Самооценка личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 06:06, реферат

Краткое описание

В.В. Столин считает, самосознание человека нужно рассматривать в «вертикальном и «горизонтальном» плане [1]. «Вертикальному строению соответствует три уровня самосознания: организмический, индивидный и личностный. Каждый из них обладает собственным строением, функциями и механизмами. «Горизонтальное» самосознание содержит знания о себе и самоотношение. Вмести они составляют образ-Я. Я-концепция формируется с опорой на различные образы Я и является стабильным представлением человека о себе, включающим гендерные стереотипы поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая №1.docx

— 186.36 Кб (Скачать файл)

Самооценка бывает общая  и частная, то есть самооценка функционирует в двух формах - общей и частной (парциальной, конкретной, локальной). Более изученными являются природа, характеристики и возрастная динамика частных самооценок, отражающих оценку субъектом своих конкретных проявлений и качеств; менее совещенными остаются проблемы формирования и функционирования общей самооценки. Все понимают как одномерную переменную, отражающую степень самоуважения личности [18]. С высоким самоуважением связываются максимальная активность личности, продуктивность ее деятельности, реализация творческого потенциала. Такой подход к пониманию общей самооценки не оставляет места в мироощущении субъекта неудовлетворенности собой, критическому отношению к себе как побудительной силе развития, рождения потребности в самосовершенствование. И теоретический подход к пониманию общей самооценки реализуется в исследованиях, определяющих ее как иерархически вы отроенную систему частных самооценок, находящихся в постоянном взаимодействии между собой [15]. При этом подчеркивается несводимость целостного отношения к себе к простой совокупности частных самооценок [16]. Такое понимание общей самооценки позволяет характеризовать ее по ведущим тенденциям, проявляющимся в функционировании частных самооценок - по мере адекватности, критичности, рефлексивности, устойчивости. Общая самооценка на разных уровнях развития характеризуется различной полнотой отражения психического мира личности, ее физических данных; разной мерой последовательности, скоординированности, интегрированности частных самооценок, стабильности и динамичности как системы. Частные самооценки различаются не только спецификой отражаемого в них содержания, но и степенью значимости для личности, мерой обобщенности и эмансипированности от внешних оценок. Показатели, в равной мере относящиеся к той и другой форме функционирования самооценки, представлены, как правило, в виде оппозиций: самооценка определяется как адекватная - неадекватная, высокая -низкая, стабильная - динамичная, реальная - демонстрируемая, осознаваемая - неосознаваемая, точная - неточная, уверенная - неуверенная и т.п.

В качестве особого комплекса показателей самооценки можно выделить ее процессуальные характеристики: обоснованность (аргументированность), рефлексивность, надежность и действенность функционирования как механизма саморегуляции. Мерой сформированности этих показателей должны определяться уровневые проявления самооценки как развивающейся системы.

Самооценка функционирует в  разной модальности: категорической, отражающей однозначную оценку субъектом своих  качеств, или проблематической, реализующей  неоднозначное отношение к себе, по нашим представлениям, детерминированное  рефлексивным анализом оценочной ситуации, допуском возможности ее разноплановых  трансформаций.

Существует также три вида самооценки по временной отнесенности:

  • прогностическая
  • актуальная
  • ретроспективная

Функция прогностической  самооценки - оценка субъектом своих  возможностей, определение своего отношения  к ним. Как всякий прогноз, она  реализуется в условиях дефицита информации, поэтому ее функционированию наиболее адекватна проблематическая модальность. Одной из характеристик  прогностической самооценки является уровень притязаний, отражающий приняли  субъектом способ целеполагания.

Функция актуальной самооценки - оценка и основанная на ней коррекция  исполнительских действий по ходу развертывания  деятельности (поступка). Психологическим  механизмом этого вида самооценки является действие самоконтроля, всегда содержащее в своей итоговой части парциальную  самооценку.

Функция ретроспективной  самооценки - оценка субъектом достигнутых  уровней развития, итогов деятельности, последствий поступков, а также "закладка фундамента" для определения перспектив своего развития. Ретроспективная самооценка детерминирует процессы каузальной атрибуции, важной ее характеристикой  является мера критичности субъекта в отношении к себе.

Подход к пониманию самооценки как целостного образования позволяет утверждать, что все три ее вида перманентно присутствуют в жизнедеятельности субъекта, однако функционируют в разных композициях и определяются актуальностью стоящих перед ним задач; в реальной деятельности самооценивания наблюдаются их постоянное взаимодействие и взаимопереходы.

