Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать влияние неблагополучной атмосферы в семье на развитие девиации в поведении.
Объект исследования - девиантное поведение подростков.
Предмет исследования - влияние семейного неблагополучия на девиантное поведение.

Содержание

Введение……………………………………………………...…………………....3
Глава I. Теоретические аспекты семейного воспитания……………………………………........................................................5
1.1 Функции семьи……………………………………………………………………………….6
1.2 Типы семьи…………………………..……………………………………………….....10
1.3 Неблагополучные семьи. Характеристика семейного неблагополучия………………..............................................................................12
Глава II. Девиантное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема….............................................................................................................15
2.1 Сущность девиации в поведении ………………………………………………………………………………….…15
2. 2 Причины девиантного поведения подростков…………………………………………..............................................18
2. 3 Взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения…………………...................................................................................23
Заключение………………………………………………………..……………...27
Литература…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа..doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет 

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

Кафедра психологии

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине: Возрастная психология. Психология развития.

На тему: «Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей» 
 
 

Выполнила: студентка

гр. ПЛб-110

Гладышева Д.Ю.

Проверила: Зобков А.В.. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Владимир 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………...…………………....3

Глава I. Теоретические аспекты семейного воспитания……………………………………........................................................5

1.1 Функции семьи……………………………………………………………………………….6

1.2 Типы семьи…………………………..……………………………………………….....10

1.3 Неблагополучные  семьи. Характеристика семейного  неблагополучия………………..............................................................................12

Глава II. Девиантное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема….............................................................................................................15

2.1 Сущность девиации  в поведении ………………………………………………………………………………….…15

2. 2 Причины девиантного  поведения подростков…………………………………………..............................................18

2. 3 Взаимосвязь  семейного неблагополучия и девиантного  поведения…………………...................................................................................23

Заключение………………………………………………………..……………...27

Литература………………………………………….……………………………29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  работы. Обращение к проблеме исследования девиантных подростков насчитывает в настоящее время огромное количество работ. Среди основных концепций и теорий можно выделить: антропологические (Х. Шелдон, Э. Кречмер, А. Дриль и др.), психоаналитические (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм и др.), социально-психологические (Р. Мертон, Д. Матс, Т. Сайкс и др.).

Необходимо серьезное  изучение специфики социально-экономической  и социокультурной ситуации, индивидуальной и социальной психологии, этических норм, традиций общественного и семейного воспитания, с учетом которых должна строиться отечественная социальная политика и работа с девиантными детьми и подростками.

Психология девиантного поведения, как и многие другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментальному решению этой острой социальной проблемы.

Специфичность воздействия социальных факторов на поведение подростков заключается в их опосредованном позитивном и негативном влиянии через ближайшее окружение. Углубленный анализ связей между обобщенно-абстрактными константами и конкретными жизненными ситуациями показал, что в жизненных ориентациях подростков многое обусловлено их семейной ситуацией.

Семейное неблагополучие – одна из основных причин, определяющая состояние и динамику девиантного  поведения подростков. Понятие "семейное неблагополучие" охватывает негативные различные характеристики семьи, дефекты  ее структурного, количественного и половозрастного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами (школой, производством, досуговыми и другими учреждениями). Каждый из этих факторов имеет специфику воздействия на процесс формирования личности подростка.

Психологический климат семьи, степень ее сплоченности определяется согласованностью представлений  и фактическим распределением прав и обязанностей в семье, взаимодействием  и взаимопомощью ее членов. Основы любой семьи формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу и к детям. Отрицательное влияние на поведение подростков оказывает понимание ими неоднозначной позиции родителей в их воспитании.

В семьях, где  отношения детей и родителей  характеризуются равнодушием, лицемерием, подростки с трудом овладевают положительным социальным опытом. Подросток в такой семье рано утрачивает потребность в общении с родителями. В воспитании преобладает декларативность, не подкрепленная аргументами, разъяснениями нравственных норм. Склонность к девиантному поведению наблюдается у тех подростков, которые не признают авторитет родителей, не уважают их. Такое отношение развивается, если подростки при сопоставлении слов и поступков родителей с общественными нормами замечают их большое расхождение. Если взрослые не могут своевременно изменить характер отношений с подростками, сохранить влияние на них, одновременно предоставляя им больше инициативы, самостоятельности в решении проблем, то это может отрицательно повлиять на формирование их жизненных установок.

Цель  исследования - проанализировать влияние неблагополучной атмосферы в семье на развитие девиации в поведении.

Объект  исследования - девиантное поведение подростков.

Предмет исследования - влияние семейного неблагополучия на девиантное поведение.

Задачи:

1. Проанализировать  основные направления исследования  проблемы девиантного поведения  в зарубежной и отечественной  литературе;

2. Охарактеризовать  пути влияния семейного неблагополучия  на девиантное поведение подростков.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Жизнь каждого  человека, так или иначе, связана  с семьей. В семье человек рождается, в ней он делает свои первые шаги, узнает первые радости и огорчения, из семьи уходит в большой мир, к ней он устремляется, когда ему становится особенно неуютно в этом мире.

