Семейное консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 13:06, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Разработать психологическую модель процесса консультирования семьи.
Задание 2. Провести исследование по изучению представлений супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций. Данные диагностического обследования представить в виде психологического заключения.
Задание 3. Создать и презентовать модель эффективного психолога – консультанта.
Задание 5. Провести диагностическое исследование семейной истории.

Вложенные файлы: 1 файл

Задание 1.docx

— 57.31 Кб (Скачать файл)

Задание 1. Разработать психологическую модель процесса консультирования семьи.

Этапы работы  при консультировании семьи.

1 Этап. Знакомство и установление контакта с семьей (клиентом)

Мы знаем о том что  при консультировании многое зависит  от самого консультанта, от того как  он начнет взаимодействовать с семьей и на сколько хорошо он установит  контакт. Все это создает условия для самораскрытия каждого из членов семьи

В это время от психолога  консультанта требуется хорошо знать  общие социально-психологические  законы формирования семьи, закономерности развития семейных взаимоотношений, владеть  психокоррекционными знаниями, умениями и навыками, и, только с учётом и  на основе всего этого профессионально  строить свою работу.

2 этап. Проведение психологической диагностики.

Данный этап служит для  выявления причин семейного неблагополучия. На данном этапе для сбора данных о семье или клиенте можно использовать различные средства.

Одним из самых главный  моментов в консультировании это  наблюдение за членами семьи так  как, изучение семьи неотделимо от воздействия  на нее, так как познавать семью  и не оказывать на нее влияния  невозможно. Поэтому психолог при  наблюдении, изучении семьи должен вести себя как независимая, дифференцированная личность" т.е. остерегаться, чтобы  не быть втянутым в триангуляционные процессы, сохранять доброжелательную объективность: это поможет консультируемым  дифференцироваться. Вместе с тем  ему не следовало, бы поддаваться их эмоциональному тону, а придавать смелости самостоятельно размышлять уменьшать интенсивность эмоций. Ввиду этого нужно сохранить дистанцию с консультируемыми супругами, чему способствуют знание психологии (триангуляционных процессов и т.д.), его личность (дифференцированная, дружелюбная) и активность. Активность в этом случае является не навязыванием собственных ценностей, не поощрением чужих эмоций, не участием в их выражении, а постоянным ориентированием на факты, их обсуждение и новое, более объективное толкование.

Также для обнаружения  проблем можно использовать специально направленные методики:

  • Тест «Характер взаимодействие супругов в конфликтных ситуациях»
  • Тест – опросник родительских отношений (А.Л.Варга, В.В.Столин)
  • Тест супружеских отношений.
  • «Ролевые ожидания и притязании в браке» (РОП) А.Н. Волкова
  • Семейная генограмма и социограмма
  • Шкала семейной адаптации и сплоченности.

Также во время общения  можно общаться как с семьей, так и отдельно с некоторыми клиентами. Это необходимо для решения сложных проблем, так как один из клиентов может обвинять своего супруга (у), и когда они находятся вместе он не может высказать свое недовольство. Поэтому необходимо разделить консультационную беседу для того что бы проработать различные претензии и недоговоренности.

Также на этом этапе определяются различные форм помощи в зависимости  от факторов неблагополучия семьи.

3 этап. Процесс консультации.

На данном этапе происходит непосредственно сама консультация. В процессе консультирования может  быть использованы различные способы  и методы. Главное что бы они  были направлены на решение проблем.

На данном этапе психолог консультант должен установить баланс обязанностей и прав которое формируется через принятие и лучшее или худшее выполнение ролей, предлагаемых родительской семьей. Психолог должен помочь обеспечить баланс, углубить искренность.

Хотя контекстовое семейное консультирование не является индивидуальным и стремится вовлечь всех членов семьи в процесс решений, тем  не менее, допускается возможность оказывать так помощь только одному члену семьи. В данном случае психолог как бы исполняет роли других членов семьи, даже из предшествующих поколений. Он руководствуется общей установкой, что семье каждый значим для каждого, а психолог не оценивает и пытается какого-либо члена семьи представить в лучшем свете, но: побуждает каждого размышлять о перспективах других. Так как все это позволяют предвидеть перспективы семьи, ее будущее; выявляют причины семейных проблем; объясняют прошлое и помогают контролировать происходящее.

В ходе консультирования не только выясняются проблемы семьи в  общем плане, но и находятся пути их решения на рациональном и чувственном  уровне, – что потом пролонгировано, реализуется (что обязательно должно осуществляться, «овеществляться») в поведении и деятельности всех членов семьи. Поэтому процесс семейного психологического консультирования в целом, обязательно включает в себя когнитивный (познавательный), потребностно-мотивационный (мотивационный) и эмоциональный (эмоционально-чувственный) аспекты.  В ходе психологической работы, психологом-консультантом осуществляется формирование новых форм общения членов семьи друг с другом. Это «личностно-семейное раскрытие», в дальнейшем, выражается в положительной трансформации поведенческо-деятельностных стереотипов каждого из членов семьи. Все позитивные социально-психологические «подвижки» происходят с помощью (через) изменения психологом-консультантом эмоционально-интеллектуальных условий взаимодействия в семье. Положительная динамика взаимоотношений в семье зависит от социальных факторов, от продолжительности совместной психологической работы членов семьи (клиентов) с психологом (психотерапевтом) и от внутренних ресурсов каждой личности.

