Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:49, контрольная работа
Проблема взаимосвязи речи и мышления , его роли в общении и формировании
сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Анализ того,
как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает
реальный мир, в котором он живет , как он получает субъективный образ
объективного мира, составляет значительную часть всего содержания психологии.
Вещи не только воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и
отношениях. Человек может не только воспринимать вещи, используя анализаторы,
но может рассуждать, делать выводы, даже если не имеет непосредственного
личного опыта. Т.е. для человека характерно то , что у него есть не только
чувственное, но и рациональное познание , иначе говоря, что с переходом от
животного мира к человеческой истории возникает огромный скачок в процессе
познания от чувственного к рациональному. Фундаментальное отличие
человеческого сознания от сознания животного-способность переходить за
пределы наглядного, непосредственного опыта к отвлеченному,
рациональному сознанию.
Введение.................................
3
1. Виды речи................................
4
2. Связь мышления и речи........................
6
2.1. Физиологические основы мышления и речи................
6
2.3. Речь и ее функции...........................
7
3. Понятие о мышлении..........................
9
3.1. Операции мышления..........................
11
3.2. Обобщение и конкретизация.......................
13
3.3. Основные формы мышления.....................
13
Заключение................................
17
Литература...............................
знаем, не измеряя, что в данном треугольнике сумма внутренних углов
равна 180°, потому что нам известно общее положение о том, что в любом
треугольнике сумма внутренних углов равна этой величине.
Иными словами, мышление, в-третьих, есть обобщенное познание
действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов
и явлений. С помощью мышления человек познает, например, общие и существенные
свойства металлов, общие свойства газов в отличие от общих свойств жидкостей,
общие свойства треугольников, общие признаки глагола в отличие от общих
признаков прилагательного и т. д.
Теперь мы можем дать полное и развернутое определение. Мышление — процесс
опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.
Сущность его в отражении:
1) общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и
таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно;
2)
существенных отношений и
'Мышление играет поистине огромную роль в познании. Мышление расширяет
границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта
ощущений и восприятия. Мышление дает возможность знать и судить о том, что
человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно позволяет
предвидеть наступление таких явлений, которые в данный момент не существуют
(рассчитывать заранее затмения Солнца и Луны, орбиты космических кораблей,
предвидеть ход
общественно-исторического
Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и
восприятии, а результаты мыслительной работы Проверяются и применяются на
практике. Согласно
учению марксизма-ленинизма
от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него—к практике.
3.1. Операции мышления
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций:
сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и
конкретизации.
Сравнение. Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью
найти сходство и различие между ними. К.. Д. Ушин-ский считал
операцию сравнения основой понимания. Он считал, что мы познаем любой предмет,
только приравнивая его к чему-то и отличая от чего-то.
В учебной деятельности школьника сравнение играет очень важную роль.
Сравнивая, например, прилагательное и глагол, операции умножения и деления,
кислород и водород, треугольник и прямоугольник, лес, степь и пустыню,
рабовладельческий и феодальный строй, школьник глубже познает особенности
данных предметов или явлений.
Успешное сравнение предметов и явлений возможно тогда, когда оно
целенаправленно, т. е. происходит с определенной точки зрения, ради ответа на
какой-то вопрос. Оно может быть направлено или на установление сходства
предметов, или на установление различия, или на то и другое одновременно.
Так, если изучают домашних животных, сравнивая их с точки зрения пользы для
человека, сравнение может быть направлено на установление сходных признаков
между ними. Если изучают строение и происхождение домашних животных, в ходе
изучения могут устанавливать определенные различия между ними.
Исследования показали, что младшие школьники более успешно будут находить
сходство между предметами, если при сравнении давать дополнительный предмет,
отличный от сравниваемых. Ученики сравнивают изображения домашних животных
— коровы и овцы
и сходных признаков
продемонстрировать три картинки — корову, овцу к собаку, то учащиеся находят
гораздо больше сходных признаков у коровы н овцы.
Анализ и синтез. Анализ — это мысленное расчленение предмета или
явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей,
признаков и свойств. Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов,
частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны,
находятся в единстве друг с другом в процессе познания: анализируем мы всегда
то, что синтетически целое, а синтезируем то, что аналитически расчленено.
Анализ и синтез — важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают полное
и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных
элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы,
обеспечивает знание объекта в целом. Овладевая чтением, ребенок под
руководством учителя осуществляет анализ (в предложении выделяет слова, в
словах — слоги и звуки) и синтез (из звуков и букв составляет слоги, из
слогов — слова, из слов — предложения). Для понимания особенностей какого-
либо растения ученик мысленно выделяет и рассматривает его отдельные части:
корень, стебель, листья, цветы (анализирует), а потом представляет растение
в целом (синтезирует). Для запоминания определенного текста ученик выделяет в
нем отдельные части, смысловые куски (анализирует) и пытается понять, как
они логически связаны в единое целое (синтезирует). Изучая в школьной
мастерской новый для него станок, школьник пытается выделить его отдельные'
части и понять их назначение, на основе чего он представляет взаимодействие
частей и понимает принцип работы станка в целом.
Всякий анализ начинается с предварительного общего ознакомления с предметом
или явлением и
затем переходит в более
Процессы анализа и синтеза часто возникают вначале в практическом действии.
Чтобы разобрать или собрать в уме мотор, необходимо научиться разбирать и
собирать его на практике.
Абстракция. В процессе познания возникает необходимость не только
проанализировать какой-либо предмет или явление, но и выделить для более
углубленного изучения какой-либо один признак, одно свойство, одну часть,
отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех остальных, не принимая их во
внимание. Как правило, выделяются не просто какие-то признаки и свойства, а
важные, существенные признаки.
Абстракция —
это мысленное выделение
предметов или
явлений при одновременном
признаков и свойств.
Выделенный в процессе абстрагирования признак предмета мыслится независимо от
других признаков и становится самостоятельным объектом мышления. Так,
наблюдая различные прозрачные объекты: воздух, стекло, воду и др., мы
выделяем в них общий признак—прозрачность и можем мыслить о прозрачности
вообще; наблюдая движение небесных тел, машин, людей, животных, мы выделяем
общий признак — движение и мыслим о движении вообще как о самостоятельном
объекте. Точно так же при помощи абстрагирования создаются понятия о длине,
высоте, объеме, треугольнике, числе, глаголе и т. д.
3.2. Обобщение и конкретизация.
Абстракция лежит в основе обобщения — мысленного объединения предметов и
явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в
процессе абстрагирования.
В учебной работе школьников обобщение обычно проявляется в выводах,
определениях, правилах, классификации. Школьникам иногда трудно произвести
обобщение, так как далеко не всегда им удается самостоятельно выделить не
просто общие, но и существенные общие признаки.
Некоторые советские психологи (Д. Б. Эльконин, В. В Давыдов) различают
два вида обобщения: формально-эмпирическое и содержательное
(теоретическое).
Формально-эмпирическое
сравнения ряда объектов и выявления внешне одинаковых и общих
признаков. Содержательное (теоретическое) обобщение основано на глубоком
анализе
объектов и выявлении скрытых общих и существенных признаков. отношений и
зависимостей.
Конкретизация — это мысленный переход от общего к единичному, которое
соответствует этому общему.
В учебной деятельности конкретизировать — значит привести пример,
иллюстрацию, конкретный факт, подтверждающий общее теоретическое положение,
правило, закон (например, грамматическое, математическое правило,
физический, общественно-исторический закон и т. д.). В учебном процессе
конкретизация имеет большое значение: она связывает наши теоретические знания
с жизнью, с практикой и помогает правильно понять действительность.
Отсутствие конкретизации приводит к формализму знаний, которые остаются
голыми и бесполезными абстракциями, оторванными от жизни.
3.3. Основные
формы мышления
Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом
существенные свойства предметов и явлений.
Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти
свойства, признаки можно разделить на две категории — существенные и
несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла,
определенные размеры — длину сторон и площадь, определенную величину углов,
форму. Но только первый признак делает фигуру треугольником, позволяет
отличить ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции. Остальные
признаки отличают один треугольник от другого; при изменении их треугольник не
перестанет быть треугольником. Равно и каждое отдельное дерево обладает и
такими признаками, которые позволяют отличить его от кустарника, травы (т. е.
существенными признаками), например наличием ствола, и такими, которые
отличают одно дерево от другого, например возраст, количество ветвей,