Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:02, реферат
К сожалению, современная семья не имеет возможности опираться на вековые традиции для регулирования внутренних взаимоотношений и воспитания детей – эти традиции были нарушены. Несколько поколений людей воспитывались в общественной государственной системе, а не семейной, поэтому апеллировать к опыту мам и бабушек во многих семьях затруднительно, а то и вовсе бесполезно. Задача становления и формирования устойчивости семьи является одной из актуальных проблема современного общества. Такое внимание к ней обусловлено огромным ее значением как социального института, определяющего не только образ жизни людей, но и качество потомства, здоровья нации и государства.
Введение
I. Семейное психологическое консультирование
1. Психологическое консультирование. Общие понятия – 4 стр.
2. Семейное психологическое консультирование. Понятие и цели – 6 стр.
3. Направления и задачи семейного психологического консультирования – 8 стр.
4. Основные этапы семейного консультирования – 9 стр.
5. Модели психологического консультирования семьи - 11 стр.
II. Технологии семейного психологического консультирования
1. Психологическое консультирование по вопросам, связанным с поиском потенциального брачного партнера – 14 стр.
2. Добрачное и предбрачное консультирование – 17 стр.
3. Психологическое консультирование супружеской пары – 20 стр.
4. Психологическое консультирование по проблеме развода – 22 стр.
5. Консультирование по проблемам детско-родительских отношений – 24 стр.
6. Психологическое консультирование в случаях насилия в семье – 27 стр.
Заключение
Литература
Семейное консультирование ставит своей целью совместное с консультантом изучение запроса (проблемы) члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста. Принципиальное отличие Семейного консультирования от психотерапии заключается в отказе от концепции болезни, в акценте на анализе ситуации, аспектов ролевого взаимодействия в семье, в поиске личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации — «веера решений».
В практике семейного консультирования можно выделить несколько направлений, которые взаимопересекаются и дополняют друг друга:
1 – работа с одинокими
людьми, которые желают создать
семью, но терпят неудачу уже
на начальной стадии
2 – добрачное консультирование пар, подающих заявление на регистрацию брака;
3 – консультирование конфликтных, кризисных семей и разводящихся;
4 – прием родителей,
сталкивающихся с трудностями
в воспитании детей, и
Каждое из этих направлений
имеет свою специфику, и по каждому
может вестись как
Важной социальной задачей
семейного консультирования является
консультирование семьи в трудной
жизненной ситуации. Ее признаки: детская
дезадаптация и нарушения развития детей,
супружеская рассогласованность, неадекватное
взаимодействие семьи с социумом (микро-
и макросоциум), личностные нарушения
и дезорганизация в семье. процесс консультирования
должны быть включены как практические
учреждения — центры психолого-социально-
Задачи, формы и методы работы с семьей различаются в зависимости от того, в какой сфере семейных отношений и на каком этапе жизненного цикла развития семьи осуществляется консультирование — в сфере консультирования по вопросам заключения брака; супружеских отношений, детско-родительских отношений.
Основные задачи семейного консультирования:
психологическое консультирование по вопросам брака, включая выбор брачного партнера и заключение брака;
консультирование супружеских отношений (диагностика, коррекция, профилактика);
психологическая помощь семье при разводах;
консультирование, диагностика,
профилактика и коррекция детско-
психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания приемных детей;
психологическое сопровождение беременности и родов;
психологическое сопровождение становления родительства;
психологическое консультирование по вопросам супружеской измены;
психологическое консультирование в случаях насилия в семье.
4. Основные этапы семейного консультирования
1. Установление
контакта и присоединение
2. Сбор
информации о проблеме клиента
с использованием приемов
3. Обсуждение
психотерапевтического
4. Следующий шаг в процедуре семейного консультирования — уточнение проблемы клиента с целью максимальной ее субъективизации и определение ресурсов семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. Этому помогают вопросы типа: «Как раньше вы справлялись с трудностями, что вам помогало?», «В каких ситуациях вы были сильными, как вы использовали свою силу?».
5. Проведение
собственно консультации. Необходимо
укрепить веру клиентов в
6. Этот шаг семейного консультирования называется «экологической проверкой» (Bandler R., Grinder J., 1995). Консультант предлагает членам семьи представить себя в сходной ситуации через 5-10 лет и исследовать свое состояние.
7. Приближаясь к завершению семейного консультирования, консультант предпринимает усилия по «страхованию результата». Это связано с тем, что иногда клиенты нуждаются в действиях, помогающих им обрести уверенность при освоении новых шаблонов поведения. Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание и приглашение прийти на повторную консультацию спустя какое-то время для обсуждения полученных результатов.
8. В
ряде случаев необходимо
С точки зрения американских теоретиков и практиков консультирования Д. Коттлера и Р. Брауна, работа с семьей, в отличие от индивидуального консультирования, имеет ряд особенностей.
Семейные консультанты видят корни проблем не внутри самой личности, а в более широком контексте взаимодействия людей.
От специалистов в этой
области требуется больше активности,
директивности и степени
Лишь в очень редких случаях семейный консультант может позволить себе роскошь использования только одного теоретического подхода. Он должен быть гибким и прагматичным.
Центром внимания консультанта должны быть организационные структуры и естественный процесс развития, являющиеся частью семейной системы. Это подразумевает внимательное отношение к семейным правилам, нормам и объединениям внутри семьи.
В современной семейной терапии можно выделить ряд моделей:
1. Структурная модель работы с семьей. Наиболее известная, используемая и разработанная модель.
В рамках структурной модели говорят о системе поддержания структуры семьи, которая состоит из двух частей:
1. Генетическая система поддержания структуры, семьи основана на некоем врожденном, генетически заданном ощущении относительно того, что будет правильным, верным применительно к семейной жизни, а что нет. Считается, что генетическая система поддержания структуры семьи прежде всего определяет параметры внутрисемейной иерархии. Бесспорным считается в рамках этой модели работы с семьей, что авторитет родителей должен быть всегда и везде выше авторитета детей. Обычно так и бывает в здоровой семье, где родители не разрушили сами генетическую систему поддержания семьи.
2. Система комплиментарных (дополняющих друг друга) ролей. Слово «роль» в данном контексте обозначает определенный способ поведения человека в отношениях с другими людьми, сложившийся у него при жизни, наиболее предпочитаемые формы взаимоотношений с другим человеком. Обычно мы склонны подстраиваться под ролевую позицию лица, с которым мы вынуждены взаимодействовать. Если роли двух взаимодействующих людей не будут дополнять друг друга (например, один более компетентный, другой более эмоциональный, увлекающийся), то их отношения легко могут стать конфликтными, совместная деятельность не будет эффективной, совместное пребывание будет вызывать дискомфорт. Таким образом, сама логика взаимоотношений толкает двоих на то, чтобы их ролевые позиции дополняли друг друга.
Цели психологической помощи семье в рамках структурной модели
Коротко их можно определить как воссоздание семейной структуры и иерархии.
1. Создание эффективной
иерархической структуры в
2. Создание эффективной родительской коалиции, в которой родители поддерживают друг друга при предъявлении требований детям.
3. Расширение субсистемы детей в субсистему сверстников, побуждение к общению вне семьи.
4. Создание отвечающих возрасту детей условий, для экспериментирования с автономией и независимостью.
5. Обособление субсистемы пары от субсистемы родителей.
6. Коммуникация в семье должна строиться по определенным правилам.
7. Отец должен играть главенствующую роль в семье.
8. Доминирующий аффект, связанный с проверкой прочности линий власти в семье, агрессией, соперничеством должен смениться на чувства, связанные с заботой друг о друге.
2. Модель психологического консультирования семьи, основанная на теории семейных систем М. Боуэна. Вторая по известности и распространенности модель после структурной модели.
Основные теоретические положения
Эмоциональная система семьи может формировать два основных типа личности:
- обособленную, независимую, дифференцированную от семьи;
- подчиненную, зависимую, сплавленную с семьей.
Черты хорошо дифференцированной личности
1. Личность ориентирована на цели.
2. Разделение между мышлением, чувствами и потребностями.
Черты недифференцированной личности
1. Личность ориентирована
на отношения, а не на цели,
т. е. эмоционально менее
2. Отсутствует разделение
между мышлением, чувствами и
потребностями, что объясняет
их ригидность (негибкость) в общении.
В поведении они более склонны
руководствоваться эмоциями, чем
результатами осмысления
По мнению М. Боуэна, процесс дифференциации как бы совпадает с процессом становления, созревания личности. В некоторых семьях, однако, этот естественный процесс тормозится особенностями, правилами внутрисемейной жизни, типичными способами реагирования, которые удерживают личности в недифференцированном состоянии. Эти семьи называются слитными или недифференцированными семьями.
Цель психологического консультирования семьи в рамках данной модели заключается в том, чтобы члены семьи стали более дифференцированными.