4 этап. Обратная связь.

Данный этап нужен для  того чтобы навыки и цели которые  ставил психолог – консультант перед  семьей, они  начали выполнять. Что  бы проблемы, которые проходят только со временем начали угасать, что бы психолог увидел первые спадвижки в решении их проблем. На этом этап заканчиваются, и семья с консультантом прощается на некоторое время.

5 этап. Контроль.

Более эффективную обратную связь необходимо проводить по истечению  некоторого времени, так как только после некоторого времени можно  понять, на сколько  был эффективен процесс консультирования, преодолены ли прежние проблемы и не возникли ли на этом фоне какие либо недопонимания  или новые проблемы. Данные этап необходимо проводить через 4 – 6 месяцев  после консультирования.

Отличием от всех моделей  является 5 этап, который не используется ни в одном процессе консультирования. Для более эффективного результата необходимо компоновать различные  модели это позволит добиться лучших результатов, чем при придерживания  теоретических аспектов  одной  модели консультирования. Необходимо, что модель семейного консультирования всегда соответствовала причинам обращения  к семейному специалисту.

Пример.

Пример семейного консультирования методом «Кристаллизация мышления".

«Суггестия в состоянии  концентрации внимания, как часть  метода «Кристаллизация мышления». С. Гребнев 

Консультация Женщины 50-ти лет. Длительность консультации в пределах 20-ти минут.

При первой встрече психолог консультант доброжелателен, отзывчив, внимательно слушает проблему клиента, задает интересующие вопросы устанавливает  эмоциональную связь с клиентом. Этим характеризуется первый этап консультирования.

Женщина. У меня две дочери. Возраст: одной 25л,  другой – 23. У меня возникают проблемы со старшей дочерью. Когда я общаюсь с ней, то начинаю задавать вопросы, касаемые ее друзей. Например: «С  кем ты сегодня общалась из твоих друзей? Кто из друзей был у тебя сегодня?».  На это она начинает говорить, что это не твое дело, тебя это не касается. Не грубо, но все равно, мы напрягаем с ней, и она и я…  Может быть желание наше быть вместе у нас есть, потому что, иногда она звонит и говорит: «Мама,  можно я поживу отдельно?». У нее есть своя квартира, но чаще она живет со мной и младшей дочерью. Мне кажется, что мы с отцом ее ни в чем не ограничиваем. Работает, как хочет, живет, как хочет. В принципе я считаю, что она себя ведет сегодня (по отношению к обществу) позитивно, реально. Потому что она не курит. Знаю, что она ходит в кафе, но это сейчас вся молодежь ходит. Вот сказать, что я к ней плохо отношусь, какие-то претензии, ну наверно какие-то есть,  и не могу в этом разобраться. И когда она приходит к нам в гости, то я боюсь ей задавать какие-то вопросы, потому что я думаю, что пойдет конфликт. И вот это мне не нравится, я не знаю как себя вести. Казалось бы, что я открыта, чтоб мы были все вместе. А если традиции рассмотреть, мы со своей семьей каждый год отмечаем «Год семьи», допустим. Это день нашей свадьбы мы друг другу дарим подарки, мы там вместе, бываем вместе, обязательно, независимо какой это день. Хоть понедельник, хоть какой это день. Мы собираемся вместе. Обязательно. Но напряжение между старшей дочерью и мной постоянно есть, и я себя некомфортно чувствую. И ей так же со мной  не всегда хорошо, и вот это меня напрягает.

Второй  этап

психолог консультант  выявляют причины семейного неблагополучия.

С. А.  Вы много о чем рассказали. А в чем запрос?

Женщина. Как уйти от этого конфликта, от этого напряжения внутреннего. Я боюсь, что я задам ей не те вопросы, она вновь начнет сердиться. Она меня прямо напрягает в этот  момент.

С. А.,  То есть проблема в том, как задать вопрос старшей дочери, чтобы ее ответ Вас не напрягал?

Женщина.  Может быть лучше: «Как общаться с дочерью, чтоб меня это не напрягало.  То есть,  я каждый раз, общаясь с ней, я думаю, прежде всего, что сказать ей. Если с младшей дочерью я общаюсь беспроблемно, и мне не нужно думать, человек всегда говорит так, как он думает, и это воспринимается нормально, то у старшей дочери такое общение воспринимается в штыки. Допустим, ей кто-то позвонил, она говорит и уходит. Я спрашиваю: «Ты сейчас идешь в кафе?» Она говорит: «Это секрет!».  Почему секрет? Если бы она сказала, что идет в кафе, или едет к кому-то, то нет проблем, идите. Или там, она говорит […]

С.А. Ваш вопрос, наверно, заключается в том, как избавиться от тех неудобных вопросов, на которые она будет болезненно реагировать? 

Женщина.  Ну, может быть, да..  Ну может быть. Ну, я быстрее иногда хочу задать вопрос, но останавливаю себя и не задаю. Стараюсь перейти в другую тему.

Третий этап.

Причина ясно и теперь психолог консультант с помощью беседы пробует помочь клиенту понять, почему у неё напряженные отношения с дочерью. Он не диктует ей, что делать, а с помощью разговора подталкивает на необходимые выводы.

С.А. Я вот сейчас отвлекусь немножко, да? Мы этого часто не осознаем, но в семейных отношениях я прошу, чтобы люди отказались от вопросов «Почему?» и «Зачем?». Вроде бы банальные, простые вопросы: «Почему ты поздно пришел? Зачем ты так сделал?» Но за этими вопросами  звучит упрек, иногда люди слышат обиду. Как будто их хотят обвинить в чем-то. Вопросы: ПОЧЕМУ  и ЗАЧЕМ, хороши в каком-то исследовательском варианте. А вот в семейных ситуациях мы можем их вообще исключить.

Женщина.  Ну, в принципе, понятно.

С.А. А сможешь исключить?

Женщина.  Ну, я думаю научиться я смогу. Потому что я слежу за собой.

С.А. Это Очень Важный момент: научиться отслеживать те вопросы, которые ты задаешь? Как ты это делаешь? Ты можешь сейчас вспомнить те вопросы, которые ее обижали больше всего? А затем обижали и тебя. 

Комментарий автора.  Обращение к прошлому опыту, который привел к высказываемой проблеме, сформировал состояние легкого транса.

Женщина.  Я думаю, что ее обижали те вопросы, которые для нее в тот момент являлись важными. Например, поиск молодых людей, ну ни поиск, а встретить своего молодого человека. И если она начинала с кем-то общаться, и я задавала ей вопрос: « Как у тебя дела?» Она уже в этот момент понимала, что это не тот человек, она может уже рассталась с ним, у молодежи так бывает...

С.А. Давай немножко подумаем, какие вопросы обижали ее?

Женщина.  Ну, это вопросы относительно молодых людей и отношений с молодыми людьми. Ее напрягали, и я начинала обижаться[…]

С.А.  Действительно, нужно задуматься и проанализировать, вопросы, которые были за гранью личного пространства и вторгались в ее личное пространство. Ты можешь их для себя ясно разграничить?

Женщина.  Ну, это мне надо подумать про «ограничить», потому что я сейчас не готова ответить.

С.А. Я понимаю, я понимаю. Без этого невозможно.

4 этап. Обратная связь.

Клиент осознает свои проблемы и готов к их решении он понял, как нужно действовать, он изменил свои мысли и поведения и готов решать проблему.

Женщина. Сегодня опыт Даши меня так поразил, что она реально готова жить сама, а ей мешаю как мать. Я считаю, что она еще маленькая.

С.А. Более того, мы мешаем им взрослеть.

Женщина. Ну, наверно, да.

С.А. Мы мешаем им делать какие-то ошибки, на которых они могут учиться, а мы даем им готовые рецепты (советы). 

Женщина.  Зато наш опыт быстренько трансформируем к ним, когда говорим, как им делать.

С.А. Наш опыт – это хорошо. Это концентрированное наше. Мы готовы давать его, но они не всегда они готовы брать его. 

Женщина. А может они выше пойдут, а мы их ограничиваем. Спасибо большое. Теперь все!

С.А. У меня все. Тогда на этом завершим.

5 этап. Контроль.

На данном этапе психолог узнает о эффективности проведенной консультации.

Результат через 2 месяца.

При опросе клиентки выяснилось, что она изменила свое отношение  к задаваемым вопросам. Отношения  со старшей дочерью стали спокойными, ровными. Через месяц старшая  дочь поинтересовалось: "Мама, что  произошло с тобой, о чем говорили с консультантом? Ты во многом изменилась.".  Необоснованные ссоры исчезли, теплые отношения сохранились.

 

Задание 2. Провести исследование по изучению представлений супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций. Данные диагностического обследования представить в виде психологического заключения.

Психологическое заключение:

  1. Название документа: Психологическое заключение
  2. ФИО обследуемого: Шут В. В.

Шут Н. К.

3. Пол обследуемого: муж. и жен.

4. Возраст обследуемого: муж:34

Жен:31

Стаж супружеской жизни:9 лет

Количество и возраст  детей:1 жен 7 лет

5.Основные данные из медицинской и другой документации: --------

Информация о работе Семейное консультирование