком целеустремлённости, мы перестаём быть гибкими. Настойчивость и целеустремлённость позволяет, постоянно удерживая перед глазами цель, выбирать для её достижения различные маршруты, таким образом, проявляя гибкость на уровне достижения цели, но не отказываясь от неё. Конечно, на пути достижения цели могут неизбежно возникнуть препятствия и сложности, но известно, что непреодолимых преград не существует, а есть недостаточное количество ресурсов на данный момент. А это значит, что достаточно собрать необходимые ресурсы и, проявляя настойчивость, двигаться дальше, пока результат не будет достигнут. Ведь перепрыгнуть пропасть на 98% и на 100% — не одно и то же.
Важно не путать целеустремлённость с упрямством или упёртостью. Упрямство — это достижение цели любой ценой, во что бы то ни стало. Например, бывают ситуации, когда проще отказаться от своей цели, поскольку цель стала уже не актуальна. Вы продолжительное время вкладываете силы и средства в разработку новейшего продукта, который хотите выпустить на рынок, но ваши прямые конкуренты опередили вас на несколько месяцев и выпустили альтернативный продукт. При этом их продукт оказался на порядок качественнее и по цене ниже, чем предлагаемая вами. Ваши действия? Конечно, можно вложить остаток сил и средств на завершение работы по данному продукту и выпустить на рынок товар, уступающий вашим конкурентам по всем параметрам, предварительно создав вашему новому бренду замечательную рекламу и раскрутив его по всем каналам телевидения. Но возможен и другой путь: на основе ваших разработок переориентироваться на разработку ещё более современного продукта, которого нет у конкурентов, тем самым отказавшись от старой цели и сориентировавшись на новую. Выбор за вами, но в этом и будет разница между упрямством и целеустремленностью.
Для выработки этого качества очень важно принять убеждение, которым обладают все лидеры, и помнить о нём на протяжении всего пути: «Не бывает поражений — есть только обратная связь, нет неудач — есть опыт!». Следуя этой идее, столкнувшись с любой ситуацией, мы воспринимаем её как некоторый этап, как ступеньку к достижению цели, а не как негативное событие.
Коммуникативные навыки
Мотивация, убеждение, вдохновление.
Все три проявления являются важнейшей составляющей лидерства и определяют различные методы воздействия на окружающих. При всей общности этих понятий каждое из них несёт свой уникальный смысл. Умение мотивировать заключается в создании импульса, стимулирующего как самого себя (если мотивация направлена внутрь), так и других, если лидер мотивирует команду, группу, окружение. Обычно выделяют два типа мотивации: мотивация приближения и мотивация избегания или, другими словами, мотивация «К» и мотивация «ОТ». Оба способа мотивации весьма эффективны в разных ситуациях и с разными типами людей. Одни стараются избежать наказания или других неприятных последствий, другие стараются приблизить момент получения бонуса, результата, премии. Для более эффективной мотивации группы эти типы полезно чередовать, создавая вместе мощную комбинацию из двух сил: притяжения и подталкивания.
Убеждение — это навык, позволяющий при помощи слов, эмоций, аргументов или поступков убедить человека в своей правоте, переместив его из собственной позиции в позицию, нужную лидеру. Можно выделить два основных стиля убеждения — это логическая аргументация и эмоциональное давление. И тот, и другой способы весьма эффективны, а их комбинация даёт потрясающие результаты! Навык логического убеждения строится на разрушении аргументов оппонента, которые, как правило, конструируются при помощи различных речевых связок. Например: «Если А, следовательно, В» или «А — то же самое, как В». Для работы с такими убеждениями используются такие приёмы, как возможность поставить под сомнение ту или иную часть убеждения А или В, придать им иной смысл и т.д. Либо же ставить под сомнение саму связку: «из А вовсе не следует В», «В совершенно не значит А» и т.д. Разрушив старую связку оппонента, мы создаём новую, сделав её более убедительной.