Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 12:48, курсовая работа
Гипотеза исследования: уровень самооценки делинквентных подростков может быть изменен с помощью специально составленной психокоррекционной программы.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме
Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение самооценки деленквентных подростков
Провести коррекционные занятия, направленные на формирование адекватной самооценки.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения самооценки делинквентных подростков.
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста
1.2. Диленквентное поведение в подростковом возрасте.
1.3 Самооценка в подростковом возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование самооценки личности деленквентных подростков.
2.1. Методики исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования самооценки личности деленквентных подростков.
2.3. Коррекционная работа
2.4. Анализ результатов вторичной диагностики.
Заключение Список литературы
Приложение №2
Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей
Бланк методики, содержащий инструкции, задания, а также место для записи результатов и заключения психолога представлен на рис. 1.
Рис.1. Методика Дембо-Рубинштейна: бланк для подростков
Инструкция
Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Условно эту оценку можно изобразить в виде вертикальной линии, нижняя точка которой указывает на самую низкую оценку, а верхняя - на самую высокую.
Здесь нарисовано 7 таких линий и написано, что каждая из них означает.
Оцените себя по каждому из предложенных здесь качеств, сторон личности и черточкой (-) отметьте на каждой линии эту самооценку.
После этого представьте, каким должно было бы быть это качество, сторона личности, чтобы вы были удовлетворены собой, чувствовали гордость за себя. Отметьте это на каждой линии знаком (х).
Обработка результатов
Обработке подлежат результаты на шкалах 2-7. Шкала «Здоровье» рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости данные по ней анализируются отдельно.
Для удобства подсчета оценка переводится в баллы. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим начисляются баллы (например, 54 мм = 54 баллам).
Записывается соответствующее значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, уровня самооценки и расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.
В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса) можно использовать разность между максимальным и минимальным значением, однако этот показатель рассматривается как условный.
Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем меньшее значение имеет средняя мера и, соответственно, она может использоваться лишь для некоторой ориентировки.
Приложение №3
Инструкция: Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа. Этап 1
Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств:
Этап II
Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.
Обработка.
1. Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).
2. Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И), а затем вычислите их процентное отношение:
Результаты сопоставьте с оценочной шкалой.
Приложение №4
Программа занятий тренинга по формированию адекватной самооценки.
Занятие 1. «Знакомство»
Занятие 2. «Игра «пустыня»
Занятие 3. «Самооценка»
Занятие 4. «Сказка»
Занятие 5. «Это Я»
Занятие 6. «Полет белой птицы»
Занятие 7. «Я люблю»
Занятие 8. «Заключительное»
Цель: выявить подростков с низким уровнем самооценки. Разработка коррекционной программы, направленной на формирование адекватной самооценки подростка.
Объект: самооценка подростка.
Задачи:
1. Получение навыка выражения себя с помощью творчества и игровых форм деятельности.
2. Приобретение навыка формирования активной жизненной позиции.
3. Возможность осознания ценности собственной личности.
4. Получение возможности усиления позитивного отношения к себе.
Методы, используемые в коррекционной работе
1. Сказкотерапия; прием - сочинение сказок, переписывание сказок.
2. Арттерапия; прием - свободное рисование, психодрама.
Коррекционная программа рассчитана на 10 занятий, каждое из которых длится 60 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Программа занятий тренинга по формированию адекватной самооценки.
Занятие 1. «Знакомство».
Цель: Установление контакта с участниками. Создание доверительной атмосферы, достижение взаимопонимания в целях работы программы.
Длительность |
Этап. |
Содержание. |
Задача. |
10 |
Начало работы. |
Психолог или ведущий (в последующем это может быть подросток, который захочет поиграть) должен представиться, дать краткую информацию о себе, о проводимой программе, и своих целях. |
Создать дружелюбный и безопасный настрой, продемонстрировать открытый стиль общения. |
10 |
Разминка. |
«Снежный ком». Играющие сидят в кругу. Первый называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий – имена первого и второго, потом – свое и т.д., пока круг не замкнется. В итоге последний в круге говорит имена всех играющих, а затем и свое. |
Знакомство и сплочение группы. |
15 |
Работа по теме. |
Выработка группой правил, которыми в последствие можно воспользоваться. |
Демонстрация демократического и безопасного стиля общения |
5 |
Разминка. |
«Поиск общего». Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д. Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д. |
Знакомство и сплочение группы. |
10 |
Работа по теме. |
Общий рисунок. Поделить класс на группы по 5-6 человек, дать ватман, и дать задание, чтобы рисунок был целостным, но каждый рисовал за себя. При этом сказать, что общаться запрещено. |
Общая деятельность. Выявление лидеров в группе |
10 |
Завершение |
Завершающий обмен впечатлениями от занятия |
Демонстрация и овладение навыками открытого общения, навыки разговора о чувствах. |
Общая продолжительность занятия «Знакомство»-60 минут.
Занятие 2. «Игра «пустыня».
Цель: Сплочение коллектива с помощью игры «Пустыня».
Длительность. |
Этап. |
Содержание. |
Задача. |
10 |
Начало работы. |
Обмен чувствами. |
Вхождение в атмосферу группы. |
40 |
Работа по теме. |
Игра «Пустыня». Ознакомление с инструкцией. Начало игры. |
Отработать навыки поведения в дискуссии,умение вести диспут, изучить динамику группового спора. |
10 |
Завершение. |
Обмен полученными впечатлениями. |
Осознавание своей значимости в группе и Осознавание влияния группы на принятие общего решения. |
Ведущий группы проводит визуализацию, игры «Пустыня».
Представьте себе какую-нибудь пустыню, которую вы когда-нибудь видели или любую другую пустыню.
– Обратите внимание – какая она по величине? Какая она по цвету? Обратите внимание как она себя ведет?
– А теперь представьте себе какой-нибудь куб. И рассмотрите его поподробнее, где он расположен относительно пустыни? Какой он величины? Потрогайте его рукой – из чего он состоит? Ощутите его и запомните эти ощущения.
– А теперь представьте себе какую-нибудь лестницу? Как она расположена относительно куба, пустыни. Как она себя ведет?
– А теперь представьте себе растение? Какое это растение? Где оно расположено в вашей пустыни? Потрогайте его, какое оно? Запомните свои ощущения.
– А теперь представьте себе какой-нибудь источник. Покантактируйте с ним. Обратите внимание на его силу, наполненность и воду в нем.
– Сделайте в образе все, что вы хотите. Как только закончите желаемое действие, возвращайтесь сюда».
После того как дан мотив. Дается возможность прорисовать то, что увидели.
– Рисуя, обратите внимание на то, что рисуйте активно, что более пассивно? Какие эмоции возникают. В какую часть рисунка вы вкладываете больше эмоций.
После того как все нарисовали рисунок, все садятся в круг и ведущий проясняет все моменты касающиеся рисунка.
Все участники имеют возможность высказаться, после того как дана интерпретация.
Общая продолжительность занятия игра «Пустыня»-60 минут.
Занятие 3. «Самооценка».
Цель: Осознание возможности формирования адекватной самооценки.
Длительность. |
Этап. |
Содержание. |
Задача. |
10 |
Начало работы. |
Обмен чувствами.«Имена-качества»: |
Вхождение в атмосферу группы. |
5 |
Разминка. |
«Зоопарк»:Все садятся в круг так, чтобы один стул был свободным. В центре круга стоит водящий. Каждый участник, сидящий в кругу, называет себя каким-нибудь животным. Участник, сидящий слева от свободного стула, хлопает правой рукой по нему и называет какое-нибудь животное. Тот, кто услышал название животного, выбранного им, должен занять свободный стул. Участник, справа от которого освободился стул, должен хлопнуть по нему и назвать другое животное. Задача водящего – успеть занять стул до хлопка. Тот, кто не успел хлопнуть, становится водящим. |
Расслабление, разрядка, позитивные эмоции. |
15 |
Работа по теме. |
Работа с листком «Мои особенности и преимущества», обсуждение в небольших группках. Обсуждение проблемы развития и роста |
Формирование навыка позитивного отношения к себе и другому. |
5 |
Разминка. |
«Эхо»: Один человек говорит что-то всем остальным, которые стоят напротив и повторяют как эхо. При желании можно добавлять жесты. «Зеркало»: Двое играющих встают друг против друга. Один ребенок зеркало. Он должен зеркально повторять движения другого. Дети должны быстро и правильно повторять зеркальные движения.
|
Формирование ощущения значимости собственных слов и жестов. |
15 |
Работа по теме. |
Рисунок «Карта моей души»: Рисунок на чистом листе либо на бланке с контурами территорий. По желанию можно показать рисунок группе и рассказать, что и где нарисовано. Если вам захочется делиться рисунками, процесс может затянуться и стать скучным для участников. Рисунки участникам хорошо взять себе и возвращаться к ним в дальнейшем (повесить над столом, например). |
Знакомство с собой, формирование навыка глубокого и позитивного отношения к своей личности. |
10 |
Завершение. |
Упражнение «Я – это ты. Ты – это я»: Участники тренинга делятся на пары и рассказывают друг другу обо всем, что считают необходимым за определенный промежуток времени. Партнеры могут задавать друг другу любые вопросы. После общения в парах участники представляют друг друга, взаимно обмениваясь ролями. Обсуждение игры: 1.Что легче сделать: рассказать о себе или о других? 2.Как Вы себя чувствовали, когда Вы представляли партнера? 3.Как Вы себя чувствовали, когда Вас представлял партнер? 4.В каких случаях мы чувствуем стеснение, а в каких – уверенность? |
Общая продолжительность занятия игра «Самооценка»-60 минут
Занятие 4. «Сказка».
Цель: Возможность отреагирования значимых эмоций и выявление внутренних конфликтов и затруднений.
Длительность. |
Этап. |
Содержание. |
Задача. |
10 |
Начало работы. |
Обмен чувствами. |
Вхождение в атмосферу группы |
10 |
Разминка. |
«Побег из тюрьмы»:Встаньте в 2 шеренги лицом друг к другу: 1 будет играть преступников, 2 - их сообщников. Между вами звуконепроницаемая перегородка. С помощью мимики и жестов договоритесь о плане побега. |
Отработка навыков эффективного общения. |
30 |
Работа по теме. |
Написание сказки, прочтение вслух. |
Интеграция личности, развитие творческой способности, совершенствование взаимодействия с окружающим миром. |
10 |
Завершение. |
Обмен впечатлениями. |
Навык возможности посмотреть на себя со стороны и формирование навыка глубокого и позитивного отношения к своей личности. |
Общая продолжительность занятия игра «Сказка»-60 минут.
Занятие 5. «Это Я».
Цель: Выразить себя с помощью рисования своего автопортрета и рассказа о себе.
Длительность. |
Этап. |
Содержание. |
Задача. |
5 |
Начало работы. |
Обмен чувствами
|
Вхождение в атмосферу группы |
15 |
Разминка. |
Игра «Слепец и поводырь». «Поводырь» ведет участника с завязанными глазами на другой конец комнаты, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций. Остальные наблюдают. Опыт ответственности и беспомощности, доверия партнеру. Участники могут по-разному доверять разным членам группы. Можно узнать заранее, кто с кем хочет идти, но может выявиться человек, которому никто не доверяет, это опасно. В то же время кому-то было бы полезно узнать, что ему не доверяют. |
Опыт ответственности и беспомощности, доверия партнеру. |
25 |
Работа по теме. |
Нанесение на лист бумаги своего автопортрета. Обсуждение полученных результатов с группой. |
Повышение уровня самооценки. Навык осознавания и принятия себя и другого как личности. |
5 |
Разминка. |
Любая подвижная игра. «Разожми кулак». Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его(нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями. Обсуждаются несиловые методы, которые применялись: уговоры, просьба, хитрость. |
Разрядка. |
10 |
Завершение. |
Обмен впечатлениями, анализ упражнения. |
Информация о работе Самооценка в структуре личности делинквентного подростка