Самооценка в структуре личности делинквентного подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: уровень самооценки делинквентных подростков может быть изменен с помощью специально составленной психокоррекционной программы.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме
Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение самооценки деленквентных подростков
Провести коррекционные занятия, направленные на формирование адекватной самооценки.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения самооценки делинквентных подростков.
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста
1.2. Диленквентное поведение в подростковом возрасте.
1.3 Самооценка в подростковом возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование самооценки личности деленквентных подростков.
2.1. Методики исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования самооценки личности деленквентных подростков.
2.3. Коррекционная работа
2.4. Анализ результатов вторичной диагностики.
Заключение Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 609.50 Кб (Скачать файл)

Распределение уровня самооценки в группе.

 

 

 

 

Таблица №3.

Состояние самооценки

Завышенная

Нормальная

Заниженная

Кол-во учащихся

%

25

35

40

Чел

5

7

8


 

Из данных представленных в таблице № 3 видно, что  у  40 % испытуемых заниженная самооценка. Они застенчивы и чрезмерно уязвимы. Они стремятся быть как можно более незаметными. Их не «видят» и не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной или общественной деятельности.  Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. Неуверенные в себе подростки часто отстают в учебе. Им постоянно кажется, что задачи слишком трудные, а требования — слишком высокие. Такие ученики не только не верят в свои силы, но и не развивают свои способности.       У 35% нормальная самооценка. Такие подростки формируют критический взгляд на вещи, объективно соизмеряют свои возможности по отношению к текущим задачам. Адекватная и правильная самооценка побуждает человека к активности, направленной на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, к избавлению от недостатков. Правильная оценка способствует взаимопониманию с окружающими людьми, делает их более открытыми к положительным внешним влияниям.            У 25 % завышенная самооценка. Подростки с завышенной самооценкой склонны переоценить себя. Школьник, как правило, не реагирует на замечания, которые делаются окружающими. В результате ошибки и недостатки в поведении, могут превратиться в привычки, от которых в последствии очень трудно будет избавиться. Для подростков с завышенной самооценкой характерны: конфликтность, обидчивость, подозрительность.          2.3. Коррекционная работа

На основании полученных данных нами была разработана коррекционная программа по формированию адекватной самооценки. Коррекционная программа рассчитана на 8 занятий, каждое из которых длится 60 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Цель: сформировать адекватную самооценку подростка.

Объект: самооценка подростка.

Задачи:

1. Получение навыка выражения себя с помощью творчества и игровых форм деятельности.

2. Приобретение навыка формирования активной жизненной позиции.

3. Возможность осознания ценности собственной личности.

4. Получение возможности усиления позитивного отношения к себе.

Методы, используемые в коррекционной работе

1. Сказкотерапия; прием - сочинение  сказок, переписывание сказок.

2. Арттерапия; прием - свободное  рисование.

2.4.Анализ результатов вторичной диагностики.

После проведения коррекционных занятий для подростков была проведена вторичная диагностика для выявления эффективности коррекционной работы.             Результаты по методики Казанцевой до коррекционных занятий и после коррекционных занятий представлены в диаграмме № 4.

Как видно из диаграммы №4, в результате коррекционных мероприятий у подростков уменьшилось количество людей с низким уровнем самооценки и возросло количество подростков со средним уровнем самооценки. Количество подростков с высоким уровнем самооценки осталось без изменений.

Сравнительно сопоставительный анализ t критерий Стьюдента по результатам методики Дембо – Рубенштеин до коррекции и после коррекции.

Таблица № 5

До коррекции

После коррекции

Т0,05= 2,02

Т0,01=2,71

М1

σ

М2

Σ

tЭмп = 3.2

43.1

12,8

55.1

10,5


 

 

 

 



                                                                       2,02                                       2,71

 

Из данных представленных в таблице № 5 видно, что есть различия в  уровне самооценки до коррекционной работы и после проведения коррекционных занятий. 

После проведения коррекционных занятий дети стали правильно соотносить свои возможности и способности, при этом они начали достаточно критически относиться к себе и к своим действиям. Они стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, стараются ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. Дети стали лучше понимать друг друга, стали более открытыми, уверенными в себе. Начали стремиться развивать в себе различные качества для лучшего взаимодействия с людьми. Стали более активными оптимистичными.      Сравнительно сопоставительный анализ t критерий Стьюдента по результатам методики Будасси до коррекции и после коррекции.

Таблица № 6

До коррекции

После коррекции

Т0,05= 2,02

Т0,01=2,71

М1

σ

М2

σ

tЭмп = 2,9

40,4

8,09

48,2

8,6


 

 

 

 



                                                                       2,02                                       2,71

 

Из данных представленных в таблице №6 видно, что есть различия в уровне самооценки до проведения коррекционных занятий и после проведения коррекционных занятий. После проведения коррекционных занятий дети стали лучше понимать друг друга, стали искать себе различные виды деятельности, в которых можно реализовать свои способности. Стали более открытыми, доверчивыми, уверенными в себе. Перестали стесняться, в коллективе стали вести себя более раскрепощено, начали демонстрировать свои навыки и умения. Начали высказывать свое мнение и отстаивать его.  Они стали больше общаться друг с другом, делиться какой либо информацией. У некоторых учеников повысилась успеваемость в школе.

Можно сделать вывод, что если с делинквентными подростками проводить коррекционные занятия, направленные на создание адекватной самооценки, тренинги личностного роста, то дети будут лучше адаптированы в  социуме, станут соблюдать правила в школе, будут более открытыми и дружелюбными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По исследованию самооценки делинквентного подростка можно сделать следующие выводы:

1. Одной из главных особенностей переходного возраста становится формирование самосознания, чувства потребности в общении с товарищами, в установлении интимно-личных отношений с ними, строящихся на основе определенных морально-этических норм. Общение подростков является своеобразной формой воспроизведения взаимоотношений, существующих в обществе взрослых людей, ориентации в нормах этих отношений и их освоения.

2. Самооценочные суждения молодых людей определяются совокупностью различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости.

3. Такое важнейшее свойство  личности как самооценка, формируясь в подростковом возрасте, развивается в соответствии с внутренними свойствами личности и его сферой социализации.

4. Проведение методик показало то, что у 45% (9человек) подростков самооценка ниже возрастной нормы дети с низким уровнем самооценки не уверены в себе, слишком критичны к себе, недооценивают себя. Так же есть дети и с высокой самооценкой, их 15 % (3 человека) такие учащиеся уважают себя, стремятся к самосовершенствованию, саморазвитию, довольны собой, уверены в своих силах. Высокая самооценка большинства учащихся связана с возрастными особенностями учащихся подросткового возраста: несоответствие целей возможностям, что свидетельствует о завышенном уровне притязаний и является причиной частных неудач в осуществлении задуманного.

5. После проведения коррекционных  занятий низкая самооценка осталась  у 25 % (5 человек), а высокая самооценка  осталась у  10% (2 человека). У 65% стал  адекватный уровень самооценки, дети стали уверенными в себе  и более открытыми.

Описывая особенности самооценки у подростков, многие исследователи отмечают ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

Формирование самооценки в подростковом возрасте зависит от оценок окружающих: родителей, учителей, одноклассников, близких друзей. Среди них родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка. Кроме того, характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности.

 Рекомендации родителям делинквентного подростка:

  1. Главное в общении с подростком – сохранить с ним контакт и доверительные отношения.
  2. Старайтесь быть в курсе его дел (занятий, увлечений, круга друзей, места прогулок), но не устраивайте допросов и избегайте мелочного контроля.
  3. Разговаривайте с ребёнком чаще. Будьте вместе. Займитесь общим делом.
  4. Можно выражать недовольство поступком, отдельными действиями ребенка, но не ребёнком в целом.
  5. Прикасайтесь к своему ребёнку, чаще обнимайте его.
  6. Позволяйте ребёнку встречаться с отрицательными последствиями его действий. Тогда он научится отвечать за свои поступки.
  7. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Это вызовет только агрессию.
  8. Не оставляйте без внимания любые резкие изменения в состоянии и поведении ребёнка. Может быть, ребёнку нужна помощь специалистов (врача, психолога, психиатра). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск, 1986, С. 168
  2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. 2-е издание, СПб., 1998.
  3. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М., 1999.
  4. Барлас, Т.В. Популярная психология. От конфликтов к обретению «Я»/ Т.В.Барлас. М., 1997. 160 с.
  5. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. Мн., 2001. 976 с.
  6. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). М.: Академия, 2003.
  7. Катаева – Венгер А. А. Трудный возраст: подростки сегодня. – М., 2002, С. 117
  8. Кон, И.С. Психология старшеклассника./ И.С.Кон. М.,1980. 190с. 
  9. Куницына, В.Н. Восприятие подростками других людей и себя./ В.Н.Куницына. М., 1987. 238с.
  10. Курск Н. С. Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. – С/П, 2001,  С 98 – 115.
  11. Кравченко, А.И. Родителям о подростках (и подростком о родителях)/ А.И.Кравченко. М., 2002. 178с.
  12. Личко, А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков/ А.Е.Личко. Л. 1983. 244с
  13. Липкина, А.И., Рыбак, Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности./ А.И.Липкина, Л.А.Рыбак. М., 1988. 141с.
  14. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога./ Р.В.Овчарова. М., 1993. 256с.
  15. Проблемы возрастной и педагогической психологии/ [под ред. И.В.Дубровина]. М., 1995. 218с.
  16. Психология подростка. Учебник./ [Под ред. А.A.Реана] СПб., 2003. 480 с.
  17. Сидоров, К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности подростков/ К.Р.Сидоров // Вопросы психологии. 2007. №3. С. 149 – 156.
  18. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Академия, 2004. 320 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОЦЕДУРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ   

Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.

Инструкция. Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1.     Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2.     Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

3.     Со мной большинство ребят советуются (считаются).

4.     У меня отсутствует уверенность в себе.

5.     Я примерно так же способен  и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

6.     Временами я чувствую себя никому не нужным.

7.     Я все делаю хорошо (любое дело).

8.     Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

9.     В любом деле я считаю себя правым.

10.           Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

11.           Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

12. Мне кажется, что окружающие  смотрят на меня осуждающе.

13. Меня мало беспокоят  возможные неудачи.     

14. Мне кажется, что для  успешного выполнения поручений  или дел мне мешают        

различные препятствия, которые мне не преодолеть.

15. Я редко жалею о  том, что уже сделал.

16. Окружающие меня люди  гораздо более привлекательны, чем  я сам.

17. Думаю, что я постоянно  кому-нибудь необходим.

18. Мне кажется, что я  занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

19.Мне чаще везет, чем  не везет.

20. Я всегда чего-то  боюсь.

Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от – 10 до +1. Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке. 

 

 

Информация о работе Самооценка в структуре личности делинквентного подростка