Связь самооценки и тревожности с успеваемостью у учеников 5-х классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучить взаимосвязь самооценки и тревожности с успеваемостью.


В исследовании были поставлены следующие задачи:

1.проанализировать литературу по данной теме
2.исследовать уровень самооценки и тревожности
3.выявить связь между самооценкой, тревожностью и успеваемостью.

Вложенные файлы: 1 файл

теория и введение курсовой.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

       Введение

       В настоящее время увеличилось  число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

         Психологическое самоощущение детей, переходящих из начальной школы в пятый класс, характеризуется напряженностью в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции. Меняется мир ребёнка, его система ценностей, самооценка, вследствие этого повышается тревожность по поводу внешних оценок.[5]

       Пятиклассники испытывают психологические трудности в процессе учебы: с одной стороны трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой – от возможности, индивидуальных особенностей ребенка, а именно степень его тревоги и самооценки.

       Интеллектуальное  развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательности. Ведь творческий человек - это человек свободный, рискующий. Он не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идти своим путем. .[7]

       Актуальна данная тема еще и тем, что борьба за повышение качества обучения и  усвоения знаний продолжает оставаться актуальной задачей и на сегодняшний  день. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом неуспех обучения. Несмотря на многообразие этих свойств, все же удается выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в пятом классе.

       В нашем исследовании мы хотим выяснить связь успеваемости ученика с  его самооценкой и степенью тревожности  в пятом классе.

    Объект: личность пятиклассника 

    Предмет: самооценка личности пятиклассника 

    Гипотеза:     Вероятно, что самооценка личности учащихся взаимосвязана с его эмоциональным состоянием, в точности с тревожностью. Уровень тревожности и самооценка могут являться факторами, влияющими на учебный процесс и успеваемость учащихся. Специфика данной взаимосвязи обусловливается возрастными особенностями учащихся. 

    Цель: Изучить взаимосвязь самооценки и тревожности с успеваемостью. 

    В исследовании были поставлены следующие задачи:  

      1. проанализировать литературу по данной теме
      2. исследовать уровень самооценки и тревожности
      3. выявить связь между самооценкой, тревожностью и успеваемостью.
 

    Методики, используемые в исследовании

    • Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса.
    • Определение уровня самооценки личности по методике Дембо-Рубенштейна
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Проблема изучения школьной тревожности в психолого-педагогическом исследованиях.

           1. 1 Разные подходы к пониманию тревожности. Виды тревожности.

       В психологическом словаре тревожность-это  индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают.

       Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога-это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность  является устойчивым состоянием. [8]

       Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти  всегда.

       В психологической литературе можно  встретить разные определения этого  понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.  

       Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность  – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.[12;с.39]

       По  определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или  ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в  специфических социальных ситуациях». [10;с.601]

       Е. Савина, доцент кафедры  психологии Орловского государственного педагогического  Университета, считает, что  тревожность определяется как устойчивое отрицательное  переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.[14; c.11]

       По  определению С. С. Степанова «тревожность- переживание  эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи».[15;c.138]

       Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

       Термин "тревожность" используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги.

       Выделяют  два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние  не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

       Другой  вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

       Таким образом, в нашем исследовании тревожность понимается как эмоциональное состояние, которое характеризуется повышенной склонностью  к переживаниям, опасениям и беспокойству, страхам и тревогам в специфических социальных ситуациях

       1.2 Причины детской тревожности

       Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной  – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами.

       Детская тревожность может быть следствием и симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она «привязывает» к себе, предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.

       Одной из самых частых причин тревожности  является завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности. Наиболее распространенная система воспитания - "ты должен быть отличником". Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих детей, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс познания. Бывает, что родители ориентируют на высокие, не доступные ему достижения в спорте, искусстве, навязывают ему (если это мальчик) образ настоящего мужчины, сильного смелого, ловкого, не знающего поражений, не соответствие которому (а соответствовать этому образу невозможно) больно бьет по мальчишескому самолюбию. К этой же области относится навязывание ребенку чуждых ему (но высоко ценимых родителями) интересов, например как туризм, плавание. Ни одно из этих занятий само по себе не плохо. Однако выбор хобби должен принадлежать самому ребенку. Принудительное участие ребенка в делах, которые не интересует школьника, ставит его в ситуацию неизбежного неуспеха.

       Стремясь  выработать у ребенка такие качества как добросовестность, послушание, аккуратность, учителя нередко усугубляют и без того нелегкое положение  ребенка, увеличивая пресс требований, невыполнение которых влечет для  него внутреннее наказание. Без сомнения, добросовестное отношение к делу необходимо, однако дело школьника (учение) - особое дело, в котором процесс важнее результата и слабо с ним связан. Если рабочий трудится, прежде всего, ради результата, например ради производства какой-либо детали, то ребенок учится не для того, чтобы решить ту или иную задачу: она давно решена и ответ помещен в конце задачника. Смысл учения - в самом процессе учения и развития, ориентация на результат, а тем более на отметку как конечную цель всех стараний школьника в сочетании с завышенными требованиями родителей способствует перенапряжению его сил, извращают их направленность. От отметки часто зависит отношение к ребенку значимых для него людей. Ребенок чувствует, что отношение к нему прямо пропорционально его успеваемости, и оценки становятся средством достигнуть расположения родителей, учителей, одноклассников.

       Сама  интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков  и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. В девять-одиннадцать лет интенсивность переживаний у обоих полов выравнивается, а после двенадцати лет общий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается, хотя именно среди мальчишек встречаются ребята с серьезными нарушениями в этой сфере.

       Корень  детской тревожности - не открытое пренебрежение  интересам ребенка, а неустойчивая, неуверенная, а порой и просто самообманная любовь порождают в  нем внутренний конфликт. Как же иначе - он то близок, то далек, то одарен всеми милостями, то отвергнут и наказан - и сам не знает за что. Суть тревоги - внутреннее противоречие детской души. Ребенок буквально ощущает в себе противоположные силы: одна тянет его к родителям, другая - отталкивает. Он ощущает любовь (по крайней мере, видит ее признаки), но одновременно чувствует и постоянный страх потерять эту любовь. Он не верит в ее надежность. Такой страх страшнее любого наказания.  

       1.3 Школьная тревожность.

      В чем-то все первоклассники похожи между  собой. Ведь для любого ребенка поступление в школу - событие чрезвычайно значимое. И при этом все они разные. Один быстро привыкает к новой обстановке и новым требованиям, у другого процесс адаптации затягивается. Вот эта девочка с радостью каждый день идет в школу, а ее одноклассница постоянно озабочена: так ли я сделала домашнее задание? Почему учительница сегодня меня не спросила? Почему ко мне плохо относятся в классе? И т. п.

      Негативные  переживания, опасения ребенка по поводу разных сторон школьной жизни могут стать очень интенсивными и устойчивыми. Специалистами такие эмоциональные нарушения обозначаются по-разному. Термин "школьный невроз" используют, когда у школьника отмечаются "беспричинные" рвоты, повышение температуры, головные боли... Причем именно по утрам, когда нужно собираться в школу. В каникулы такие симптомы почему-то исчезают.

      "Школьная  фобия" обозначает крайнюю  форму страха перед посещением  школы. Она может и не сопровождаться  телесными симптомами, но без  медицинской помощи в таком  случае обойтись трудно. А школьная тревожность? Это сравнительно "мягкая" форма эмоционального неблагополучия. Но она может перерасти и в гораздо более серьезную форму.[14]

Информация о работе Связь самооценки и тревожности с успеваемостью у учеников 5-х классов