Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:12, курсовая работа
В задачи данной курсовой работы входит:
1. Изучение теоретических основ методики преподавания.
2. Разработка программы проведения занятий.
3. Разработка плана – конспекта занятий.
Введение……………………………………………………………………...…3
Глава 1…………………………………………………………………………………..….5
1.1. Современное психологическое образование ……………………………...….5
1.1.1.Основные тенденции современного психологического образования в мире….5
1.1.2.Базовое психологическое образование……………………………………….….10
1.1.3.Преподавание психологии студентам других специальностей……………...14
1.1.4. Последипломное психологическое образование……………………………….15
1.1.5. Обучение психологии в средних учебных заведениях………………………….18
1.2. Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы обучения психологии в разных типах учебных
заведений……………………………………………………………………….20
1.2.1. Общеобразовательные программы и преподавание психологии………..……20
1.2.2. Профессиональные образовательные программы и преподавание психологии………………………………………………………………...………………….23
1.2.3.Учебный план и программы преподавания психологии……….…….…………24
1.2.4. Цели преподавания психологии…………………………………….……………26
1.3. Методы обучения психологии………………………………………….………31
1.3.1. Таксономия учебных задач при изучении психологии……...…………..……..31
1.3.2. Словесные методы обучения психологии………………..…………………….32
1.3.3. Наглядные методы обучения психологии………………..…………….………37
1.3.4. Практические методы обучения психологии ………..…………….…………38
1.3.5. Характеристика познавательной деятельности студентов и
учащихся на занятиях по психологии ……………………………………………….…..40
1.3.6. Методы закрепления изученного материала ……………………...……...…..43
Глава 2 САМОВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ………………………………………..45
ЗАНЯТИЕ 1…………………………………………………………………………….….45
ЗАНЯТИЕ 2…………………………………………………………………………….….51
ЗАНЯТИЕ 3……………………………………………………………………………….55
ЗАНЯТИЕ 4……………………………………………………………………………….57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..59
Литература……………………………………………………………….……………………..61
Учащиеся записывают причины необходимости самовоспитания и ищут доказательства каждой из приведенных причин.
Учащимся приводится отрывок текста. Они должны придумать окончание текста и объяснить, почему учитель привел этот текст, как иллюстрацию к теме «самовоспитание».
...Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с: песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил на ее приветствие...
Учащимся предлагается написать окончание рассказа и зачитать получившиеся варианты окончания.
Учащимся предлагается оригинальный вариант окончания рассказа. Затем они разделяются на группы и обсуждают поведение главной героини рассказа.
Окончание рассказа.
Много недель спустя они узнали, что эта маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми люди могли порезать себе ноги. Вопрос учащимся:
Можете ли вы привести примеры, подобные данному рассказу?
Учащиеся делятся впечатлением об уроке.
1.Учащимся предлагается высказать свое мнение в письменной или в устной форме по проблеме: «Воспитанный человек. Какой он»?
Для подготовки к выступлению необходимо прочитать письмо А. П Чехова своему брату Николаю.
«Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они никогда не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Они не рисуются, не пускают в глаза пыли меньшей братии…
Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают...
Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!», потому что это все бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво...
Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями...
Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили...»
2.Учащимся предлагается подобрать пословицы, поговорки и высказывания великих людей о воспитании и качествах воспитанного человека.
Работа с тетрадью.
Учащимся предлагается нарисовать свой портрет. Справа от портрета необходимо разместить все ценные черты своего характера, а слева от портрета те черты, от которых хотелось бы избавиться в процессе самовоспитания.
Мой портрет
Черты характера, от которых Черты характера, которые мне во
Я хочу избавиться. Мне нравятся.
Игровой тренинг.
Цель игрового тренинга:
Формировать у учащихся умение использовать полученные теоретические знания в практической игровой ситуации.
Задание 1. «Мудрец».
Учащиеся удобно усаживаются и закрывают глаза. Учитель просит ребят представить себе, что они оказались в лесу и идут по дороге. По обе стороны этой лесной дороги стоят красивые деревья. Они тихо шелестят. Впереди – большая поляна, а на ней – старый огромный дуб. Под дубом сидит старец. Лицо его в морщинах. Он сидит здесь много лет и может дать ответ на любой вопрос. Получив ответ, необходимо обойти вокруг дерева и посмотреть на большой календарь, который висит на дереве. На нем можно узнать число. Учащиеся должны сказать, как это число связано с ними и почему?
Обсуждение игры идет по цепочке и по желанию.
Учащиеся должны ответить, какой вопрос был задан мудрецу, каков был его ответ, что они испытывали при этом?
Задание 2.
Учащимся предлагается прочитать стихотворение Парции Нельсон и определить свою жизненную позицию с помощью данного стихотворения.
1.Я иду по улице.
На дороге глубокая яма.
Я падаю.
Я пропал…
Я беспомощен
Я не виноват.
Я никогда не выберусь от сюда.
2. Я иду по той же улице
На дороге глубокая яма.
Я делаю вид, что не замечаю ее.
И снова падаю.
Не верится, что я опять здесь,
Но я не виноват.
Все же долго выбираться от сюда.
3. Я иду по той же улице.
На дороге глубокая яма.
Но падаю… по привычке… но
Мои глаза открыты.
Я знаю, где нахожусь
Я сам виноват
И выбираюсь в миг.
4. Я иду по той же улице.
На дороге глубокая яма.
Я обхожу ее.
5.Я иду по другой улице.
Ребята высказывают свое мнение о стихотворении и о своей позиции, выраженной данным стихотворением.
6. Блок творчества.
Учащимся предлагается написать рассказ, маленькую пьесу или сказку по любой из моделей поведения в данном стихотворении.
ЗАНЯТИЕ 2
Тема занятия: Самовоспитание и достижение жизненных целей.
Ценить людей надо по тем целям,
которые они перед собой ставят.
Н.Н. Миклухо-Маклай
Структура занятия:
На доске письмо А.П. Чехова своему 6paту Николаю.
Ребята зачитывают те строки письма, которые их поразили более всего, и комментируют их.
Учащимся предлагаются для обсуждения высказывания по теме занятия.
Ребята разделяются на группы и определяют самые интересные, по их мнению, пословицы, поговорки и высказывания великих людей.
Можно использовать следующие высказывания:
Педагог просит учащихся поделиться впечатлением о прошлом уроке.
Учащиеся отвечают на вопросы:
Учащимся предлагается назвать выдающихся людей, которые своим образом жизни заслужили уважение общества.
Что говорят вам такие имена, как мать Тереза, Альберт Швейцер, Серафим Саровский?
Знакомство учащихся с биографией Серафима Саровского
Преподобный Серафим Саровский прославился своим необычайно сильным духом и глубочайшей верой, служением Богу и людям. В своей монашеской жизни он прошел через два этапа: первый - этап духовного очищения и совершенствования, познания истины и тренировки духа; затем он начал проповедовать, служить людям, неся им веру и истину, открывшуюся ему.
Преподобный Серафим Саровский родился в 1759 году в Курске и был наречен Прохором. Его родители были купцами, занимались строительством каменных зданий и храмов. Прохор был воспитан в строгих христианских традициях и так же, как и его родители, глубоко верил в Бога. Будучи молодым человеком, он больше всего любил бывать в храме, сердечно молиться и размышлять о Боге.
В 1778 году он прибыл в Саровскую обитель (монастырь) и был принят там послушником. Прохор со смирением выполнял все монастырские работы. Он постоянно был занят какой-то работой, его никогда не видели праздным. Преподобный Серафим говорил, что «скука является опаснейшим искушением, потому что рождается от малодушия, беспечности и празднословия, а врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным трудом, чтением акта Божия и терпением».
В 1786 году Прохор был пострижен в монашество под именем Серафим. Несколькими годами позже он решился на новый духовный подвиг - пустынножительство. Он поселился в глухом лесу в нескольких километрах от монастыря. Там он жил в уединении почти сорок лет, молясь, читая Священное Писание, которое он называл «снадобьем души, по руководству которого должна быть построена жизнь наша».
Образ жизни Преподобного Серафима был очень суров. Даже в сильные морозы его жилище не отапливалось. Спал он, сидя на полу, прислонившись спиной к стене, и делал это ради умерщвления страстей. Старец соблюдал очень строгий пост, питаясь один раз в день овощами и черствым хлебом; этим же он делился с птицами и дикими животными. Люди не раз видели, как он с руки кормил огромного медведя.
Однажды на Преподобного Серафима напали разбойники, которые, угрожая расправой, стали требовать у него денег. Не встретив никакого сопротивления, они жестоко избили его, проломили голову, сломали несколько ребер, а затем, сокрушив его хижину и ничего не найдя, бежали. Старец остался навсегда сгорбленный, но обидчиков простил и просил об их помиловании.
После многих лет затворнической жизни, в течение которых Преподобный Серафим молитвой и тяжким трудом совершенствовал свой дух и познавал Слово Божие, он открыл свои двери для всех ищущих духовного руководства. Со всех концов России устремились в Саровскую обитель люди, желавшие получить от старца благословение. С раннего утра до поздней ночи дверь его кельи была открыта для всех. К каждому, видя в них образ Божий, относился старец с любовью. Для каждого у него находилось особое слово, которое согревало душу, снимало пелену с глаз, озаряло ум, производило необычайное впечатление даже на неверующих людей, обращая их на путь покаяния. Умер старец в 1833 году.
Что же совершил Серафим Саровский, за что его чтут как святого и помнят многие поколения людей - как верующих, так и неверующих? В первую очередь, он совершил духовный подвиг, преодолев все соблазны и искушения жизнью, укрепляя дух и постигая высшие истины. Конечно, такой путь невероятно труден и только единицам в истории человечества удалось пройти его, по тем ценнее он для остальных.
Альберт Швейцер
Любовь благодарного человечества - это то, что невозможно подделать.
Любовь человечества снискал доктор медицины и философии Альберт Швейцер.
Он родился в небогатой семье в городе Кайзерсберг в 1875 году. Учась в школе, ему часто приходилось слышать в свой адрес насмешки. Не имея возможности купить пальто, он вынужден был ходить всю зиму в костюме, при этом учился Швейцер всегда только на «отлично».
В университете города Страсбурга он учился сразу на двух факультетах медицинском и философском. Каждое воскресенье он ездил в Париж - брал уроки игры на органе.
Весной 1913 года Альберт Швейцер уезжает в дебри Центральной Африки и начинает лечить людей. Почти 50 лет он отработал в больнице селения Ламбарена, которую построил на собственные деньги.
Он стал лауреатом Нобелевской премии, автором знаменитых книг. К его советам прислушивались миллионы людей, с ним переписывались премьер-министры и президенты.
Имя Альберта Швейцера считается святым не только в Африке.
Вопросы учащимся: