Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:49, контрольная работа
Проблема взаимосвязи речи и мышления , его роли в общении и формировании
сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Анализ того,
как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает
реальный мир, в котором он живет , как он получает субъективный образ
объективного мира, составляет значительную часть всего содержания психологии.
Вещи не только воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и
отношениях. Человек может не только воспринимать вещи, используя анализаторы,
но может рассуждать, делать выводы, даже если не имеет непосредственного
личного опыта. Т.е. для человека характерно то , что у него есть не только
чувственное, но и рациональное познание , иначе говоря, что с переходом от
животного мира к человеческой истории возникает огромный скачок в процессе
познания от чувственного к рациональному. Фундаментальное отличие
человеческого сознания от сознания животного-способность переходить за
пределы наглядного, непосредственного опыта к отвлеченному,
рациональному сознанию.
Введение.................................
3
1. Виды речи................................
4
2. Связь мышления и речи........................
6
2.1. Физиологические основы мышления и речи................
6
2.3. Речь и ее функции...........................
7
3. Понятие о мышлении..........................
9
3.1. Операции мышления..........................
11
3.2. Обобщение и конкретизация.......................
13
3.3. Основные формы мышления.....................
13
Заключение................................
17
Литература...............................
Введение......................
3
1. Виды речи.....................
4
2. Связь мышления
и речи........................
6
2.1. Физиологические
основы мышления и речи........
6
2.3. Речь и
ее функции....................
7
3. Понятие о
мышлении......................
9
3.1. Операции
мышления......................
11
3.2. Обобщение
и конкретизация...............
13
3.3. Основные
формы мышления................
13
Заключение....................
17
Литература....................
18
Проблема взаимосвязи речи и мышления , его роли в общении и формировании
сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Анализ того,
как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает
реальный мир, в котором он живет , как он получает субъективный образ
объективного мира, составляет значительную часть всего содержания психологии.
Вещи не только воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и
отношениях. Человек может не только воспринимать вещи, используя анализаторы,
но может рассуждать, делать выводы, даже если не имеет непосредственного
личного опыта. Т.е. для человека характерно то , что у него есть не только
чувственное, но и рациональное познание , иначе говоря, что с переходом от
животного мира к человеческой истории возникает огромный скачок в процессе
познания от чувственного к рациональному. Фундаментальное отличие
человеческого сознания от сознания животного-способность переходить за
пределы наглядного, непосредственного опыта к отвлеченному,
рациональному сознанию.
В данной работе мы рассмотрим взаимосвязь мышления и речи.
1. Виды речи
Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные
особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи. Прежде всего
различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь бывает
устная и письменная. В свою очередь устная речь бывает
монологической и диалогической.
Внешняя
речь служит общению (хотя в
отдельных случаях человек
размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной
признак—доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от
того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают
устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. Устная и
письменная речь обладают своими психологическими особенностями. При устной
речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же
речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит
пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Часто автор даже
вообще не знает своего читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие
непосредственного контакта между пишущим и читающим создает определенные
трудности в построении письменной речи. Пишущий лишен возможности
использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего
изложения своих мыслей (знаки препинания не заменяют в полной мере этих
выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная речь
обычно менее выразительна, чем устная. Кроме, того, письменная речь должна
быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т. е. обработанной. И
недаром крупнейшие писатели уделяли этому специальное внимание,
Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной
речи допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением
мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и
отделку фраз нет. Если ознакомиться, например, с черновыми рукописями Л. Н.
Толстого или А. С. Пушкина, то поражает их необыкновенно тщательная и
требовательная работа по словесному выражению мыслей. Письменная речь как в
истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной
речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно
велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества.
Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от
поколения к поколению.
В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо
диалогической, либо монологической речи.
Диалогическая речь — это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые
говорят попеременно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь
не планируется. Это речь поддержанная. Направленность такой беседы и ее
результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников,
их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу
организуют специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит
целенаправленный характер (например, ответ ученика на вопросы учителя).
Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению
связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная;
здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники
находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и
поэтому сравнительно легко, иногда с полуслова, понимают друг друга. Им не
требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование
к собеседникам при диалогической речи — уметь выслушивать высказывания
партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на
собственные мысли.
Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только
слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения
людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и
письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лекции,
доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм
монологической речи — ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель
этой направленности—
передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь
носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а
следовательно, предварительной подготовки и планирования.
Как правило, монологическая речь протекает с известным напряжением. Она
требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли,
выражать их в ясной и отчетливой форме, а также умения устанавливать контакт
с аудиторией. Для этого говорящий должен следить не только за содержанием
своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слушателей.
Внутренняя
речь—это внутренний
недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством
общения. Внутренняя речь—словесная оболочка мышления. Внутренняя речь
своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме
полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова
(подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной
мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных
формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в
тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности,
которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему
самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней
речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других.
2. Связь мышления и речи
Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не
может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы
мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е.
мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие
несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в
каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется,
развивается.
Специальными
приборами можно
(артикуляционные)
микродвижения губ, языка,
мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода
задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической
(«ручной») речью, мыслят на основе образов.
Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что
иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна
себе самому, что это
скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с
четкой словесной формулировкой.
Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу одно
и то же, что мышление — это речь, лишенная звучания («речь минус звук», как
считают некоторые буржуазные ученые), а речь—«озвученное мышление». Это
мнение ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на
разных языках сотнями разных звукосочетаний. Известно также, что существуют
слова-омонимы (слова с одинаковым звучанием, но разным смыслом: «корень»,
«коса», «ключ», «реакция» и т. д.), т. е. одно и то же слово может выражать
разные мысли, разные понятия.
2.1. Физиологические основы мышления и речи