Связь самооценки и тревожности с успеваемостью у учеников 5-х классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучить взаимосвязь самооценки и тревожности с успеваемостью.


В исследовании были поставлены следующие задачи:

1.проанализировать литературу по данной теме
2.исследовать уровень самооценки и тревожности
3.выявить связь между самооценкой, тревожностью и успеваемостью.

Вложенные файлы: 1 файл

теория и введение курсовой.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

       В этом исследовании мы отчётливо видим  гендерные различия в показателях  тревожности. (Рис. 2,3).  На диаграмме показано, что показатели тревожности мальчиков гораздо лучше, чем у девочек, ведь по многим факторам, таким как общая тревожность, страх проверки знаний, страх несоответствия, ожиданиям, проблемы в отношениях с учителем -  процент нормального уровня тревожности значительно больше чем у девочек. Хотя заметим что по трём факторам: социальный стресс, потребность в успехе и страх самовыражения – повышенная тревожность преобладает у мальчиков. Что означает, что мальчики тревожатся больше, когда общаются со сверстниками и им труднее выразить себя и быть успешными т.к. как будущие мужчины они должны занимать активную жизненную позицию. Для девочек наибольшую тревожность составляют факторы более связанные с успешностью обучения, то есть страх проверки знаний, несоответствия ожиданиям и проблемы в отношениях с учителями. 

       ΙΙ. Интерпретация результатов по методике Дембо-Рубинштейна.

       Обработка проводилась по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьники получили количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

(таблица  №4) 

    

       Подростки в данной выборки показали следующие  результаты. Адекватная самооценка наблюдается  только у 50% учащихся.  Это значит, что ученики умеют правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Причём у каждого из них наблюдается адекватная тревожность.

       Заниженная  самооценка наблюдается у 45% испытуемых. Это говорит о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска». За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий. Из них 2 обладают повышенной тревожностью, остальные адекватной тревожностью.

       Завышенная  самооценка у 5 % учащихся, что указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

       

       По  гендерному фактору результаты довольно сильно отличаются. У мальчиков преобладает заниженная самооценка. Но нет таких, у которых наблюдалась бы завышенная самооценка.

       У Девочек  наоборот преобладает адекватная самооценка и к тому же наблюдается завышенная самооценка.               

       ΙΙΙ. Интерпретация результатов  корреляционного  анализа.

       По  результатам корреляционного анализа (таблица №1) были получены следующие результаты. Общий уровень тревожности связан с общей тревожностью, а так же с 4 факторами тревожности, такими как потребность в успехе, страх самовыражения, страх проверки знаний и страх несоответствия ожиданиям. Заметим, что общая тревожность связана с этими факторами то же.

       Далее мы получили обратную взаимосвязь –  уровня самооценки и  общего уровня тревожности. Что означает, что  чем ниже самооценка у ученика, тем  выше у него уровень  тревожности. Такую  же обратную взаимосвязь  мы получили и между  общей тревожностью и самооценкой. Что означает, что уровень самооценки влияет на то, что ученики тревожатся по поводу своего эмоционального состояния.

       Ещё одну значимую взаимосвязь  мы получили между  успеваемостью и  страхом проверки знаний. Взаимосвязь  получилась обратная, что означает тревожность учеников в ситуации проверки тем выше, чем ниже их успеваемость.

       Обратная  взаимосвязь между  уровнем самооценки и страхом несоответствовать  ожиданиям говорит  о том, что из-за низкого уровня самооценки ученики испытывают тревожность потому что, боятся, что окружающие его не правильно оценят.

       Общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижает успешность обучения ребенка, что видно из взаимосвязи успешности и проблем в отношениях с учителями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

    В нашем  исследовании были поставлены следующие  задачи:  

      1. проанализировать литературу по данной теме
      2. исследовать уровень самооценки и тревожности
      3. выявить связь между самооценкой, тревожностью и успеваемостью.

       1. Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что самооценка личности учащихся взаимосвязана с его эмоциональным состоянием, то есть с тревожностью, при этом уровень тревожности и самооценка могут являться факторами, влияющими на успеваемость учащихся.

       2. Исследовав уровень самооценки и тревожности мы получили следующие результаты:

  • Адекватная самооценка - 50% учащихся
  • Заниженная самооценка – 45% учащихся
  • Завышенная самооценка - 5 % учащихся
  • Адекватная тревожность - 91% учащихся
  • Повышенная тревожность - 9% учащихся

       3. По результатам исследования был проведен корреляционный анализ, для того чтобы выявить взаимосвязь между тремя величинами: уровнем самооценки, уровнем тревожности и успеваемостью. Где мы  увидели обратную взаимосвязь между  уровнем самооценки и тревожности, а так же уровнем самооценки и одним из факторов тревожности, а именно страхом несоответствия ожиданиям. Не маловажна ещё одна взаимосвязь – между успеваемостью и страхом проверки знаний. 

       Сопоставив  полученные результаты, мы получили следующий результат: у детей с низкой самооценкой и повышенной тревожностью средний балл выше 4, что говорит о положительном влиянии тревожности и самооценки на успеваемость учеников.

Информация о работе Связь самооценки и тревожности с успеваемостью у учеников 5-х классов