Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:02, реферат
К сожалению, современная семья не имеет возможности опираться на вековые традиции для регулирования внутренних взаимоотношений и воспитания детей – эти традиции были нарушены. Несколько поколений людей воспитывались в общественной государственной системе, а не семейной, поэтому апеллировать к опыту мам и бабушек во многих семьях затруднительно, а то и вовсе бесполезно. Задача становления и формирования устойчивости семьи является одной из актуальных проблема современного общества. Такое внимание к ней обусловлено огромным ее значением как социального института, определяющего не только образ жизни людей, но и качество потомства, здоровья нации и государства.
Введение
I. Семейное психологическое консультирование
1. Психологическое консультирование. Общие понятия – 4 стр.
2. Семейное психологическое консультирование. Понятие и цели – 6 стр.
3. Направления и задачи семейного психологического консультирования – 8 стр.
4. Основные этапы семейного консультирования – 9 стр.
5. Модели психологического консультирования семьи - 11 стр.
II. Технологии семейного психологического консультирования
1. Психологическое консультирование по вопросам, связанным с поиском потенциального брачного партнера – 14 стр.
2. Добрачное и предбрачное консультирование – 17 стр.
3. Психологическое консультирование супружеской пары – 20 стр.
4. Психологическое консультирование по проблеме развода – 22 стр.
5. Консультирование по проблемам детско-родительских отношений – 24 стр.
6. Психологическое консультирование в случаях насилия в семье – 27 стр.
Заключение
Литература
Во-первых, они должны стать
гораздо менее ориентированы
на отношения и более
Во-вторых, у них должна повыситься способность к рефлексивному анализу своего видения ситуации и поведения. Им надо помочь научиться сопоставлять свое видение ситуации с доводами разума, различать свои желания и реальность, осознавать реальные ограничения собственных желаний.
3. Коммуникационная модель работы с семьей.
Коммуникационная модель
работы основана на идеях экзистенциально-
4. Основанная на опыте модель работы с семьей.
Согласно К. Витакеру дисфункциональная семья отрицает те импульсы, которые спонтанно возникают у ее членов, старается эмоции и их выражение втиснуть в уже установленные ранее рамки, т. е. общение в ней ригидное, а не спонтанное. Это, с точки зрения К. Витакера, происходит потому, что семья верит в миф, что открытый конфликт может разрушить семью. Это приводит к тому, что семья застревает в какой-то точке своего становления и не может дальше совершенствоваться.
Витакер провоцирует семьи на конфликт, считая, что они обладают громадными потенциальными ресурсами для самосохранения. Он подводит супругов к тому, что они должны принять различия друг друга и их согласовать.
Работа психолога с
клиентом должна помочь клиенту пережить
«здесь и сейчас» новый опыт, помогающий
членам семьи стать более
5. Стратегическая модель работы с семьей.
Теоретические воззрения на процессы, происходящие в семье, у представителей данного подхода в целом совпадают с теми, которые характерны для представителей структурной модели. Отличия от других подходов заключаются в практике работы. После достаточно длинной и серьезной диагностики семьи одному или нескольким членам семьи дается достаточно краткое и понятное инвариантное предписание, т. е. очень четкая и не допускающая никаких изменений инструкция относительно того, что и как он должен сделать. И вот эти действия клиента в случае точного их выполнения должны преобразовать структуру семьи таким образом, что симптомы затруднений исчезнут.
6. Поведенческая модель работы с семьей.
Поведенческая (бихевиористическая) модель консультирования семьи не ставит своей целью выявление глубоких причин супружеской дисгармонии, исследование и анализ семейной истории.
Поведенческое консультирование направлено, прежде всего, на изменение поведения партнеров, используя методы обусловливания и научения.
В основе бихевиористского подхода к консультированию лежит прикладной бихевиоралъный анализ — метод исследования клиента и его окружения. Этот метод включает в себя два этапа: операционализацию поведения и функциональный анализ.
Операционализация поведения позволяет очень четко определить проблему и осуществить анализ поведения, представив его в виде цепи отдельных поступков.
Функциональный анализ предполагает отслеживание последовательности событий ж осуществляется по трехчленной модели:
предыстория;
результирующее поведение
последствия данного поведения.
Устанавливая функциональные причинноследственные связи, можно понять последовательность событий, лежащих в основе внешнего поведения.
Таким образом, консультанты-бихевиористы полагают, что у каждого человека есть собственная система поощрения и наказания. Если психолог сумеет понять эту систему, он сможет влиять на поведение. Также в рамках бихевиористической модели описывается «хорошая семья» (какие отношения можно считать «хорошими»),
7. Трансакционная модель психологического консультирования семьи.
Человек, который обращается за помощью на этом этапе жизни, редко имеет конкретный запрос и обычно ждет, что психолог поможет ему найти подходящего брачного партнера, надеясь избежать ошибок в супружеской жизни.
А.Н. Елизаров считает, что проблемы, связанные с поиском брачного партнера, могут быть следствием нескольких причин.
1. Особенности личности клиента. Сложность в том, что клиент может не принимать уникальность своей личности, расценивая ее как аномалию, которая мешает. Поэтому он хочет от нее избавиться, подогнать под общий стандарт. В этом случае клиенту кажется, что он «не такой, как все», что другие легко и быстро находят партнеров.
2. Давление социума или обстоятельств побуждает к преждевременному поиску брачного партнера. Противоречие в том, что под давлением нужно принимать решения, а вот внутренней готовности к заключению брака нет. В этом случае клиент пытается «быстро проскочить» стадию знакомства, что сделать очень сложно. По мнению американского социолго Дж. Мердока, у всех народов всех времен существуют культурные универсалии -обязательные элементы культуры, представленные в разных формах, но с одинаковым смысловым содержанием (танцы, песни, гостеприимство, спорт, гигиена, календарь, религия и пр.) Среди них важное место занимает привлечение брачного партнера и ухаживание. К тому же внутренняя неготовность к браку формирует программу поведения, по которой поиск сложен или невозможен (ищет не там, где нужно и не так, как нужно).
3. Родительская семья клиента препятствует браку. Причин подобной ситуации может быть несколько:
- клиент встроен в
- негласно семья требует от клиента решить некоторую задачу, которую не могли разрешить другие члены семьи (клиентка 30 лет, очень активная и более успешная среди сиблингов помогает отцу восстанавливать собственный бизнес, для чего много работает, продала собственную квартиру и живет у родителей);
- клиент не встроен в эмоциональную жизнь семьи и не выполняет в ней значимую функцию, но в силу своей недифференцированности приписывает себе какую-то функцию и стремится ее выполнять (молодая женщина: «Если я уйду от родителей, мама не сможет справляться с папиными выпивками. Я не могу ее бросить»).
4. Отношения становятся ловушкой для потенциального партнера. Перечисленные выше обстоятельства делают отношения клиента и потенциального партнера мучительными для последнего, особенно в случае его внутренней готовности к брачным отношениям.
5. Склад личности клиента и его образ жизни препятствуют браку. А. Адлер указывал на специфический тип личности, для которого характерно рассматривать отношения между полами как борьбу за власть, за доминирование. Существа противоположного пола рассматривает как опасные, не готов проиграть борьбу с ними. Поэтому клиент выбирает стратегию ухода (не в болезнь, так в игру с названием «несчастная любовь»).
6. Клиент использует неэффективные стратегии для поиска потенциального брачного партнера. Часто встречается такая неконструктивная стратегия, как максимально спонтанное поведение и отсутствие сознательных усилий (неосознанная стратегия). В этом случае нужно помочь клиенту разобраться в себе и построить образ будущего желаемого партнера.
Схема работы консультанта
1. Особенности личности
клиента. Консультант должен
- осознать свои особенности, оценить их преимущества, принять и полюбить их;
- выяснить, кто должен
быть тот человек, с которым
клиент представляет себе
Н.В. Свидерская считает, что трудности испытывают: 1) клиенты со сниженной самооценкой, застенчивые, крайне интровертированные и тревожные; 2) гиперактивные, эгоцентричные с высоким уровнем притязаний к партнеру, ригидные и консервативные. А.Н. Елизаров предлагает такие типы людей, которые испытывают трудности: «благородный рыцарь», «рефлексирующий ученый», «свободный художник», «страдающий злодей», «классический злодей», «легкомысленный простак». У каждого есть свои трудности, которые нужно осознать и, самое главное, найти в этом позитивное, уникальное. Для этого важно использовать положительное переформулирование, домашние задания, участие в тренингах общения, коррекция личностных особенностей.
2. Давление социума или обстоятельств побуждает к преждевременному поиску брачного партнера. В этом случае ставится задача:
- осознать сущность понятия «готовность к браку»,
- найти причины неготовности,
- переориентировать клиента на решение проблем, которые оказывают давление.
Например, давление оказывает родительская семья, в этом случае необходимо помочь дистанцироваться от родительской семьи.
3. Родительская семья клиента препятствует браку. В случае встроенности клиента в эмоциональную жизнь семьи и выполнения в ней определенной значимой для семьи функции помочь в осознании триангуляции. При решении клиентом важной для семьи задачи помочь решить проблему выбора: помогать семье и не решать собственных проблем, или отказаться от работы «за того парня» и решить собственные проблемы. В случае приписывания себе особой функции: осознание ситуации и решение проблемы выбора. Возможно использование генограммы и приемов когнитивного подхода.
4. Отношения становятся ловушкой для потенциального партнера. Основная задача: помочь клиенту осознать сложности потенциального брачного партнера.
5. Склад личности клиента
и его образ жизни
- осознание, что стратегия ухода – всего лишь уловка;
- осознание клиентом, что
он(а) воспринимает
- переориентация клиента
на отношения, в которых один
несет ответственность за
6. Клиент использует неэффективные стратегии для поиска потенциального брачного партнера. В этом случае нужно помочь клиенту разобраться в себе и построить образ будущего желаемого партнера.
Схема работы с клиентом:
1) Исследование вкусов, интересов, склонностей, умений и предпочтений клиента.
2) Работа с личностными
особенностями, затрудняющими
3) Создание образа будущего брачного партнера с учетом сведений, полученных о себе.
4) Обучение клиента технике знакомства (в группе или индивидуально).
5) Сопровождение последующей
активности клиента,
Добрачные отношения начинаются с момента знакомства и длятся до решения молодых людей о вступлении в брак. Предбрачные отношения длятся от времени этого решения до свадебного торжества. Конечно, возможны другие варианты развития отношений (например, так называемый «гражданский брак»). Развитие отношений в добрачный период зависят от таких критериев, как:
привлекательность внешности и манер поведения другого;
степень сходства интересов, точек зрения, ценностей;
совместимость ролей, возможность взаимно дополнять друг друга.
Но существуют факторы, которые усиливают риск появления проблем и становятся причинами обращения к психологу. Важно их изучить для формулирования гипотез. Это следующие факторы:
Стереотипы: суждение о другом по возрасту, росту, образованию, профессии, месту жительства.
Соображения материальной или статусной выгоды.
Суждения окружающих о другом.
Коллективные представления: в женщинах принято ценить в первую очередь внешность, в мужчинах – энергичность и самостоятельность. Считается, что муж должен быть старше жены и пр.
Потенциальные супруги очарованы чем-то одним в партнере и не придают значения другому.
Партнеру приписывают свои черты и переживания.
Партнер подает себя не таким, какой он есть на самом деле.
По мнению А.Н. Елизарова, молодые люди часто совершают такие ошибки, как:
Смешение целей знакомства: партнер может быть прекрасным сексуальным партнером и по этой же причине не очень хорошим супругом.
Синдром подросткового черновика: чтобы познакомится с девушкой несмелый молодой человек «набирается опыта» с другой, не зная, что этот опыт с другой девушкой не пригодится, она – другая.
Подавление другого своим совершенством.