Руководство и лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции.
Последовательность в анализе данной проблемы должна быть именно такой: сначала выявление общих характеристик механизма лидерства, а затем интерпретация этого механизма в рамках конкретной деятельности руководителя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Лидерство 5
1.1 Феномен лидерства 5
1.2 Функции лидера 8
1.3 Теория происхождения лидерства 11
Глава 2. Руководство 14
2.1 Стиль руководства 14
2.2 Роль лидера в создании психологического климата коллектива 20
Заключение 24
Литература 26

Вложенные файлы: 1 файл

Руководство и лидерство.docx

— 67.24 Кб (Скачать файл)

Тот факт, что в  психологии конкретного коллектива наряду с общими отражаются и частные  условия его жизнедеятельности (особенности  решаемых задач, комплектования, размещения, уровень и стиль руководства, подбор людей и т.д.) определяет специфические  особенности и самой психологии данного коллектива. Она в силу этого не является полной и жесткой  копией общественной психологии.

Таким образом, хотя каждый коллектив – носитель общественной психологии, его «индивидуальная» психология как результат отражения людьми совокупности макро - и микроусловий специфична и неповторима.

В этой связи возникает  вопрос: в каком соотношении находится  психология коллектива и психология личности?

Первичное отражение  окружающих условий осуществляется индивидами (ясно, что индивиды в  обществе социализированы, их внутренний мир уже сложился под влиянием совокупности общественных материальных и духовных факторов, в т.ч. общественной психологии).

Результаты этого  отражения объединяются, сплавляются  и возникают своеобразные групповые  социально-психологические явления.

Отражая общие и  особенные конкретные условия, психология коллектива вносит определенный вклад  в общественную психологию, в известном  смысле участвует в ее формировании.

Итак, психология каждого  конкретного коллектива отражает общественную психологию с коррективом на местные  объективные и субъективные условия  жизни конкретного коллектива. Наряду с этим общим в психологии каждого  коллектива есть и специфичные особенности.

В здоровом производственном коллективе между работниками складываются не только деловые отношения, но и  неделовые, неформальные.

Неофициальные контакты – вещь естественная и неизбежная, присущая любому трудовому коллективу. Даже при нелепом желании их запретить  это было бы невозможно. Такие отношения  возникают на основе взаимной симпатии, общности интересов и увлечений, принадлежности к одной производственной группе. Позитивный характер этих отношений  предрасполагает работников к более  непосредственному общению, способствует тесному сплочению коллектива. Искусный руководитель должен обязательно ощущать и принимать во внимание неформальную сторону жизни коллектива и уметь использовать ее в интересах дела, способствовать развитию позитивных неслужебных отношений.

Важна систематичность, непрерывность и последовательность субъективного влияния на климат, ибо не исключены нежелательные  воздействия отдельных людей  – носителей антисоциальных взглядов и установок.

В коллективе, где  неформальные отношения разнообразны и постоянно совершенствуются, а  моральный климат здоров, люди легче  переносят трудности в работе, оттуда значительно реже увольняются. Собственно, так и реализуется  обмен психологическими ценностями, составляющими сердцевину человеческого  общения.

Идеальным вариантом  представляется такое соединение в  рамках коллектива формальных и неформальных личных начал, при котором дружеские, неформальные отношения не только не мешают, но и помогают главному –  работе.

Если говорить о  небольшом трудовом коллективе или  структурном подразделении, то примером такого идеала может быть коллектив  единомышленников, где люди с увлечением и интересов работают, помогают друг другу и к тому же поддерживают дружеские связи, основанные на близости основных ценностей и внеслужебных интересов. В таком коллективе личные симпатии и сознание общности не только по месту работы, но и по товарищескому  кругу создают особую морально-психологическую  атмосферу.

Кроме того, руководитель должен помнить, что внутри каждого  здорового коллектива обычно зарождается, крепнет и бытует немало специфических, местных традиций, имеющих большое  значение в его сплочении.

По меткому замечанию  А.С. Макаренко, традиции являются для  коллектива тем социальным клеем, который  скрепляет его в единое целое, а вместе с тем придает его  психологической атмосфере своеобразие  и неповторимость.

Совместное проведение сослуживцами досуга имеет ряд достоинств, как в плане организации полноценного отдыха, так и с точки зрения порой незаметной, подспудной работы по выработке взаимопонимания и  даже общих подходов к решению  служебных задач.

