Связь самооценки и тревожности с успеваемостью у учеников 5-х классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучить взаимосвязь самооценки и тревожности с успеваемостью.


В исследовании были поставлены следующие задачи:

1.проанализировать литературу по данной теме
2.исследовать уровень самооценки и тревожности
3.выявить связь между самооценкой, тревожностью и успеваемостью.

Вложенные файлы: 1 файл

теория и введение курсовой.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

       Объем и сложность  информации все больше и больше превышают те способы и приемы, которые учащимся даются для ее усвоения. Трудности которые дети испытывают вследствие невладения рациональными способами усвоения снижают их интерес к учебному предмету и субъективно переживаются ими как "недоработки", "недоделки", связанные с собственной неорганизованностью. Учащиеся склонный считать, что они могут хорошо учиться, но не очень этого хотят, что у них есть для этого все интеллектуальные возможности, но не хватает общественных, характеристических, волевых качеств.

       Соотнесение собственной оценки своей учебной  деятельности с оценкой, которую  эта деятельность получает у других, умение учитывать точку зрения других, возникновение этого двухстороннего подхода существенная веха на пути формирования у учащихся критической самооценки достигнутых результатов учебной деятельности. Важна не только адекватная оценка учителем самого по себе объективного результата учебной деятельности, но и учет того, что усматривает и ценит в этом результате сам учащийся. [2; с.43]

       Организуя учебно-воспитательную работы, учитель  обычно соотносит достигаемые детьми результаты c их умственными способностями и отношением к учению, не принимая в расчет самооценку ребенка, его собственные представления о своих способностях, своей личности и об уровне реализации этих возможностей и способностей в учебной деятельности. От этих представлений зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, осознание полученного результата как успеха или неуспеха, отношение к допущенным ошибкам, выбор для решения задачи в зависимости от степени ее трудности и ряд других моментов учебной деятельности,

       Результаты  психологических исследований свидетельствуют о том, что первоначальная оценка ребенком своих личностных качеств, поступков является простым отражением той оценки, которую дают этой деятельности и этим качествам воспитатели, учителя, родители. Поэтому эту стадию в развитии самооценки считают «предсамооценкой».

       Процесс же формирования подлинной самооценки включает в себя, по данным этих исследований, два этапа:

       1) самооценка подвергается внешним  действиям;

       2) в сферу самооценки включается  его внутреннее состояние, личностные  качества.

       Материалы психических исследований показывают, что усвоение учащимися требований, которые должны удовлетворять их учебную деятельность, осуществляются опосредованно, через оценку результатов  этой деятельности учителем.

       Психологические исследования и наблюдения свидетельствуют о том, что на процесс формирования самооценки учащегося решающее влияние оказывает оценка их учебной деятельности и поведение учителей.

       Во  многих работах [1,2,3,4,9] подчеркивается, что оценка знаний учащихся учителем способствует их продвижению, имеет обучающий, воспитывающий характер. Однако существует проблема у опытных педагогов, умело пользующихся пятибалльной оценочной системой, оценка качества выполняемых учащимися учебных работ. Специально проведенные наблюдения показывают, что среди многих причин досадного «топтания на месте» немалую роль играет неизвестная учителю оценочная деятельность самих учащихся.

       Результаты  этих наблюдений показывают, что школьники  ведут оценку своих знаний параллельно, но не согласованно с учителем.

       Постепенно  возрастает и самостоятельность  самооценок. Ученики пятых классов оценивают достижения более самостоятельно, делая, предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя (всегда ли он прав, объективен ли).

       Влияние оценок учителя на формирование личности ребенка, на его отношение к себе, к другим и других к нему трудно переоценить.

       Система оценок, которая в учебно-воспитательном процессе служит главным средством  воздействия учителя на учащихся, является, таким образом, гораздо  более сложным, мощным и тонким орудием, чем это обычно предполагается.

       Используя ту или иную меру воздействия, воспитатель, по утверждению К.Д. Ушинского, должен представить себе ее психологическую  основу, т.е. действовать не вслепую, а знать, на что она рассчитана и чего он от нее ждет.

       Оценочные баллы, которые выставляет учитель, должны, безусловно, соответствовать действительным знаниям детей. Однако педагогический опыт показывает, что в оценке знаний учащихся требуется большой такт.

       Главное, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся (независимо от уровня его знаний и индивидуальных психологических особенностей), - это глубокая вера в растущего человека, в его возможности.

       В нашем исследовании мы рассмотрели  с теоретической стороны разные виды самооценки и тревожности. И сделали вывод о том, что наиболее подходит для нашего исследования тревожность, как эмоциональное состояние и общая самооценка.

       Изучив  теорию, мы вывели гипотезу: самооценка личности учащихся взаимосвязана с  его эмоциональным состоянием, то есть с тревожностью, при этом уровень тревожности и самооценка могут являться факторами, влияющими на успеваемость учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Исследование взаимосвязи тревожности и самооценки с успеваемостью у учеников 5-х классов. 

     3.1 Методы и организация  исследования. 

     Практическое  исследование проводилось  в городской  общеобразовательной школе № 38. В исследовании было задействовано 23 человека. Из которых 11 мальчиков  и 12 девочек (10-11 лет). Исследование проводилось  на втором уроке. Каждый сидел за своей партой. Проведение методик заняло 40 минут. 

     Были  проведены две методики:

     1) Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

     2) Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна 

     3.2 Исследование школьной тревожности у учеников 5-х классов 

     Исследование  школьной тревожности мы проводили  по методике Филлипса.

     Тест  состоит из 58 вопросов, которые могут  зачитываться школьникам, а могут  и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

     Цель: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

     Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

     Отвечая на вопрос, записывайте его номер  и ответ «+», если Вы согласны с  ним, или «-», если не согласны». 
 

     3.3 Исследование самооценки у учеников 5-х классов. 

     Исследование  уровня самооценки мы проводили по методике Дембо-Рубинштейна. Данная методика основана на непосредственном оценивании испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

     Цель: Изучение уровня самооценки у детей младшего и среднего школьного возраста

     Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

     здоровье;

     ум, способности;

     характер;

     авторитет у сверстников;

     умение  многое делать своими руками, умелые руки;

     внешность;

     уверенность в себе.

     На  каждой линии чертой (-) отметьте, как  вы оцениваете развитие у себя этого  качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого  крестиком (х) отметьте, при каком  уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или  почувствовали гордость за себя”.

     Оборудование: Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. 

     3.4 Изучение взаимосвязи тревожности и самооценки с успеваемостью у учеников 5-х классов. 

     Ι. Интерпретация результатов по методике Филлипса

     При обработке результатов мы выделяли вопросы; ответы, на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке мы подсчитали:

     1. Общее число несовпадений по  всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности. (таблица №3)

     2. Число совпадений по каждому  из 8 факторов тревожности, выделяемых  в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством. (таблица №2) 

     При исследовании данной группы школьников мы выявили, что в целом у 91% испытуемых наблюдается адекватная тревожность и только у 9% повышенная.

     Результаты  общей тревожности не много хуже, здесь адекватная тревожность наблюдается  только у 83%, у 13% - повышенная и у 4% - высокая, что означает, что эти дети тревожатся по поводу своего эмоционального состояния, которое может быть связанно с различными формами его включения в жизнь школы.

       Переживания социального стресса – эмоциональное  состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками). Здесь мы видим, что повышенная тревожность из-за социального стресса наблюдается у 24% и у 4% - высокая

       Повышенная  тревожность потребности в успехе наблюдается у 22 % испытуемых, это  значит что, у этих детей существует неблагоприятный психический фон, не позволяющий им развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

       Высокая тревожность из-за страха самовыражения  наблюдается у 13% школьников. А повышенная наблюдается у 17%, при этом ребёнок испытывает негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

       Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги  в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей. Здесь мы видим, что повышенная тревожность наблюдается у 31% школьников и 4% составляет высокая тревожность.

       Высокую тревожность за страх несоответствовать  ожиданиям испытывают 9% испытуемых. И 17% испытывают повышенную тревожность. Дети предают большую значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

       По  фактору низкой стрессоустойчивости  у всех учеников наблюдается адекватная тревожность. Это хороший показатель, т.к. ребёнок может приспособиться к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

       Повышенную  тревожность из-за проблем с учителем испытывают 9% школьников, общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Информация о работе Связь самооценки и тревожности с успеваемостью у учеников 5-х классов