Связь мышления и речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:49, контрольная работа

Краткое описание

Проблема взаимосвязи речи и мышления , его роли в общении и формировании
сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Анализ того,
как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает
реальный мир, в котором он живет , как он получает субъективный образ
объективного мира, составляет значительную часть всего содержания психологии.
Вещи не только воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и
отношениях. Человек может не только воспринимать вещи, используя анализаторы,
но может рассуждать, делать выводы, даже если не имеет непосредственного
личного опыта. Т.е. для человека характерно то , что у него есть не только
чувственное, но и рациональное познание , иначе говоря, что с переходом от
животного мира к человеческой истории возникает огромный скачок в процессе
познания от чувственного к рациональному. Фундаментальное отличие
человеческого сознания от сознания животного-способность переходить за
пределы наглядного, непосредственного опыта к отвлеченному,
рациональному сознанию.

Содержание

Введение.................................
3
1. Виды речи................................
4
2. Связь мышления и речи........................
6
2.1. Физиологические основы мышления и речи................
6
2.3. Речь и ее функции...........................
7
3. Понятие о мышлении..........................
9
3.1. Операции мышления..........................
11
3.2. Обобщение и конкретизация.......................
13
3.3. Основные формы мышления.....................
13
Заключение................................
17
Литература...............................

Вложенные файлы: 1 файл

Мышление и речь.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

В основе процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая  дея-1ельность

коры больших  полушарий головного мозга в  целом, но не каких-то отдельных ее

участков. В основе мышления лежит образование второсигнальных  временных нервных

связей, опирающихся  на первосигнальные связи. Второсигнальные  нервные связи,

образующиеся  в коре головного мозга с помощью  слов, отражают существенные

отношения между  предметами. Отражение связей и отношении) между предметами

становится возможным  потому, что слова, как указывал И. П. Павлов,

представляют  собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что,

по мнению ученого, и составляет сущность человеческого мышления. Другими

словами, вторая сигнальная система и открывает  возможность обобщенного

отражения   окружающего мира.

Что касается физиологических  механизмов собственно речи, то эта

второсигнальная деятельность коры также есть сложная координированная работа

многих групп  нервных клеток коры головного мозга.

Когда мы говорим  друг с другом, то, с одной стороны, воспринимаем слышимые

(звуковые) и  видимые (письменные) речевые сигналы,  с другой — произносим звуки

языка при помощи мышечного голосового аппарата. Соответственно в коре левого

полушария головного  мозга имеются, как уже указывалось  в главе II, три центра

речи: слуховой, двигательный и зрительный.

    

Один из таких  центров (слуховой центр Вернике) обеспечивает

понимание воспринимаемых слов. При нарушении его работы человек теряет

способность различать, узнавать слова, хотя ощущение звуков у него остается,

вследствие чего утрачивается способность и к  осмысленной речи. Двигательный

центр речи Брока  обеспечивает произнесение слов. При разрушении этого

центра человек  не способен произнести ни одного слова, хотя и понимает слова,

которые слышит: у него остается только способность  к крику и пению без слов.

Работа зрительного  центра обеспечивает понимание письменной речи, чтение При

поражении его человек утрачивает способность читать, хотя зрение у него

сохраняется, Разумеется, выделение указанных центров  в известной мере условно,

так как в  основе речевой деятельности лежит  объединяющая работу этих центров

деятельность  коры в целом.

 

2.3. Речь и  ее функции 

Речь имеет  общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут

коллективно, в  обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей

вызывают необходимость  постоянно общаться, устанавливать  контакт друг с

другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи

речи. Благодаря  речи люди обмениваются мыслями и  знаниями, рас­сказывают о

своих чувствах, переживаниях, намерениях.

Общаясь друг с  другом, люди употребляют слова н  пользуются грамматическими

правилами того или иного языка. Язык есть система словесных знаков, средство,

с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь—это процесс

использования языка в целях общения людей. Язык и речь неразрывно связаны,

представляют  собой единство, которое выражается в том, что исторически язык

любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения людей.

Связь между  языком и речью выражается и в  том, что язык как орудие общения

существует исторически  до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди

перестают использовать тот или иной язык в речевом  общении, он становится

мертвым языком. Таким мертвым языком стал, например, латинский.

Познание закономерностей  окружающего мира, умственное развитие человека

.совершается  путем усвоения знаний, выработанных человечеством в процессе

общественно-исторического  развития и закрепленных с помощью  языка, с помощью

письменной речи. Язык в этом смысле есть средство закрепления  и

передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки и

искусства. Каждый человек в процессе обучения усваивает знания,

приобретенные всем человечеством и накопленные  исторически.

     Итак, одна из функций речи — служить  средством общения между людьми.

Другая важнейшая  функция речи вытекает из рассмотренного выше положения о том,

что мышление осуществляется в речевой форме. Речь (в частности,

внутренняя речь — внутренний беззвучный речевой  процесс, с помощью которого мы

мыслим про  себя) является средством мышления.

    

3. Понятие о  мышлении

              Мышление—высшая форма отражения

мозгом окружающего  мира, наиболее сложный познавательный психический процесс,

свойственный  только человеку.

Человек много  знает об окружающем его мире. Он знает химический состав

далеких звезд, ему знаком мир элементарных частиц, он познает законы высшей

нервной деятельности, он знает о существовании рентгеновских  лучей,

ультразвуков, хотя не имеет возможности воспринимать все это. Человек

отражает в  сознании не только предметы и явления, но и закономерные связи

между ними. Например, люди знают закономерную связь между температурой и

объемом тела, им известно отношение между сторонами  прямоугольного

треугольника, они  понимают связь между господствующими  ветрами, широтой,

высотой местности  над уровнем моря, отдаленностью  от моря, с одной стороны,

и климатом —  с другой.

Но разве все  эти знания получены человеком только с помощью анализаторов?

Разве человек  знает о мире только то, что дают ему ощущения и восприятие?

Разумеется, нет. Возможности познания окружающего  мира с помощью

анализаторов очень ограниченны. Человек очень мало знал бы об окружающем

мире, если бы его  познание ограничивалось только, теми показа­ниями, которые

дают зрение, слух, осязание и некоторые другие анализаторы. Возможность

глубокого и  широкого познания мира открывает человеческое мышление. Что же

такое мышление? В чем его сущность?

Что у данной фигуры три угла или что потолок  белый, доказывать не надо. Это

воспринимается  человеком непосредственно, с помощью  анализаторов. А вот что

квадрат гипотенузы) прямоугольного треугольника равен сумме квадратов его

катетов — этого  никто не способен видеть непосредственно, как бы внимательно

он ни вглядывался  в прямоугольный треугольник  и каким бы острым зрением ни

обладал. Такого рода познание не является непосредственным показанием наших

анализаторов, а  является, как говорят, опосредованным познанием.

Что же такое  опосредованное познание? Представим себе, что человек, сидящий в

комнате, хочет  узнать, какова температура снаружи. Для этого есть разные

возможности—почувствовать эту температуру своим кожным анализатором

непосредственно (выйдя на улицу) или посмотреть на термометр, прикрепленный

снаружи у окна. В последнем случае человек о  температуре узнает

опосредованно. Воспринимая одно, человек судит  о другом. Но что нам дает

такую возможность? Почему, глядя на термометр, человек узнает о температуре,

которую он не ощущает? Разумеется, потому, что он знает  о связи объема ртути

с температурой окружающей среды. Иначе говоря, опосредованное познание

предмета или  явления осуществляется посредством восприятия другого предмета

или явления, закономерно  связанного с первым.

Равным образом  человек узнал и о химическом составе звезд опосредованно, не

подвергая звездное вещество анализу в лаборатории, что невозможно, а изучая

непосредственно видимый спектр, полученный путем разложения света далекой

звезды. Это стало  возможным только благодаря тому, что человек рас­крыл связь

между химическим составом вещества и спектром излученного  им света.

Таким образом, мышление, во-первых, есть опосредованное познание.

К опосредованному  познанию человек прибегает в  следующих случаях:

1)      когда непосредственное познание  невозможно из-за несовершенства  наших

анализаторов (например, не воспринимающих ультразвуки) или  отсутствия

соответствующих анализаторов (например, у нас нет анализаторов для

улавливания рентгеновских  лучей);

2)      когда  непосредственное познание  принципиально было бы возможным,  но

в современных  условиях оно совершенно исключено (при изучении истории,

палеонтологии, археологии);

3) когда непосредственное познание возможно, но нерационально. Например,

высоту самого высокого дерева можно узнать опосредованно, если в солнечный

день воткнуть палку в землю и заметить время, когда тень от палки будет равна

ее высоте. В  этот момент и тень от дерева (которую легко измерить) будет

равна высоте дерева.

Как уже указывалось, опосредованное познание основано па наличии объективных

отношений и  закономерных связей между предметами и явлениями и осознании,

понимании, знании человеком этих связей. Эти связи обычно скрыты, их нельзя

воспринимать  непосредственно. Для того чтобы  выявить их, человек прибегает

к мыслительным операциям — сравнивает, сопоставляет факты, анализирует их,

обобщает, делает умозаключения, выводы.

Таким образом, мышление, во-вторых, есть познание (отражение) отношений и

закономерных  связей между предметами и явлениями  окружающего мира. Оно

дает возможность  понять закономерности   материального  мира,

причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни,

закономерности  психики человека.

Рассмотрим еще  один пример. Что произойдет, если этот кусок дерева бросить в

воду? Поплывет? А почему вы это знаете? Потому что  в прошлом вы не раз видели

плавающие куски  дерева? Но ведь то были другие куски  дерева, а этот

кусок дерева вы в воду еще не бросали! Предвидеть, что произойдет в конкретном

случае, мы можем  потому, что отражаем общие свойства предметов и

явлений (в данном случае—общие свойства воды и дерева). По этой же причине мы

Информация о работе Связь мышления и речи