Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 16:42, реферат
Важной особенностью современного общества является его динамичность. Социальное становление человека происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению, успеху сталкивается с возрастающей конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда. Востребован набор личностных качеств, позволяющих человеку успешно интегрироваться в сложную социальную среду: способность к быстрому освоению нового, гибкость, динамика, мобильность, умение действовать методом проб и ошибок, но не все люди обладают такой высокой способностью адаптироваться к окружающей среде.
Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности
Иванова Н.Л., д.п.н., ГУ-ВШЭ (Москва)
Кулаева Е.В., к.п.н., (Ярославль)
Важной особенностью современного общества является его динамичность. Социальное становление человека происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению, успеху сталкивается с возрастающей конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда. Востребован набор личностных качеств, позволяющих человеку успешно интегрироваться в сложную социальную среду: способность к быстрому освоению нового, гибкость, динамика, мобильность, умение действовать методом проб и ошибок, но не все люди обладают такой высокой способностью адаптироваться к окружающей среде. В связи с этим в социальной психологии растет интерес к теоретическому осмыслению проблем самоопределения личности в постоянно меняющемся обществе [2].
Во многих организациях на сегодняшний день больше половины штата рабочих – это именно женщины. Женщины занимают руководящие посты, играют важную роль в образовании, в экономической, политической и общественной жизни страны, то есть значительное число женщин уделяет большое внимание выстраиванию своего жизненного пути и профессиональной карьере как его неотъемлемой части.
Учет особенностей самоопределения женщин позволяет осуществлять обучение, переподготовку персонала и рабочий процесс на основе индивидуальных особенностей женщин и их психического состояния, прогнозировать различные пути профессионализации женщин, корректировать их мотивационную сферу и совершенствовать различные стороны рабочего процесса. Комплекс психодиагностического инструментария статьи можно применять как элемент при проведении обучения женщин, профотбора, в работе с персоналом организаций, при разрешении конфликтов, улучшении микроклимата в организациях, в обучении и переподготовке персонала, в консультировании сотрудников организаций.
Г. Крайг, Д. Левинсон, В. Стюарт, К. Фарст, Д. Адамс считают, что у женщин на этапе проживания взрослой жизни много трудностей. Женщины острее чувствуют конфликт между карьерой и семьей, т.к. стремятся сочетать карьеру и замужество, но умеряют свои мечты, учитывая интересы мужей, детей и, таким образом, осуществляют традиционные ожидания в рамках современного образа жизни [4,5]. Именно вследствие этой разнородности устремлений, женщинам значительно труднее достичь своих целей, чем мужчинам.
Амбициозность, независимость, активность, стремление к достижениям – все эти качества, в патриархальной среде неприемлемые к женщине, становятся сегодня довольно распространенными в характере их поведения. Поэтому вопросы, связанные с гендерной идентичностью, то есть принадлежностью к понятиям «фемининность – маскулинность - андрогинность» в последнее время входят в число активно обсуждаемых в обществе и науке, так как роли женщины сегодня претерпевают значительные изменения [5].
Однако, научных исследований, посвященных изучению самоопределения женщин в зрелом возрасте, не достаточно, т.к. в исследованиях в основном рассматриваются особенности профессионального или личностного самоопределения в подростковом или юношеском возрасте, чаще учитывается разделение респондентов по полу, а не по типу гендерной идентичности. Поэтому актуальность данной работы заключается в необходимости изучения особенностей самоопределения женщин с различными типами гендерной идентичности.
Особенности самоопределения рассматриваются в статье через самоотношение (Н.С. Пряжников, Т.М. Буякас), через особенности выбора жизнедеятельности, близкое к пониманию принятия решений (Л. И. Божович, Н.Л. Иванова, В.Ф. Сафин М.М. Шибаева), через выделение для себя ценностно-смысловых оснований собственной жизненной концепции (Л. И.Божович, В.Ф. Сафин). [5] Такое понимание самоопределения женщин обуславливает выбор методик.
Использовались следующие психодиагностические методы:
Исследование гендерных характеристик личности: методика «Маскулинность – фемининность» С. Бем, тест «Двадцать утверждений» М. Куна и Т. Макпартленд,
Исследование мотивационно-потребностной сферы личности: методика Must – тест П.Н. Иванова, Е.Ф. Колобовой, методика актуальности основных потребностей («Пирамида потребностей») в модификации И.А. Акиндиновой; методика «Базовые стремления» О.И. Моткова,
Изучение содержательных характеристик идентичности и структуры личности: методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева, тест «Двадцать утверждений» М. Куна и Т. Макпартленд,
Исследование особенностей принятия решения: опросник Д. Кейрси на выявление социотипа, адаптированный Б.В. Овчинниковым.
В исследовании приняли участие 310 работающих в различных сферах женщин, возраст испытуемых от 25 до 55 лет.
Чтобы рассмотреть более подробно и полно взаимосвязь гендерной идентичности и особенностей самоопределения женщин с помощью методики «Маскулинность - фемининность» С. Бем были выделены четыре варианта гендерной идентичности женщин:
маскулинный тип (высокие показатели по маскулинным признакам и низкие по фемининным);
фемининный тип (низкие показатели по маскулинным признакам и высокие - по фемининным);
андрогинный тип (высокие показатели и по маскулинным, и по фемининным признакам);
недифференцированный тип (низкие показатели и по маскулинным и по фемининным признакам).
При распределении по типам гендерной идентичности женщин, позволяющий определить гендерный состав выборки в соответствии с мультиполярным подходом к гендерной идентичности, было выявлено, что наибольшему числу женщин-респондентов свойственен андрогинный тип гендерной идентичности (61%), фемининный тип гендерной идентичности характерен 23% женщин, 10% опрошенных относятся к недифференцированному типу, а 6% - к маскулинному типу.
Для математико-статической обработки полученных данных использовался U-критерий Манна-Уитни, позволяющий определить различия в особенностях самоопределения женщин с разным типом гендерной идентичности.
Полученные различия в особенностях самоопределения женщин с разной гендерной идентичностью, представлены в таблице 1
Таблица 1
Типы гендерной идентичности и особенности самоопределения женщин
| Фемининный тип идентичности
| Андрогинный тип идентичности | Недифференцированный тип идентичности | Маскулинный тип идентичности | ||||
Самоотношение | рефлексивный и коммуникативный показатели идентичности | социальный, деятельностный показатели идентичности | рефлексивный показатель идентичности | |||||
физический показатель идентичности, самоценность, самопринятие |
|
Самоценность | ||||||
нет внутренней конфликтности |
внутренняя конфликтность | |||||||
| ||||||||
Мотивационно-потребностная сфера |
гармоничность личности
| профессиональный и личностный рост, материальное благополучие, саморазвитие автономия
| ||||||
общение, взаимодействие семья, любовь, близкие люди забота о своем здоровье самоуважение моральные и личностные качества самозащита |
состояние внешней среды,
самостоятельность
|
семья, любовь, близкие люди, | ||||||
| ценности общества, демократизация
|
| ||||||
автономия,
|
| |||||||
Принятие решений | чувствительный
| мыслительный
|
Таким образом, из таблицы 2 видно, что тип гендерной идентичности связан с особенностями самоопределения женщин. Так самоопределение женщин с фемининным типом гендерной идентичности характеризуется в особенностях самоотношения - физическим, коммуникативным и рефлексивным показателями идентичности, самоценностью и самопринятием, в особенностях мотивационно-потребностной сферы – гармоничностью личности, потребностью в общении, семье, заботе о своем здоровье, самоуважении и самозащите; а также - ценностно-потребностным способом принятия решений,
- Самоопределение женщин с андрогинным типом гендерной идентичности характеризуется в особенностях самоотношения - коммуникативным и рефлексивным показателями идентичности, внутренней конфликтностью, в особенностях мотивационно-потребностной сферы – гармоничностью личности, потребностью в общении, семье, заботе о своем здоровье, самоуважении, самозащите, автономии, демократизации и ценностях общества, а также - ценностно-потребностным способом принятия решений,
- Самоопределение женщин с маскулинным типом гендерной идентичности характеризуется в особенностях самоотношения - рефлексивным показателем идентичности, внутренней конфликтностью и самоценностью, в особенностях мотивационно-потребностной сферы – потребностью в семье, профессиональном и личностном росте, материальном благополучии, саморазвитии и автономии, а также – логическим способом принятия решения.
- Самоопределение женщин с недифференцированным типом гендерной идентичности характеризуется в особенностях самоотношения - социальным и деятельностным показателями идентичности, самопринятием и внутренней конфликтностью, в особенностях мотивационно-потребностной сферы – потребностью в профессиональном и личностном росте, материальном благополучии, саморазвитии, автономии, самостоятельности, демократизации и ценностях общества, а также – логическим способом принятия решения.
Помимо субъективных показателей, к которым относится психологический пол, анализировалось распределение выборки по ряду объективных показателей: это информация о семейном положении, возрасте и режиме работы опрошенных женщин.
Анализируя данные о семейном положении и соотнося их с типом гендерной идентичности женщин видно, что женщины фемининного типа состоят в браке в 83% случаях, и только 17 % в браке не состоят, дети есть у 76% женщин этого типа, у 24% - нет детей. 73% маскулинных женщин в браке не состоят, но 58 % имеют детей, у женщин андрогинного типа гендерной идентичности в браке состоят 55% опрошенных, а 45% - не состоят, 32% из них имеют детей, а 68% - нет. 91% женщин недифференцированного типа в браке не состоят и 95% не имеет детей.
Анализируя данные женщин о режиме работы и соотнеся их с типом гендерной идентичности женщин, были получены следующие результаты: 60% фемининных женщин заняты полный рабочий день, а 40% из них – на 1\2 ставки или неполный рабочий день. Маскулинный тип женщин имеет ненормированный рабочий график (52%) или полный рабочий день (48%), 23% женщин андрогинного типа гендерной идентичности заняты неполный рабочий день, 45% - полный рабочий день, а 32% имеют ненормированный рабочий график. Женщины недифференцированного типа в основном работают на 1\2 ставки – 62%, полный рабочий день заняты - 32%, и только 4% имеют ненормированный график работы. Так неполная занятость свойственна в основном недифференцированному типу женщин, полный рабочий день заняты в основном фемининные и андрогинные, женщины маскулинного типа имеют в основном ненормированный рабочий день.
В результате изучения объективных данных женщин были выявлены возрастные особенности самоопределения для женщин каждого типа гендерной идентичности.
Так, чем старше фемининная женщина, тем меньше она нуждается с возрастом в социальных контактах (p< 0,05), меньше стремиться быть понятой другими людьми (p< 0,01) и меньше ценит себя (p< 0,05). Но чем старше становиться такая женщина, тем важнее для неё повышать уровень мастерства и компетентности, увеличивается потребность в автономии (p< 0,05). Таким образом, фемининная женщина с возрастом меньше стремиться к общению, но больше к реализации себя.
А чем старше маскулинная женщина, тем чаще на первый план выходит социальный компонент идентичности (p< 0,05) и реже физический компонент(p< 0,01). С возрастом у такой женщины снижается самопринятие (p< 0,01), меньше времени она уделяет самообслуживанию и быту, но показатель «саморуководство» наоборот положительно коррелирует с возрастом маскулинных женщин (p< 0,05). То есть, для такой женщины с возрастом на первый план выходят социальный статус, групповая принадлежность, но снижается значимость своих психофизических данных (внешность и т.д.) и ухода за собой.
С возрастом у андрогинных женщин на первый план выходят такие потребности как самозащита, потребность в уважении и признании, стремление обеспечить себе будущее (p< 0,05), а также быть автономной, самостоятельной (p< 0,01), но ниже становиться стремление к саморазвитию(p< 0,05). Таким образом, для андрогинной женщины с возрастом на первый план выходит забота о безопасности и автономности своей будущей жизни. Чем старше становиться женщина недифференцированного типа гендерной идентичности, тем больше она стремиться к самоуважению(p< 0,01).
На основе полученных результатов были созданы социально-психологические портреты самоопределения женщин с различными типами гендерной идентичности.
Информация о работе Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности