Семейное консультирование в семьях с детьми со сложным нарушением развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 01:03, доклад

Краткое описание

Еще в 60-е гг. в США значительно возросло количество педагогической литературы, посвященной проблемам детей с множественными сенсорными нарушениями. Характеристикой значительной части таких детей стали комплексные, сложные поражения. Из анализа литературы и особенно беседы с коллегами из Школы Перкинса для слепых (Бостон) автору[1] стало ясно, что количество, сложность и тяжесть нарушений, диагностированных у детей с то время, в целом были значительно меньше, чем мы наблюдаем теперь.

Вложенные файлы: 1 файл

семейное консультирование.docx

— 48.40 Кб (Скачать файл)

Например, модель «Мак-Макстерса», разработанная тремя учеными -- N. Epstein, D. Bishop, S. Lewin (1962, 1978). Модель («The McMastersmodel»).

 

В основе модели лежат шесть аспектов функционирования семьи:

1) ее способность к  решению проблем;

2) специфика коммуникации  в семье;

3) семейные роли;

4) аффективная отзывчивость;

5) аффективная вовлеченность;

6) контроль поведения.

Способность семьи к решению проблем.

Выясняется, насколько семья в состоянии решать проблемы, которые перед ней возникают. К ее членам предъявляются требования: 1) опознать проблему, т. е. понять, что перед ними именно проблема, требующая интеллектуальных и других усилий по ее разрешению. Без этого осознания семья может, например, ощущать неудовлетворенность жизнью, но, не видя проблемы, полагать, что «так и должно быть», и не ставить перед собой вопрос, что должно и может быть иначе; 2) иметь информацию о проблеме (т. е. о ней должны узнать от того, кто первый ее обнаружил, все, кто должен принять участие в ее решении; 3) рассмотреть альтернативные пути решения (плохо, если принимается «первое попавшееся решение»); 4) принять только одно решение (обсуждения не могут продолжаться вечно); 5) решение осуществить; 6) убедиться в успешности своих действий и оценить результат.

Далее важно выяснить две характеристики семейных коммуникативных процессов:

а) открытость или закрытость информации. Любая информация допускает множественность толкования, и если стиль общения - замаскированная коммуникация, как правило, в семье возникают сложности;

б) является коммуникация прямой или косвенной.

(Под прямой коммуникацией  подразумевается передача информации

именно тому лицу, к которому относится, а не косвенная переадресовка.)

Семейные роли.

При изучении семейных ролей специалист, в первую очередь, обращает внимание на функции, которые выполняет та или иная семья; привычные образцы поведения, роли; наличие навыков и умений, необходимых для выполнения роли; правила «приписывания» ролей членам семьи; специфику установления ответственности за различные внутрисемейные события.

Аффективная отзывчивость характеризуется определенной группой эмоциональных отношений. Эта сторона семейной жизни подробно рассматривается в работах В. Сатир1. Специалист определяет уровень эмоциональной отчужденности, отвечает на вопрос: насколько человек способен понять, принять других членов семьи.

Аффективная вовлеченность - это особая сторона мотивации, определяющая отношение человека к семье, уровень его привязанности к ней. Выделяют несколько типов вовлеченности:

* «недостаточная»;

* «нарциссическая» (интерес к семье поддерживается за счет того, что она укрепляет самооценку, чувство собственного достоинства и удовлетворяет собственное тщеславие);

* «сверхвовлеченность» (человек полностью эмоционально слит с семьей, неудачи и разрушение семьи равноценны его гибели);

* «симбиотическая связь» (характерна утрата способности  действовать и жить самостоятельно, полная зависимость от других  членов семьи) .

Контроль поведения. Специалисту, работающему с семьей, следует определить способ, которым семья оказывает влияние на поведение своих членов и регулирует его (ригидный контроль, хаотический, гибкий и др.).

Данная модель позволяет специалисту получить программу первичного изучения семьи и показывает, что еще неизвестно специалисту, а порой и самим членам семьи. Шесть рассмотренных аспектов содержательно наполняются в ходе исследования семьи. Все данные, на наш взгляд, удобнее заносить в таблицу. (Приложение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*В США и странах Западной Европы таких детей пытаются обучать речи с помощью специально оборудованных компьютеров. Например, для слабовидящего глухого ребенка с детским церебральным параличом оборудуется специальная приставка 91 к персональному компьютеру, которая позволяет ему писать буквы на дисплее определенными сохранными движениями. В более тяжелых случаях, когда нарушенным является не только слух, зрение и двигательная сфера, но и интеллектуальное развитие ребенка, используются так называемые коммуникативные доски, на которых наклеены копии реальных предметов или их простые изображения, и ребенок может любым доступным ему движением показать взрослому, что он хочет. Перспективы будущей жизни детей со сложными нарушениями могут быть разными в зависимости от социально-психологических условий их воспитания, от тяжести и характера течения имеющихся у этих детей расстройств. В настоящее время в нашей стране только складываются условия для их специального обучения. Можно только предположить, что условия консультирования для семей с тяжело больными детьми будут улучшены.

 

 

 

*Норман Браун - британский специалист по детям с врожденными множественными нарушениями — отца мальчика, перенесшего краснуху в утробе матери и имевшего глубокие нарушения зрения и слуха. Одна его статья переведена на русский язык и напечатана в журнале «Дефектология». Пережив смерть своего слепоглухого сына в молодом возрасте от сердечной недостаточности и вырастив здоровую дочь, он призывает очень бережно относиться к чувствам близких: не забывать о том, что каждый член семьи является личностью и нуждается в самореализации, не стыдиться и не прятать свои переживания, а делиться ими с близкими. Также он пишет, как не просто

 бывает поговорить  о своих проблемах с женой, вечно замученной и расстроенной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники.

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: «Независимая фирма «Класс», 2000.

2. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица СПб.: Питер; 2000. - 184с.

3. Т. А. Басилова Н. А. Александрова КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ со сложным нарушением развития.

 

Можно предложить прочесть:

Коваль Н.А. Психология семьи и семейной дезадаптивности : Учеб. пособие / Н.А. Коваль, Е.А. Калинина ; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. 351 с.

 

 


Информация о работе Семейное консультирование в семьях с детьми со сложным нарушением развития