Самовоспитание личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Методика преподавания психологии как наука во многих странах находится только на начальном этапе своего становления, несмотря на то, что само преподавание психологии имеет столь же долгую историю, как и сама психология. Работы по методике преподавания психологии публиковались на протяжении всего xx в., но появлялись они достаточно редко и касались лишь отдельных аспектов данной сферы деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3
Глава 1…………………………………………………………………………………..….5
1.1. Современное психологическое образование ……………………………...….5
1.1.1.Основные тенденции современного психологического образования в мире….5
1.1.2.Базовое психологическое образование……………………………………….….10
1.1.3.Преподавание психологии студентам других специальностей……………...14
1.1.4. Последипломное психологическое образование……………………………….15
1.1.5. Обучение психологии в средних учебных заведениях………………………….18
1.2. Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы обучения психологии в разных типах учебных
заведений……………………………………………………………………….20
1.2.1. Общеобразовательные программы и преподавание психологии………..……20
1.2.2. Профессиональные образовательные программы и преподавание психологии………………………………………………………………...………………….23
1.2.3.Учебный план и программы преподавания психологии……….…….…………24
1.2.4. Цели преподавания психологии…………………………………….……………26
1.3. Методы обучения психологии………………………………………….………31
1.3.1. Таксономия учебных задач при изучении психологии……...…………..……..31
1.3.2. Словесные методы обучения психологии………………..…………………….32
1.3.3. Наглядные методы обучения психологии………………..…………….………37
1.3.4. Практические методы обучения психологии ………..…………….…………38
1.3.5. Характеристика познавательной деятельности студентов и
учащихся на занятиях по психологии ……………………………………………….…..40
1.3.6. Методы закрепления изученного материала ……………………...……...…..43
Глава 2 САМОВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ………………………………………..45
ЗАНЯТИЕ 1…………………………………………………………………………….….45
ЗАНЯТИЕ 2…………………………………………………………………………….….51
ЗАНЯТИЕ 3……………………………………………………………………………….55
ЗАНЯТИЕ 4……………………………………………………………………………….57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..59
Литература……………………………………………………………….……………………..61

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине «Методика преподавания психологии».doc

— 367.00 Кб (Скачать файл)

Работа с тетрадью. Составление Путеводителя жизни.

Главная моя цель.

Остановка 5

Остановка 4

Остановка 3

Остановка 2

Остановка 1

Учащимся предлагается поработать со своей тетрадью и подумать над тем, что необходимо в себе скорректировать, чтобы достичь жизненных успехов. Каждая остановка - это кусочек их продвижения на пути к самовоспитанию. На каждой остановке ребята отмечают, что им нужно скорректировать, чтобы их жизненные цели состоялись.

  1. Блок рефлексии.

Обсуждение результатов исследования.

  1. Блок творчества.

Подготовка художественной выставки «Пословицы, поговорки, высказывания знаменитых людей в рисунках». Ребята выбирают любое высказывание и готовят к этому высказыванию рисунок.

 

ЗАНЯТИЕ 3

Тема занятия: Направленность человеческой личности.

Чтобы счастье наше было полно, мы нуждаемся в привязанности

и в помощи окружающих нас людей; последние же согласятся любить

и уважать нас, помогать нам в наших планах, работать для нашего

счастья лишь в той мере, в какой мы готовы работать

для их благополучия; эту необходимую связь

называют нравственным долгом, нравственной обязанностью.

П. Гольбах

Структура урока:

  1. Мотивационный блок.

Педагог просит учащихся вспомнить ситуации из ежедневного общения с людьми и их реакцию на обращения к ним людей.

  1. Если ваши родители обращаются к вам с просьбой что-нибудь сделать, как вы на это реагируете?
  2. Если ваш учитель или классный руководитель просят вас в чем-то помочь, какие фразы для ответа вы чаще всего используете?
  3. Если ваши друзья просят о помощи, какими фразами вы будете на это реагировать?
  4. Если незнакомые люди попали в беду, станете ли вы им помогать?

Ребятам предлагается совместно обсудить проблему:

Почему у разных людей на одну и ту же ситуацию возникают разные реакции? С чем это связано?

На доске фиксируются мнения учащихся (интересы, потребности, идеалы, ценности, взаимоотношения и т. д.)

  1.  Информационный блок.

Совместно  педагог и учащиеся решают, что у разных людей разная направленность личности.

Направленность личности - это система целей личности, которая определяет поведенческие реакции.

Разделяют 4 вида направленности личности:

  1. Эгоистическая (направленность на себя и свои интересы).
  2. Деловая (направленность на профессию, дело всей жизни).
  3. Групповая (направленность на свою семью и друзей).
  4. Общественная (ориентация на общественные интересы, самоограничение и самопожертвование).

Вопрос классу:

Можете ли вы привести примеры личного опыта по наблюдению за направленностью личности?

