Работа с тетрадью.
Составление Путеводителя жизни.
Главная моя цель.
Остановка 5
Остановка 4
Остановка 3
Остановка 2
Остановка 1
Учащимся предлагается поработать
со своей тетрадью и подумать над тем, что необходимо
в себе скорректировать, чтобы достичь
жизненных успехов. Каждая остановка -
это кусочек их продвижения на пути к самовоспитанию. На
каждой остановке ребята отмечают, что
им нужно скорректировать, чтобы
их жизненные цели состоялись.
- Блок рефлексии.
Обсуждение результатов
исследования.
- Блок
творчества.
Подготовка художественной
выставки «Пословицы, поговорки, высказывания знаменитых
людей в рисунках». Ребята выбирают любое
высказывание и готовят к этому высказыванию
рисунок.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема занятия: Направленность
человеческой личности.
Чтобы счастье наше
было полно, мы нуждаемся в привязанности
и в помощи окружающих
нас людей; последние же согласятся любить
и уважать нас, помогать нам в наших
планах, работать для нашего
счастья лишь в той
мере, в какой мы готовы работать
для их
благополучия; эту необходимую связь
называют нравственным
долгом, нравственной обязанностью.
П. Гольбах
Структура урока:
- Мотивационный блок.
Педагог просит учащихся
вспомнить ситуации из ежедневного общения
с людьми и их реакцию на обращения к ним
людей.
- Если ваши родители
обращаются к вам с просьбой что-нибудь сделать, как вы на
это реагируете?
- Если ваш учитель
или классный руководитель просят вас
в чем-то помочь, какие
фразы для ответа вы чаще всего используете?
- Если ваши друзья
просят о помощи, какими фразами вы будете
на это реагировать?
- Если незнакомые люди попали в беду, станете ли вы им помогать?
Ребятам предлагается совместно обсудить
проблему:
Почему у разных
людей на одну и ту же ситуацию возникают
разные реакции? С чем это
связано?
На доске фиксируются
мнения учащихся (интересы,
потребности, идеалы, ценности, взаимоотношения
и т. д.)
- Информационный
блок.
Совместно педагог
и учащиеся решают, что у разных людей
разная направленность личности.
Направленность
личности - это система целей личности,
которая определяет поведенческие
реакции.
Разделяют 4 вида направленности личности:
- Эгоистическая (направленность
на себя и свои интересы).
- Деловая (направленность
на профессию, дело всей жизни).
- Групповая (направленность
на свою семью и друзей).
- Общественная (ориентация
на общественные интересы, самоограничение
и самопожертвование).
Вопрос классу:
Можете ли вы привести
примеры личного опыта по наблюдению за направленностью
личности?
- Блок самоанализа и самооценки.
Размышление «Направленность
моей личности». Как я ее представляю?
ЗАНЯТИЕ 4
Тема
занятия: Сила характера.
От чего она зависит?
Если
б все, кто помощи душевной
У меня просил на
этим свете...
Мне прислали
б по одной копейке, -
Стала
б я богаче всех в Египте...
Но они
не слали мне копейки.
А со
мной своей делились силой.
И я стала
всех сильней на свете…
А.
Ахматова.
Структура занятия.
- Мотивационный блок.
На доске слова:
Характер - это умение быть собой. (В. Г. Кротов)
Вопросы классу:
- А трудно ли быть
самим собой?
- Слышали ли вы когда-нибудь:
«Не узнаю его. Он стал другим человеком»?
- Бывает ли такое
с вами? С чем это связано?
- Информативный
блок.
Иногда вы слышите
слова и выражения: характерный
герой, бесхарактерный человек.
О каких качествах
идет речь?
Что же такое характер человека?
Характер - это совокупность
устойчивых качеств личности, которые
определяют типичный для данного человека
способ повеления и способы отношений.
Черты характера - это устойчивые
формы поведения, которые возникают в
определенной ситуации с достаточно большой
вероятностью Так называемый прогноз
поведения. Иногда, говоря о некоторых
людях, черты характера которых проявляются
ярко, мы используем слова, которые являются
четкой и точной характеристикой этих
людей (трудяга, трус и т. д.)
- Игровой
блок.
Учитель называет
литературных героев, а учащиеся дают
им характеристику с помощью
одного слова: Пьер Безухов, Базаров, Раскольников, Татьяна Ларина,
Кабаниха. Наташа Ростова.
- Информационный блок.
Основные
свойства характера человека.
Цельность - единство слова
и дела, воля
и целеустремленность, верность долгу и идеалу.
Сила характера - способность достигать
поставленной цели, умение преодолевать
трудности, активность деятельности, умение
отстаивать убеждения.
Слабость
характера - трусость, малодушие, неуверенность
в себе.
- Блок
самооценки саморазвития.
Сказочный образ,
который меня характеризует. Учащимся
предлагается вспомнить сказки,
которые им известны с детства, и использовать
сказочных персонажей для характеристики
себя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
- Аверченко Л. К., Антилогова
Л. Н. Человековедение (Психолого-педагогическая
технология курса). — Омск, 1993. — 42 с.
- Агафонов Т. И. Кружок студентов по психологии: (Из опыта
работы Вологодского пединститута) // Советская
педагогика. — 1949. — № 6. — С. 90-95.
- Актуальные проблемы преподавания
психологии в пединституте и в школе: Тезисы докладов научно-практической конференции.
— М.: Изд-во «Прометей», МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. - 234 с.
- Андреева А. Д., Данилова Е. Е. Преподавание психологии в современной
школе // Вопросы психологии. — 1999. — №
2. — С. 122-124.
- Архангельский С. Н. и др. Наглядные пособия и опыты в курсе
психологии. Для педучилищ / Под ред. М. В. Соколова. — М.:
Учпедгиз, 1958. — 104 с.
- Бабаева Ю. Д. Опыт преподавания психологии в начальной
школе // Развивающаяся психология — основа
гуманизации образования: Материалы I
Всерос-. сийской научно-методической
конференции 19—21 марта 1998 г. / Под ред.
- B. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. - М.: РПО,
1998. - С. 13-14.
- Бабанин Л. Н., Войскунский А.
Е. Информационные технологии
в психологическом образовании // Развивающаяся
психология — основа гуманизации образования: Материалы 1 всероссийской научно-методической конференции 19-21 марта 1988
г. / Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. - М.:
РПО, 1998. - Т. 2. -
- C. 65-67.
- Бадмаев Б'. Ц. Психология: как ее изучить и усвоить:
Учебно-методическое пособие для студентов вузов.
— М.: Учебная литература, 1997. — 256 с.
- Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии. —
М.: Владос, 1999.
- Банщиков В. М., Гуськов В. С,
Мягков И. Ф. Медицинская психология: Учебник для
студентов медицинских институтов. —
М.: Медицина, 1967. — 240 с.
- Батурин Н. А., Молочкова И. В. Система учебно-производственных
практик как условие профессионализации
подготовки практических психологов //
Развивающаяся психология — основа
гуманизации образования: Материалы I
Всероссийской научно-методической
конференции 19-21 марта 1998 г. / Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. - М.: РПО, 1998. - Т. 2.
- С. 68-69.
- Болотова А. К., Макарова И. В. Прикладная психология: Учебник для вузов.
— М.: Аспект Пресс, 2001. - 383 с.
- Большой толковый психологический
словарь: В 2 т. / Ребер Артур; Пер. с англ.
— М.: ACT; Вече, 2001.
- Боярчук В. К. Методика преподавания психологии в
вузе: Учебно-методическое пособие. —
Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1982.
— 68 с.
- Васильев В. Л. Юридическая психология. — СПб.: Питер,
1997.
- Васильев В. Л. Юридическая психология. — 5-е изд. — СПб.: Питер, 2001.
- Банков И. В. Программа «Психологическая азбука»
в системе начального обучения // Развивающаяся психология
— основа гуманизации образования: Материалы I Всероссийской научно-методической
конференции 19-21 марта 1998 г. / Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. - М.: РПО, 1998. - С.
37-38. Введение в психологию / Под общ. ред.
А. В. Петровского. — М.: Академия,
- 1997. - 496 с.
- Веккер Л. М. Психические процессы. Том 3. — Л.: Изд-во
ЛГУ, 1981. — 326 с.
- Войскунский А. Е. Научная информация в психологии: электронные ресурсы. — М.: Российское психологическое общество, 1997. — 95 с.
- Володарская И. А., Лшунова Н.
М. Система подготовки психологов
в США // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология.
- 1989. - № 3. - С. 50-62.
- Володарская И. А., Лизунова
Н. М. Система подготовки психологов в США
// Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. - 1990.
- № 1. - С. 57-67.
- Володарская И. А. Некоторые
формы профессиональной подготовки психологов
// Развивающаяся психология — основа
гуманизации образования: Материалы I
Всероссийской научно-методической
конференции 19-21 марта 1998 г. / Под ред. В.
Я. Ляудис, Н. Н. Корж. - М.: РПО, 1998. - С. 47-48.
- Воронин Л. Г., Маш Р. Д. Методика проведения факультативных
занятий по физиологии высшей нервной
деятельности и психологии. — М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
- Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие
к курсу «Психология человека». — М.: Российское
педагогическое агентство,
- 1998. - 272 с.
- Ганзен В. А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991.
- 75 с.
- Герасимова В. С. Роль факультатива по психологии для
старшеклассников // Вопросы психологии. — 1987. —
№ 4. -- С. 88-92.
- Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную
философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. — М.: Школа-Пресс,
1995. — 448 с.
- Гинецинский В. И. Введение в методику преподавания психологии:
Курс лекций. — Л.: ЛГУ, 1983.
- Гиппенрейтер 10. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций.
— М.: ЧеРо, 1996. - 336 с.
- Гиттельсон Б. Парапсихология — это просто / Пер. с
англ. — М.: Агентство «ФА-ИР», 1997. - 656 с.
- Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике
и психологии. — М.: Прогресс, 1976.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. 2-е изд. / Пер.
с франц. — М.: Мир; 1996. — Т. 1. — 496 с; Т. 2. - 376 с.
- Голуб Б. А. Основы общей дидактики: Учебное пособие
для студ. педвузов. — М.: ВЛАДОС, 1999. - 96
с.
- Государственные стандарты
высшего профессионального образования
и новые технологии обучения в вузе: Материалы
научно-практической конференции. — Вологда: Русь, 1996.
- Государственные требования
к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения
дополнительной квалификации
- «Преподаватель» // Официальные
документы в образовании. — 2000. — № 24.
— С. 53-59.
- Государственный образовательный
стандарт высшего профессионального образования. Специальность 020400 — психология.
Квалификация: психолог, преподаватель психологии. — М.:
2000.
- Государственный образовательный
стандарт среднего профессионального
образования. Государственные
требования к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников по специальности
0312 — Преподавание в начальных классах
(повышенный уровень среднего профессионального
образования). — М., 2002.
- Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М., 1982.
- Гуревич П. С. Человек: Учебное
пособие для 9 классов общеобразовательных
учебных заведений. — М.: Дрофа, 1995. — 336
с.
- Гусев А. #., Худяков А. И. Проблемы дистанционного обучения психологов
// Развивающаяся психология —
основа гуманизации образования:
Материалы I Всероссийской научно-методической
конференции 19-21 марта 1998 г. / Под ред. В.
Я. Ляудис, Н. Н. Корж. - М.: РПО, 1998. - С. 62-63.
- Доброва А. Д. О преподавании
логики, психологии и педагогики в средней
школе в дореволюционное время (библиография)
// Советская педагогика. — 1944. — № 2-3. -
С. 31-35.
- Донцов А. И., Жуков Ю. М., Петровская
Л. А. Практическая социальная
психология как область профессиональной
деятельности // Введение в практическую
социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. — 2-е изд. — М:: Смысл,
1996. С. 7-21.
- Дружинин В. Н. Личность и гороскоп // Психологический
журнал. — 1995. — Т. 16. -№ 3. -с. 44-52.
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учебное
пособие. -- М.: ИН-ФРА-М, 1997. - 256 с.
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — 2-е
изд. — СПб.: Питер, 2001. - 320 с.
- Европейская Конвенция об
академическом признании университетских
квалификаций // Официальные документы
в образовании. — 1999. — № 20. — С. 91-98.
- Емузова Н. Г. Психология и педагогика — как единый
интегративный курс // Развивающаяся психология —
основа гуманизации образования: Материалы
I Всероссийской научно-методической
конференции 19-21 марта 1998 г. / Под ред. В.
Я. Ляудис, Н. Н. Корж. - М.: РПО, 1998. - 1.2. - С. 82.
- Елфимова А. И., Рыбакова Л. М.,
Сивцова Н. А. Практикум по общей психологии для педагогических
институтов. — Вологда, 1975. — 49 с.
- Емельянов Г. А., Адаскина А.
А. Пути взаимодействия психологии
и искусства // Развивающаяся психология — основа
гуманизации образования: Материалы I
Всероссийской научно-методической конференции
19-21 марта 1998 г. / Под ред. В. Я. Ляудис, Н.
Н. Корж. - М.: РПО, 1998. - С. 72-73.
- Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии.
—■ М., 1996.
- Ермаков П. Н., Дикая Л. А. Психологическое профильное образование
старших школьников — модель подготовки
абитуриентов психологического факультета Ростовского госуниверситета // Развивающаяся
психология — основа гуманизации образования: Материалы
I Всероссийской научно-методической
конференции 19-21 марта 1998 г. /
Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. - М.: РПО,
1998. - С. 72-73.