 

Таким образом, самооценка  это субъективное и очень личностное образование нашей психики. Она формируется при более или менее активном участии самой личности, несет на себе отпечаток качественного своеобразия ее психического мира, поэтому самооценка не во всех своих элементах может совпадать с объективной оценкой данной личности. Ее адекватность, истинность, логичность и последовательность устанавливаются на основе реальных проявлений личности в деятельности и поведении.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Уровень притязаний личности.

 
 Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, который можно определить как стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, то есть уровня притязаний личности.

Уровень притязаний это стремления индивида к цели такой сложности, которой по его мнению соответствуют его способности, а также достижения в определённом виде действия, сфере общения, на которую рассчитывает человек при оценке своих возможностей. Термин введён Куртом Левином. 
 
Уровень притязаний может быть заниженным или завышенным, то есть он не всегда соответствует объективной оценке способностей индивида. 
 
 Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определённое место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области. Уровень притязаний может носить более общий характер, то есть относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества.

Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в  достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется  в выборе слишком трудных или  слишком лёгких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих  силах, тенденции избегать ситуации соревнования, не критичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза. 
 
 Уровень притязаний как психологическая характеристика личности впервые был экспериментально изучен в 20-х годах под руководством К. Левина и немецким психологом К. Хоппе. Было показано, что выбор задачи определённой трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи - наоборот, более лёгких (снижение уровня притязаний). Выяснилось также, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, они выбирают либо самые лёгкие задачи, либо самые трудные. Первые - потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые - потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие и самооценка не окажутся уязвлёнными). Эксперименты К. Хоппе в различных модификациях были впоследствии повторены многими исследователями. Результаты позволили выявить следующую закономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязаний между очень трудными и очень лёгкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением  успеха или неудачи, но прежде всего  трезвым, а иногда смутно осознаваемым учётом и оценкой прошлых успехов  и неудач.  
Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное педагогическое воздействие, формирующее лучшие качества личности. В одних случаях важной становится задача повышения уровня притязаний личности: если ребёнок невысоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности в успехе и деформации личности. Постоянные неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжёлыми эмоциональными срывами и конфликтами. Педагог, который систематически выставляет ученику низкие оценки, казалось бы, верно оценивая его знания, допускает серьёзную ошибку, если оставляет без внимания уровень притязаний школьника, примирившегося с подобным положением вещей.

Пути повышения уровня притязаний различны и зависят от индивидуальных особенностей ребёнка, реальных возможностей педагога и т.д. Это и прямая помощь со стороны  учителя, и различные приёмы создания перспективы для личности. Эти  перспективы могут быть выявлены первоначально в другой области, не связанной с той, в которой  проявляются неудачи. Затем созданная  таким образом активность переключается  в сферу, где надо повысить уровень  притязаний личности и восстановить снизившуюся самооценку. Бережное отношение  к человеческой личности, разумно  оптимистический подход к её перспективам дают возможность найти стратегию  индивидуальной работы с ней. Эта работа будет способствовать пробуждению в нём уважения к себе и уверенности в своих возможностях. 
 
 

В других случаях важно  несколько снизить уровень притязаний ребёнка. Необходимость решения  этой задачи определяется не только тем  обстоятельством, что ребёнок с  неоправданно завышенным уровнем притязаний встречает решительный отпор  в детском коллективе, но и потому, что завышенный уровень притязаний, многократно вступая в противоречие с реальными неудачами, порождает  острые эмоциональные конфликты. Нередко  при этом ребёнок проявляет упрямство, обидчивость, ведёт себя неадекватно, притворяясь вполне удовлетворённым, либо стремясь объяснить свои неудачи  чьим-то противодействием, становясь  подозрительным, озлобленным, агрессивным. При частом повторении эти психические  состояния закрепляются в виде устойчивых черт характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основные механизмы  формирования самооценки.

 

 

Формирование и развитие позитивной самооценки - это фундамент, на котором должна строиться вся  жизнь, Позволяя же негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни, мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов,

Свою жизнь можно  усовершенствовать только тогда, когда  мы сами, а не случай программируем свое подсознание и мышление. Итак, формирование позитивной самооценки - главная жизненная установка для каждого из нас. 

Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и  наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности...

С. выполняет регуляторную и защитную функции , влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с др. людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, Защитная функция С., обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицат. влияние на развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

14. О.М. Анисимова, 1904; M. Rosenberg, I965

15 А.И. Липкина, 1974; И.И. Чеснокова,1977

16 (Л.В. Ольшанский, 1981; Е.О. Федотова, 1984)




Информация о работе Самооценка личности