Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 00:36, курсовая работа
Объект исследования: самоконтроль поведения и деятельности.
Цель исследования: рассмотреть особенности формирования самоконтроля и определить эффективные методы и приемы, способствующие развитию самоконтроля.
Предмет исследования: методы и приемы формирования самоконтроля.
Процесс волевой регуляции протекает по-разному, в зависимости от того осуществляется ли инициативное действие или действие по заданию других людей.
Декарт вводит понятие воли как способность души формировать желание и определять побуждение к любому действию человека, которое нельзя объяснить на основе рефлекторного принципа. Основная функция воли - используя разум, бороться со страстями для обеспечения побуждения к избранным действиям. Страсти возникают под влиянием вещей, а желания порождаются непосредственно душой.
Воля может выступить против страстей и затормозить движения, <к которым страсть располагает тело> . По - скольку Р. Декарт рассматривает разум <как собственное орудие воли>, то к сильной душе он относит такую душу, в которой имеются твердые и определенные суждения о добре и зле. <Самые слабые души-те, воля которых не заставила себя следовать определенным правилам>.
Д. Пристли предлагает называть волей стремление или хотение воспринимаемое человеком при решении действовать, поскольку действие не всегда возникает при виде желаемого предмета и требуется желание действовать. Эти стремления и действия определяются мотивами, поэтому у воли всегда есть причина.
Куль связывает волевую регуляцию с наличием затруднений при осуществлении личностных намерений. Он, как и X. Хекхаузен, различает намерение и желание (мотивацию), идущее от актуализированных потребностей. Свою задачу Ю. Куль видит в том, чтобы понять психологический механизм побуждения к намеренным действиям, когда на пути намерения стоят препятствия или конкурирующие желания.Сущность этого механизма, по его мнению, заключается в мотивационной поддержке намеренной цели и торможении конкурирующего желания. Мотивационная поддержка как особое усилие может осуществляться активно и пассивно. Волевой регуляцией Ю. Куль считает только активную намеренную регуляцию, выделяя шесть стратегий саморегуляции и среди них намеренную регуляцию мотивационных тенденций.
К аффективным процессам относит волю Ж. Пиаже, признавая единство аффективных и когнитивных процессов. <Сама воля,-писал он,-может пониматься как своего рода игра аффективных и, следовательно, энергетических операций, направленных на создание высших ценностей и на то, чтобы сделать
эти ценности обратимыми и сохраняемыми.
Побуждение к любому действию Д. Н. Узнадзе связывает с наличием установки к действию. В импульсивном действии установка определяется актуально переживаемой потребностью. <Установка, возникающая в момент принятия решения и лежащая в основе волевого поведения, создается воображаемой или
мыслимой ситуацией> . За волевыми установками скрываются потребности человека как личности, которые хотя и актуально не переживаются в данный момент, но лежат в основе решения о действии, в котором также участвуют процессы воображения и мышления. Потребности личности и воображаемая ситуация возможного поведения и создают волевые установки.
ЛИТ- РА
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М. - 1979.
2. Асеев В. Возрастная
3. Бодалёв А. А. Личность и общение. - М. -1983.
4. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. – М.,1994.
5. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных состояний. - М. -1976.
6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. - М., 1984.
7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1979.
8. Выготский Л. С. Собрание сочинений. - М. -1982. - т. 2.
9. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М. -1976.
10. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в психологию. - М. -1988.
11. Гриншпун И. Б. Введение в психологию. - М. -1994.
12. Гройсман А.Л. Психология, личность, творчество, регуляция состояний. М., 1999.
13. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М. 1994.
14. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В.
Психическое развитие
15. Зейгарник Б. В. Теория
16. Иванников В.А.
17. Изард К. Эмоции человека. - М. -1980.
18. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М. -1983г.
19. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. - Казань. -1969.
20.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 1988.
21. Кон И. С. Психология
22. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971.
23. Краткий словарь по психологии. М.: Политиздат, 1989.
24. Курс общей, возрастной и педагогической психологии/ Под ред. М. В. Гамезо. - М. -1984. -Вып. 1.
25. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. -1975.
26. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М. -1965.
27. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Калинин, 1987.
28. Лисина М.И. Проблемы
29. Немов Р.С. Психология. Книга I. М. 1994.
30. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л., 1989.
31. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М. -1986
32. Общая психология (Ред. В. В. Богословский). - М. -1973.
33. Общая психология / под ред. А.В. Петровского. М. 1991.
34. Платонов Н. К. Структура и развитие личности. - М. -1986.
35. Рубинштейн С.Л. Избранные
философско-психологические
36. Рубинштейн С.Л.
37. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М. -1989. - Т. 1и2.
38. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М. -1976.
39.Современная психология /Под ред. Дружинина В.Н. – М.: Инфра-М, 1999.
40. Тойч Ч.К. Второе рождение или искусство познать и изменить себя. М. 1994.
41. Хрестоматия по возрастной психологии. М. 1994.
42. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
43. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). - М., 1960.