Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:02, реферат
К сожалению, современная семья не имеет возможности опираться на вековые традиции для регулирования внутренних взаимоотношений и воспитания детей – эти традиции были нарушены. Несколько поколений людей воспитывались в общественной государственной системе, а не семейной, поэтому апеллировать к опыту мам и бабушек во многих семьях затруднительно, а то и вовсе бесполезно. Задача становления и формирования устойчивости семьи является одной из актуальных проблема современного общества. Такое внимание к ней обусловлено огромным ее значением как социального института, определяющего не только образ жизни людей, но и качество потомства, здоровья нации и государства.
Введение
I. Семейное психологическое консультирование
1. Психологическое консультирование. Общие понятия – 4 стр.
2. Семейное психологическое консультирование. Понятие и цели – 6 стр.
3. Направления и задачи семейного психологического консультирования – 8 стр.
4. Основные этапы семейного консультирования – 9 стр.
5. Модели психологического консультирования семьи - 11 стр.
II. Технологии семейного психологического консультирования
1. Психологическое консультирование по вопросам, связанным с поиском потенциального брачного партнера – 14 стр.
2. Добрачное и предбрачное консультирование – 17 стр.
3. Психологическое консультирование супружеской пары – 20 стр.
4. Психологическое консультирование по проблеме развода – 22 стр.
5. Консультирование по проблемам детско-родительских отношений – 24 стр.
6. Психологическое консультирование в случаях насилия в семье – 27 стр.
Заключение
Литература
5. Надо работать над тем, чтобы отношения ребенка с родителем, проживающим отдельно, были систематичными и предсказуемыми, не должно быть долгих неожиданных разлук и прерывания контактов.
6. Семейная история не только не должна прерываться с разводом, она должна иметь продолжение.
7. Нельзя ограничивать и прерывать отношения ребенка с бабушками и дедушками из семей обоих родителей.
8. Создание новой семьи
ни в коем случае не должно
стать основанием для
Одним из важнейших принципов организации психологического консультирования разведенных супругов является делегирование ответственности за эффективное преодоление следствий развода разведенному супругу. Стремление психолога присвоить право принятия ответственного решения относительно стиля жизни разведенной семьи — не просто ложный, но и крайне опасный шаг, ведущий к стагнации постразводного синдрома и формированию зависимости клиента.
Содержание проблем детско-
Психологи-консультанты обычно выделяют следующие проблемы, с которыми обращаются родители:
· ссоры, грубость, замкнутость
· ложь, воровство, уход из дома;
· непослушание, отказ выполнять требования родителей;
· закрытость, "уход в себя", потеря контакта с ребенком;
· конфликтные отношения с новыми партнерами родителей;
· лень, пренебрежение домашними обязанностями;
· конфликтные отношения с братьями и сестрами;
· отсутствие интересов, "компьютеромания";
· неприятие своей собственной внешности;
· излишняя стеснительность, несамостоятельность;
· проблемы общения с противоположным полом;
· нежелательные друзья, отсутствие друзей;
· неумение постоять за себя.
Как правило все эти проблемы, даже если на первый взгляд кажется, что они не касаются детско-родительских отношений, на самом деле так или иначе исходят из сложностей взаимоотношений родителей и детей.
А.Ш. Тазиева отмечает, что чаще всего за помощью обращаются родители, дети испытывают нужду в профессиональной помощи значительно реже и обращаются к психологу не раньше, чем в подростковом возрасте. Это понятно, так как, с одной стороны, малыши не осознают своих проблем, с другой стороны, даже подрастая и осознавая их, они не решаются до определенного возраста посягать на родительский авторитет. Поэтому нередки обращения за помощью уже взрослых «детей», имеющих свой родительский опыт.
Самым простым вариантом работы являются те случаи, когда за помощью обращаются родители с временно возникшими проблемами. Такие родители чаще всего не имеют серьезных внутриличностных проблем и сложностей в отношениях как друг с другом, так и с детьми. Они мотивированы на воспитание своих детей, но в силу занятости или психологической некомпетентности, недооценивают важность отношений с детьми. Факт их обращения к специалисту свидетельствует об актуальности решения назревших проблем. Самое важное в этих случаях со стороны консультанта - проявить понимание и проинформировать о психологических особенностях возраста и тех сложностях, которые могут возникать в связи с возрастом, а также способах их преодоления.
Гораздо большую сложность для консультанта представляют те случаи, когда проблемы отношений с детьми связаны с проблемами самого клиента.
Во многих психотерапевтических концепциях огромное значение придается тому, что не переработанный негативный опыт, может проявляться в проблематике детско-родительских отношений в нескольких вариантах. Во-первых, он может осложнять супружеские отношения. Эти сложности чаще всего не осознаются клиентом, но симптомом их выражения может быть негативное отношение к ребенку. Зачастую сложности супружеских отношений зачастую подменяются детско-родительской проблематикой. Во-вторых, негативное неосознаваемое отношение к себе может проецироваться на ребенка и мешать построению теплых эмоциональных отношений с ним.
Наконец, даже в тех случаях, когда клиент понимает, что сложности в отношениях с ребенком - это проекция его внутриличностных проблем, он «ничего не может с этим поделать», так как стереотипы поведения, сформировавшиеся за счет его собственного негативного опыта, оказываются стойкими и неподдающимися коррекции на осознаваемом уровне.
В случае неосознавания проблем клиентом задача психолога-консультанта в процессе работы максимально расширить зону осознавания, а в случае желания, но невозможности изменить свое поведение, постараться вместе с клиентом переработать его негативный опыт, формируя тем самым новое отношение к себе и к ребенку.
Работа с родителями строится по следующим направлениям:
- психологическое просвещение;
- психодиагностика;
- психологическое консультирование.
В психологическом просвещении
родителей материалы
Психодиагностическая работа проводится по запросу родителей, результаты используются в индивидуальном консультировании. Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении детско-родительских отношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам. Правильными взаимоотношениями считаются такие, в которых взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка поддерживает его при неудачах.
Коррекционная работа с родителями заключается в том, чтобы научить их поддерживать ребенка, а для этого, возможно, придется изменить привычный стиль общения с ним. Личностные установки становятся главным препятствием социальной адаптации: ограниченные возможности общения, затруднения в приобретении жизненного опыта, ощущение неуспеха, дефицит комфортности. В результате возникает фрустрация, последствиями которой являются агрессивность, комплекс неполноценности, глубокие негативные эмоциональные переживания.
Основными принципами консультирования являются:
1) гуманизм – вера в возможности, субъективный позитивный подход;
2) реалистичность – учет реальных возможностей человека и ситуации;
3) системность – рассмотрение консультируемого как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта;
4) вариативность – изменение форм и способов консультирования в зависимости от своеобразия консультируемого и возможностей психолога.
Психологическое консультирование, основанное на гуманистическом подходе, предполагает субъектное отношение к консультируемому. Как субъект собственной жизни, ребенок или подросток имеет мотивы и стимулы к развитию своего неповторимого внутреннего мира, его активность направлена на адаптацию и самореализацию, он способен нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возможностей. В ходе консультирования используются различные приемы, актуализирующие активность и ответственность консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в свои силы и возможности, «разрешение» на пробы и ошибки, распределение ролей, передающее ответственность подростку.
Специфика консультирования в каждом индивидуальном случае обусловлена возрастом ребенка и характером проблемы. По направленности проблемы можно разделить на три группы:
1) проблемы взаимоотношений
– получение признания,
2) проблемы, связанные с обучением, способами деятельности, выбором профессии, планированием индивидуальной стратегии, способов и стиля деятельности;
3) проблемы самопознания, самооценки, самореализации – преодоление чувства неполноценности, повышение уверенности в себе, выработка навыков саморегуляции, преодоление тревоги, одиночества, создание внутреннего комфорта, поиск смысла жизни.
Консультация включает три важнейших аспекта:
- деятельность консультируемого по разрешению собственного затруднения путем внутреннего психологического изменения, роста;
- деятельность консультанта по выявлению затруднений и оказанию помощи в разрешении значимых для консультируемого жизненных задач;
- изменение отношений, способов действий, самооценки, появление новых переживаний, психологических новообразований в душевной жизни, открытие новых возможностей.
Осознание проблемы вызывает приток энергии, активизирует силы человека для преодоления препятствия. Цель, подкрепленная искренним желанием и верой в ее достижение, выступает системообразующим фактором, который переводит деятельность человека на особый режим, вызывающий новые ресурсные состояния. Психолог придерживается оптимистической концепции и опирается на сильные стороны личности. Эффективность консультирования является показателем профессиональной компетентности психолога.
К настоящему времени в психологии сложилась эмпирическая типология форм насилия, которую составляют:
1) физическое насилие
- преднамеренное
2) сексуальное насилие
- преднамеренное
3) психологическое насилие
(поведенческое,
Спектр психологического насилия включает:
а) активный аспект психологического насилия - психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, чрезмерная критика, ложь, изоляция, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей и т.п.);
б) пассивный аспект психологического насилия - психологические эффекты (утрата доверия с себе и миру, диффузная самоидентичность, полезависимый когнитивный стиль, внешний локус контроля, беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита, депрессия, агрессивность, уступчивость, угодливость, коммуникативная некомпетентность, низкая самооценка, склоннсть к уединению, суицидальные наклонности, задержки физического и психического развития, личностная психопатология различной этиологии - наркотические зависимости, булимия, анорексия, нарциссические, мазохистские, множественные, пограничные и прочие личностные расстройства, амбулаторная шизофрения, соматические и психосоматические заболевания - язва желудка, аллергии, избыточный вес, нервные тики и т.п.; опыт психологического насилия в семье в некоторых случаях приводит к ранней интериоризации паттерна отношений «насильник - жертва», к его фиксации на физиологическом уровне с последующей трансформацией ряда базовых потребностей, оформляющейся впоследствии в таких эксквизитных психических и поведенческих расстройствах как садомазохизм и серийные убийства (А.Стевенс, Й.Прайс, А.Миллер и др.);
в) интерактивный аспект психологического насилия - психологические взаимодействия (доминантность, аффективность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, непринятие со стороны насильников и субординированность, бесчувственность, ригидность, безответственность, неуверенность, беспомощность, самоуничижение со стороны жертв насилия).
Одна из основных тенденций в области психологического изучения насилия в семье состоит в разработке проблематики межличностных детско-родительских и супружеских взаимоотношений, развивающихся по типу неадекватного (патогенного) родительствования и супружества, блокирующего нормальное функционирование семьи. Неадекватное (патогенное) родительствование и супружество представляют собой континуумы интерперсональных коммуникативных паттернов, описывающийся различными авторами как «депривация - симбиоз» (Е.Т.Соколова, С.В.Ильина, и др.), «отвержение - гиперопека» (В.И.Гарбузов) и оформляющийся в виде специфического семейного стиля жизни, приводящего к эскалации и межпоколенной трансляции насилия.