Климат коллектива – это не просто сумма личных качеств работников. Он образуется из взаимоотношений людей, что далеко не одно и то же. Между самыми положительными личностями могут сложиться отрицательные  взаимоотношения, приводящие к «климатическим возмущениям», даже к конфликтам. Руководителю необходимо понимать в этом случае, что конфликт – вечный спутник  нашей жизни. Такие ситуации обязывают  его знать знаки конфликта, причины, конструктивные способы разрешения. Каждый руководитель в какой-то мере вынужден быть знаком с основами психотерапии. Если преобладающие настроения – неприязнь, вражда, непонимание, то в коллективе идут бесконечные и бесполезные споры, появляется стремление сводить счеты, подсиживать, клеветать и т.п. Ум работающих в коллективе людей занят раздражением, ревностью, страхом, беспокойством. Чтобы понять причины раздоров, следует выявить «социабельность» всех работников, обнаружить наиболее агрессивных людей и направить на них всю мощь воспитательно-психологического воздействия.

Управляющее воздействие  начальника является волевым и граничит с психологическим внушением  и гипнозом. Его слова могут  произвести серьезные изменения  в психическом состоянии подчиненного, как в лучшую, так и в худшую сторону. Для повышения результативности управления и корректировки социально-психологического воздействия следует учитывать  психологический процесс внушения – суггестию. [11]

Формируя сознательно  и целенаправленно морально-психологический  климат своего коллектива, руководитель пресекает и ликвидирует все  ненужные раздражители. Современная  наука доказала чрезвычайную вредность  психологических переживаний. Вполне здоровые люди, пережившие стресс –  в связи с переутомлением, болезнью или смертью близкого человека, разладом в семье, неприятностями на работе, ссорой с друзьями, коллегами и  т. п. – утрачивают прежнюю психологическую  выносливость, у них образуются так  называемые реактивно-психогенные  состояния – неврозы.

Значительная часть  «трудных» людей является таковыми не по злому умыслу, а вследствие врожденной или приобретенной неустойчивости психики, слабых или расшатанных  нервов и т.п. По отношению к ним  руководитель неизбежно выступает  в роли врача-психолога, формирующего, лечащего и оберегающего душу «слабых», особенно это важно в сферах, где  большую роль играет психическая  выносливость: в авиации, на транспорте, в службе занятости и др. Руководитель и его помощники-психологи в  конечном счете занимаются ликвидацией  дефектов воспитания у подчиненных, лечат «словотерапией» психологические  неурядицы.

Подчеркнем, что  характер морально-психологического климата  зависит от всех членов коллектива.

К сожалению, не исключено, когда руководитель может сам  явиться причиной конфликта ситуации. Это является результатом следующих  его свойств как субъекта управления:

- неподготовленность, профессиональная некомпетентность, в т.ч. неопытность в работе  с людьми;

- недостаточная  моральная воспитанность (нечестность,  стяжательство, карьеризм, грубость, черствость);

- слабость характера  и прежде всего неуравновешенность, ведущая к аффектным вспышкам  и резкости обращения, а также  властность, отсутствие честности  в поведении.

Таким образом, решающую роль в создании морально-психологического климата принадлежит руководителям. Каждый из них оригинален как личность, является представителем определенного  типа личности, но вместе с тем в  своей деятельности представляет тот  или иной тип руководства.

 

Заключение

 

Не следует упрощать психологическую  сущность феномена руководства, в управлении группой всегда присутствуют два  пласта, два аспекта власти: формально-правовой, который может быть назван администрированием, и психологический, во многом сближающий руководителя с неформальным лидером  по способам воздействия на членов группы. Следовательно, несмотря на то, что по своей психологической  сущности феномены руководства и  лидерства достаточно близки, ошибочным  было бы представление о полном их соответствии в одном лице управленца. Против такого слияния можно привести несколько важных доводов. Во-первых, чаще всего лидер и руководитель группы имеют различную ориентацию: последний всецело направлен  на достижение цели деятельности коллектива и решение стоящих перед ним  задач, первый же больше ориентирован на внутригрупповые интересы и отношения. Во-вторых, можно выделить лишь достаточно специфический род групп, для  которых будет эффективно слияние  в одном лице руководителя и интеллектуального  лидера. Речь идет, прежде всего, о научных  коллективах, продуктивность которых  повышается в том случае, если их руководитель способен лидировать в  ведущей научной деятельности группы. В-третьих, существует немало типов  социальных групп, где в силу существенных возрастных или статусных различий руководителя и членов группы описанное  выше совмещение невозможно. Это в  полной мере относится к студенческой группе. Преподаватель, сколь близок он бы ни был своим студентам, должен опираться в управлении группой  в основном на властные функции и  свой авторитет руководителя, а неформальные лидеры группы будут выявляться из рядов студентов. Таким образом, основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его воздействие как на нее  в целом, так и на ее лидера (например, староста у студентов), что может  рассматриваться как совмещение статусной и личной формы власти.

Несмотря на уже рассмотренные  определенные различия руководства  и лидерства, они все-таки имеют  немало общего. Существует представление (Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, 1991) о  том, что их сближают следующие общие  черты: руководитель и лидер осуществляют значимое социальное влияние в коллективе, только разными средствами; они выполняют  роль координаторов, организаторов  деятельности членов социальных групп  и используют субординационные отношения: в первом случае они четко регламентированы, во втором - заранее не предусмотрены.

Формирование социально-психологической  структуры коллектива связано с  выдвижением лидеров в неформальных малых группах и в коллективе в целом. Лидерство, повторим, связано  с выражением, оформлением и регулированием внутригрупповых межличностных  отношений, носящих неофициальный  характер, что проявляется через  личную форму власти, признаваемое группой право на влияние и  оценку. Лидер олицетворяет систему  предпочитаемых группой целей и  ценностей, является их носителем и  активным проводником в жизнь. В  связи с этим лидером считается  тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, исходными  эталонами для всех или большинства  членов группы в оценке ими значимых аспектов ее жизнедеятельности. Лидер  ведет группу, организует, планирует  и управляет ее социальной деятельностью, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности.

Всякая социальная роль, в данном случае – руководителя, требует определенного набора личностно-психологических  качеств, игравших ту или иную роль в создании морально-психологического климата в коллективе.

1. Личные качества руководителя  по - существу выступают основой  его деловых качеств, его стиля  управления, поскольку суть работы  руководителя в первую очередь  – общение с людьми.

2. Прежде чем приступить  к подбору, расстановке и обучению  персонала, необходимо изучить  характер и особенности предстоящей  деятельности и, исходя из этого,  сформулировать соответствующие  требования к индивидуально –  психологическим качествам персонала  и, в первую очередь, руководителя.

3. Существует объективная  совокупность личностных психологических  черт руководителя. Можно сказать,  что развитые качества из этой  совокупности являются необходимым  (пусть пока и недостаточным)  условием успешности деятельности  руководителя по формированию  положительного морально – психологического  климата в коллективе.

Иначе говоря, какими бы иными  качествами не обладал человек, отсутствие качеств ролевого перечня обрекает его на неуспешность в данной социальной роли, хотя и их наличие не гарантирует  будущий стопроцентный успех.

4. Создание условий для  сохранения психического здоровья, создание и поддержание благоприятного  морально – психологического  климата в коллективе – забота  руководителя любого ранга.

5. Характер психологического  климата зависит от всех членов  коллектива. Но решающую роль  в его создании играют руководители.

 

Литература

 

1. Андреева Г.М.  Социальная психология – М.: Аспект  пресс 2001. 217 с.

2. Википедия - свободная  энциклопедия.

3. Патрик Ленсиони  «Пять искушений руководителя: притчи  о лидерстве» М.: Диалектика 2005г.- 87 с.

4. Джон Эдейр  «Не боссы, но лидеры. Лестница  успеха.» - М.: Фаир-пресс. - 2004. - 184 с.

5. Канджеми Дж.П.  «Психология современного лидерства:  Американские исследования.» - М.: Когито-Центр. - 2006. - 288 с.

6. «Альфа-лидерство» (Джулиан Рассел, Энн Диринг, Роберт  Дилтс). - М.: 2004. - 256 с.

7. Кешаван Наир  «Высокий стандарт лидерства.  Уроки из жизни Галди». - М.: 2001. - 160 с.

8. Китов А.И. Психология  хозяйственного управления. М., Профиздат, 1984. - 39 с..

9. Зигерт В., Ланг  Л. Руководитель без конфликтов. М., 1990. - 57 с.

Информация о работе Руководство и лидерство