  1. Блок самоанализа и самооценки.

Размышление «Направленность моей личности». Как я ее представляю?

 

ЗАНЯТИЕ 4

Тема занятия: Сила характера. От чего она зависит?

 

Если б все, кто помощи душевной

У меня просил на этим свете...

Мне прислали б по одной копейке, -

Стала б я богаче всех в Египте...

Но они не слали мне копейки.

А со мной своей делились силой.

И я стала всех сильней на свете…

А.  Ахматова.

Структура занятия.

  1. Мотивационный блок.

На доске слова:

Характер - это умение быть собой. (В. Г. Кротов)

Вопросы классу:

  1. А трудно ли быть самим собой?
  2. Слышали ли вы когда-нибудь: «Не узнаю его. Он стал другим человеком»?
  3. Бывает ли такое с вами? С чем это связано?
  1. Информативный блок.

Иногда вы слышите слова и выражения: характерный герой, бесхарактерный человек.

О каких качествах идет речь?

Что же такое характер человека?

Характер - это совокупность устойчивых качеств личности, которые определяют типичный для данного человека способ повеления и способы отношений.

Черты характера - это устойчивые формы поведения, которые возникают в определенной ситуации с достаточно большой вероятностью Так называемый прогноз поведения. Иногда, говоря о некоторых людях, черты характера которых проявляются ярко, мы используем слова, которые являются четкой и точной характеристикой этих людей (трудяга, трус и т. д.)

  1. Игровой блок.

Учитель называет литературных героев, а учащиеся дают им характеристику с помощью одного слова: Пьер Безухов, Базаров, Раскольников, Татьяна Ларина, Кабаниха. Наташа Ростова.

  1. Информационный блок.

Основные свойства характера человека.

Цельность - единство слова и дела, воля и целеустремленность, верность долгу и идеалу.

Сила характера - способность достигать поставленной цели, умение преодолевать трудности, активность деятельности, умение отстаивать убеждения.

Слабость характера - трусость, малодушие, неуверенность в себе.

  1. Блок самооценки саморазвития.

Сказочный образ, который меня характеризует. Учащимся предлагается вспомнить сказки, которые им известны с детства, и использовать сказочных персонажей для характеристики себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

  1. Аверченко Л. К., Антилогова Л. Н. Человековедение (Психолого-педагогическая технология курса). — Омск, 1993. — 42 с.
  2. Агафонов Т. И. Кружок студентов по психологии: (Из опыта работы Вологодского пединститута) // Советская педагогика. — 1949. — № 6. — С. 90-95.
  3. Актуальные проблемы преподавания психологии в пединституте и в школе: Тезисы докладов научно-практической конференции. — М.: Изд-во «Прометей», МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. - 234 с.
  4. Андреева А. Д., Данилова Е. Е. Преподавание психологии в современной школе // Вопросы психологии. — 1999. — № 2. — С. 122-124.
  5. Архангельский С. Н. и др. Наглядные пособия и опыты в курсе психологии. Для педучилищ / Под ред. М. В. Соколова. — М.: Учпедгиз, 1958. — 104 с.
  6. Бабаева Ю. Д. Опыт преподавания психологии в начальной школе // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования: Материалы I Всерос-. сийской научно-методической конференции 19—21 марта 1998 г. / Под ред.
  7. B. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. - М.: РПО, 1998. - С. 13-14.
    1. Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Информационные технологии в психологическом образовании // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования: Материалы 1 всероссийской научно-методической конференции 19-21 марта 1988 г. / Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. - М.: РПО, 1998. - Т. 2. -
  8. C. 65-67.
  9. Бадмаев Б'. Ц. Психология: как ее изучить и усвоить: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. — М.: Учебная литература, 1997. — 256 с.
  10. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии. — М.: Владос, 1999.
  11. Банщиков В. М., Гуськов В. С, Мягков И. Ф. Медицинская психология: Учебник для студентов медицинских институтов. — М.: Медицина, 1967. — 240 с.
    1. Батурин Н. А., Молочкова И. В. Система учебно-производственных практик как условие профессионализации подготовки практических психологов // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования: Материалы I Всероссийской научно-методической конференции 19-21 марта 1998 г. / Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. - М.: РПО, 1998. - Т. 2. - С. 68-69.
  12. Болотова А. К., Макарова И. В. Прикладная психология: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. - 383 с.
  13. Большой толковый психологический словарь: В 2 т. / Ребер Артур; Пер. с англ. — М.: ACT; Вече, 2001.
  14. Боярчук В. К. Методика преподавания психологии в вузе: Учебно-методическое пособие. — Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1982. — 68 с.
  15. Васильев В. Л. Юридическая психология. — СПб.: Питер, 1997.
  16. Васильев В. Л. Юридическая психология. — 5-е изд. — СПб.: Питер, 2001.
    1. Банков И. В. Программа «Психологическая азбука» в системе начального обучения // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования: Материалы I Всероссийской научно-методической конференции 19-21 марта 1998 г. / Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. - М.: РПО, 1998. - С. 37-38. Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: Академия,
  17. 1997. - 496 с.
  18. Веккер Л. М. Психические процессы. Том 3. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. — 326 с.
  19. Войскунский А. Е. Научная информация в психологии: электронные ресурсы. — М.: Российское психологическое общество, 1997. — 95 с.
  20. Володарская И. А., Лшунова Н. М. Система подготовки психологов в США // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. - 1989. - № 3. - С. 50-62.
  21. Володарская И. А., Лизунова Н. М. Система подготовки психологов в США // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. - 1990. - № 1. - С. 57-67.
    1. Володарская И. А. Некоторые формы профессиональной подготовки психологов // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования: Материалы I Всероссийской научно-методической конференции 19-21 марта 1998 г. / Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. - М.: РПО, 1998. - С. 47-48.
    2. Воронин Л. Г., Маш Р. Д. Методика проведения факультативных занятий по физиологии высшей нервной деятельности и психологии. — М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
  22. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». — М.: Российское педагогическое агентство,
  23. 1998. - 272 с.
  24. Ганзен В. А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991. - 75 с.
  25. Герасимова В. С. Роль факультатива по психологии для старшеклассников // Вопросы психологии. — 1987. — № 4. -- С. 88-92.
    1. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  26. Гинецинский В. И. Введение в методику преподавания психологии: Курс лекций. — Л.: ЛГУ, 1983.
  27. Гиппенрейтер 10. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М.: ЧеРо, 1996. - 336 с.
  28. Гиттельсон Б. Парапсихология — это просто / Пер. с англ. — М.: Агентство «ФА-ИР», 1997. - 656 с.
  29. Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М.: Прогресс, 1976.
  30. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. 2-е изд. / Пер. с франц. — М.: Мир; 1996. — Т. 1. — 496 с; Т. 2. - 376 с.
  31. Голуб Б. А. Основы общей дидактики: Учебное пособие для студ. педвузов. — М.: ВЛАДОС, 1999. - 96 с.
  32. Государственные стандарты высшего профессионального образования и новые технологии обучения в вузе: Материалы научно-практической конференции. — Вологда: Русь, 1996.
  33. Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации
  34. «Преподаватель» // Официальные документы в образовании. — 2000. — № 24. — С. 53-59.
  35. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 020400 — психология. Квалификация: психолог, преподаватель психологии. — М.: 2000.
  36. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0312 — Преподавание в начальных классах (повышенный уровень среднего профессионального образования). — М., 2002.
  37. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М., 1982.
  38. Гуревич П. С. Человек: Учебное пособие для 9 классов общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1995. — 336 с.
    1. Гусев А. #., Худяков А. И. Проблемы дистанционного обучения психологов // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования: Материалы I Всероссийской научно-методической конференции 19-21 марта 1998 г. / Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. - М.: РПО, 1998. - С. 62-63.
  39. Доброва А. Д. О преподавании логики, психологии и педагогики в средней школе в дореволюционное время (библиография) // Советская педагогика. — 1944. — № 2-3. - С. 31-35.
  40. Донцов А. И., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. — 2-е изд. — М:: Смысл, 1996. С. 7-21.
  41. Дружинин В. Н. Личность и гороскоп // Психологический журнал. — 1995. — Т. 16. -№ 3. -с. 44-52.
  42. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. -- М.: ИН-ФРА-М, 1997. - 256 с.
  43. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2001. - 320 с.
  44. Европейская Конвенция об академическом признании университетских квалификаций // Официальные документы в образовании. — 1999. — № 20. — С. 91-98.
    1. Емузова Н. Г. Психология и педагогика — как единый интегративный курс // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования: Материалы I Всероссийской научно-методической конференции 19-21 марта 1998 г. / Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. - М.: РПО, 1998. - 1.2. - С. 82.
    2. Елфимова А. И., Рыбакова Л. М., Сивцова Н. А. Практикум по общей психологии для педагогических институтов. — Вологда, 1975. — 49 с.
  45. Емельянов Г. А., Адаскина А. А. Пути взаимодействия психологии и искусства // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования: Материалы I Всероссийской научно-методической конференции 19-21 марта 1998 г. / Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. - М.: РПО, 1998. - С. 72-73.
  46. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. —■ М., 1996.
  47. Ермаков П. Н., Дикая Л. А. Психологическое профильное образование старших школьников — модель подготовки абитуриентов психологического факультета Ростовского госуниверситета // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования: Материалы I Всероссийской научно-методической конференции 19-21 марта 1998 г. / Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. - М.: РПО, 1998. - С. 72-73.

 


Информация о работе Самовоспитание личности