Все социальные проблемы современности в той  или иной степени касаются семьи, отражаются в ее самочувствии, способности  выполнять свои многочисленные функции, справляться с трудностями. Роль семьи в обществе очень велика, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в социуме. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Семья есть всегда объединение людей, причем объединение, основанное на любви, доверии, взаимопомощи и безусловной поддержке.

Какой бы замкнутой  семья ни казалась, она тысячами нитей связана с обществом. Отношения в семье складываются не только по воле ее членов, но и под влиянием внешних условий социальной жизни общества. В то же время и семья влияет на отношения в обществе, на характер всех процессов общественной жизни. Она не только удовлетворяет потребности людей, вступивших в семейный союз, но выполняет ряд социальных функций и поэтому является неотъемлемым элементом социальной структуры общества.

Сегодня значительно  изменились роль и место семьи  в системе воспитательных институтов. Все большую актуальность приобретают межличностные отношения в семье, баланс взаимоотношений между полами как необходимое условие благополучия семьи в современном обществе.

Семья порождает  первичную, глубинную социальность, которая потом воплощается и  усложняется в социальных связях, объединяющих индивидов в общество. Судьбы семьи и общества взаимосвязаны, а их функции взаимодополняемы. Поэтому семью можно назвать социальным институтом, характеризующимся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей. 

1.1 ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Говоря о функциях семьи, можно выделить функции: общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. В связи  с этим функции семьи можно поделить на социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе.

Функции семьи  глубоко историчны, тесно связанны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется не только их характер, но и иерархия. Если в прежние годы семья выполняла экономическую, репродуктивную, воспитательную, рекреативную, коммуникативную и регулятивную функции. То применительно к современной семье основные функции семьи в обществе связаны с формами ее жизнедеятельности. Причем важно разделить их, с одной стороны, на удовлетворяющие преимущественно материальные, хозяйственно-бытовые, а с другой - эмоциональные и социально-психологические потребности людей. Также важно отметить, что значение последних в современной семье возрастает.

Репродуктивная  функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Специалисты выделяют три типа репродуктивности семьи: многодетный, среднедетный и малодетный. Демографическая ситуация в России в последнее время складывается не наилучшим образом: уровень смертности превышает уровень рождаемости. Наиболее распространенной является семья, состоящая из 2-3 человек. А на супругов детородного возраста все больше распространяется установка на бездетность. Это связано в первую очередь с растущими материально-экономическими трудностями, духовно-материальным кризисом и другими причинами. Демографы отмечают, что потребность в семье с большим количеством детей заметно сократилась. Более того, потребность в рождении все чаще не связывается с созданием полной семьи. Увеличилось количество внебрачно рожденных детей - каждый пятый ребенок появляется вне брака.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция  связана с воспроизводством средств  к жизни, реализацией потребностей в питании, одежде, жилище и др. Эта  функция вечна, так как она  имеет природно-биологическую основу. В основе данной функции лежит материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных, использование материальных средств для удовлетворения индивидуальных потребностей. Благосостояние зависит как от доходов, так и от характера потребностей, ценностных ориентаций, сочетания общественных и личных интересов членов семьи.

Воспитательная  функция обеспечивает первичную  социализацию личности подрастающего  поколения, поддержание на определенном уровне культуры общества и удовлетворение индивидуальных потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации родителей в своих детях. Первичная социализация в семье обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Именно эти связи определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальной развитие ребенка. Её роль состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Воспитание ребенка в семье - сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Опыт ребенка, приобретенный в семье, является подчас единственным критерием его отношения к окружающему миру, людям, особенно в младшем возрасте.

Воспитание в  семье невозможно без формирования социальных и ценностных ориентаций у детей. Воспитательная функция в семье должна выражаться в осознанном подходе к возможности эффективного социального воздействия на ребенка, особенно в первые годы его жизни. Воспитать ребенка - значит закрепить у него:

  • Определенные социальные ориентации;
  • Необходимые ценностные ориентации;
  • Общественно-полезные навыки – от навыков полноценного общения до навыков труда, теоретического мышления, творческого самораскрытия.

Человек социален по своей природе, следовательно, ему  присущи собственно "социальные потребности". Иногда они оказываются столь же острыми как, например, потребность в пище, в отдыхе и т. п. К ним, прежде всего, относятся потребность в контактах (потребность в человеческих связях, в привязанностях) и потребность в самоуважении (в занятии известного места в группе), в "самосознании", то есть ощущении своей "самостоятельности и отдельности от других".

Семья является одним из главных источников социальной ориентации ребенка. И эти ориентации складываются не только на уровне сознания формирующегося человека, но и на бессознательном уровне его личности.

Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей