Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:09, курсовая работа
Цель: Изучить взаимосвязь самооценки и тревожности с успеваемостью.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1.проанализировать литературу по данной теме
2.исследовать уровень самооценки и тревожности
3.выявить связь между самооценкой, тревожностью и успеваемостью.
В
этом исследовании мы отчётливо видим
гендерные различия в показателях
тревожности. (Рис. 2,3). На диаграмме
показано, что показатели тревожности
мальчиков гораздо лучше, чем у девочек,
ведь по многим факторам, таким как общая
тревожность, страх проверки знаний, страх
несоответствия, ожиданиям, проблемы в
отношениях с учителем - процент нормального
уровня тревожности значительно больше
чем у девочек. Хотя заметим что по трём
факторам: социальный стресс, потребность
в успехе и страх самовыражения – повышенная
тревожность преобладает у мальчиков.
Что означает, что мальчики тревожатся
больше, когда общаются со сверстниками
и им труднее выразить себя и быть успешными
т.к. как будущие мужчины они должны занимать
активную жизненную позицию. Для девочек
наибольшую тревожность составляют факторы
более связанные с успешностью обучения,
то есть страх проверки знаний, несоответствия
ожиданиям и проблемы в отношениях с учителями.
ΙΙ. Интерпретация результатов по методике Дембо-Рубинштейна.
Обработка проводилась по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьники получили количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).
(таблица
№4)
Подростки в данной выборки показали следующие результаты. Адекватная самооценка наблюдается только у 50% учащихся. Это значит, что ученики умеют правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Причём у каждого из них наблюдается адекватная тревожность.
Заниженная самооценка наблюдается у 45% испытуемых. Это говорит о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска». За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий. Из них 2 обладают повышенной тревожностью, остальные адекватной тревожностью.
Завышенная самооценка у 5 % учащихся, что указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.
По гендерному фактору результаты довольно сильно отличаются. У мальчиков преобладает заниженная самооценка. Но нет таких, у которых наблюдалась бы завышенная самооценка.
У Девочек наоборот преобладает адекватная самооценка и к тому же наблюдается завышенная самооценка.
ΙΙΙ. Интерпретация результатов корреляционного анализа.
По результатам корреляционного анализа (таблица №1) были получены следующие результаты. Общий уровень тревожности связан с общей тревожностью, а так же с 4 факторами тревожности, такими как потребность в успехе, страх самовыражения, страх проверки знаний и страх несоответствия ожиданиям. Заметим, что общая тревожность связана с этими факторами то же.
Далее мы получили обратную взаимосвязь – уровня самооценки и общего уровня тревожности. Что означает, что чем ниже самооценка у ученика, тем выше у него уровень тревожности. Такую же обратную взаимосвязь мы получили и между общей тревожностью и самооценкой. Что означает, что уровень самооценки влияет на то, что ученики тревожатся по поводу своего эмоционального состояния.
Ещё одну значимую взаимосвязь мы получили между успеваемостью и страхом проверки знаний. Взаимосвязь получилась обратная, что означает тревожность учеников в ситуации проверки тем выше, чем ниже их успеваемость.
Обратная взаимосвязь между уровнем самооценки и страхом несоответствовать ожиданиям говорит о том, что из-за низкого уровня самооценки ученики испытывают тревожность потому что, боятся, что окружающие его не правильно оценят.
Общий
негативный эмоциональный
фон отношений со взрослыми
в школе, снижает успешность
обучения ребенка, что
видно из взаимосвязи
успешности и проблем
в отношениях с учителями.
Заключение.
В нашем исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что самооценка личности учащихся взаимосвязана с его эмоциональным состоянием, то есть с тревожностью, при этом уровень тревожности и самооценка могут являться факторами, влияющими на успеваемость учащихся.
2. Исследовав уровень самооценки и тревожности мы получили следующие результаты:
3. По результатам исследования был проведен корреляционный анализ, для того чтобы выявить взаимосвязь между тремя величинами: уровнем самооценки, уровнем тревожности и успеваемостью. Где мы увидели обратную взаимосвязь между уровнем самооценки и тревожности, а так же уровнем самооценки и одним из факторов тревожности, а именно страхом несоответствия ожиданиям. Не маловажна ещё одна взаимосвязь – между успеваемостью и страхом проверки знаний.
Сопоставив полученные результаты, мы получили следующий результат: у детей с низкой самооценкой и повышенной тревожностью средний балл выше 4, что говорит о положительном влиянии тревожности и самооценки на успеваемость учеников.
Информация о работе Связь самооценки и тревожности с успеваемостью у учеников 5-х классов