Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:16, доклад
Ощущение как процесс - это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Раздражитель (слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств, возникшие нервные импульсы по нервным проводящим путям поступают в головной мозг, в результате обработки там формируются ощущения.
Ощущения как результат - исходники, которые мы получаем от рецепторов органов чувств, то непосредственное, что нам кажется еще не получило обработку культурой или умом.
Ощущение
Ощущение как процесс -
это психическое отражение
Раздражитель (слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств, возникшие нервные импульсы по нервным проводящим путям поступают в головной мозг, в результате обработки там формируются ощущения.
Ощущения как результат - исходники, которые мы получаем от рецепторов органов чувств, то непосредственное, что нам кажется еще не получило обработку культурой или умом.
Именно поэтому про ощущения часто говорят, что это больше физиология, чем психология. Впрочем, едва ли это верно, хотя бы потому, что культурная и интеллектуальная обработка входящих например зрительных сигналов у человека происходит еще до мозга, уже на уровне глаза.
В любом случае, ощущения отличают от восприятий, как нечто элементарное отличают от более сложного. Ощущения сообщают человеку об отдельных свойствах предметов и явлений, восприятия (представления) дают целостную картину происходящего.
К ощущениям относят свет и цвет, звуки и запахи, осязание и ощущение температуры, ощущение вибрации, кинестетические ощущения в мышцах и проприорецептивные ощущения от внутренних органов. Эмоциональный фон ощущений иногда относят к ощущениям, иногда - к чувствованиям, отличая их от ощущений.
Словоупотребление
Синонимы "ощущения" - сенсорные процессы и чувствительность. В советско-российской психологической школе «ощущение» и «чувство» часто считаются синонимами, однако для других психологических школ эти понятия принципиально различаются.
Под чувствами чаще понимают не "холодное" или "соленое", а чувство радости или стыда, чувство страха или чувство любви - эмоциональное отношение человека.
Нередко под ощущениями подразумевают эмоциональное запечатление.
"Подробностей я не
помню, я запоминаю только
В отличие от академической психологии, в традиции практической психологии, да и в общеупотребительном смысле под "ощущением" имеют в виду нечто более узкое, а именно элементарные кинестетические ощущения: все то, что мы непосредственно получаем на выходе от контактных рецепторов тела при прямом воздействии на них.
Прикосновение или напряжение мышц, боль или холод, сладкое или горькое - все это ощущения, в отличие от звуков, картинок и образов. Вижу - картинки, слышу - звуки, а чувствую (ощущаю) - ощущения.
Данная статья, тем не менее, говорит об ощущениях в широком смысле, о самом первоначальном психическом восприятии любой модальности.
Виды ощущений
По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. По субъективной различимости (по модальности) ощущений выделяют зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные (мышечные), болевые и висцеральные ощущения. По расположению рецепторов выделяют экстероцептивные, проприоцептивные (кинестетические) и интероцептивные (органические) ощущения. С точки зрения исторического генеза ощущений можно выделить два вида чувствительности: протопатическую и эпикритическую. Ощущения бывают контактные и дистантные, реальные и метафорические, настоящие и ощущения-фантомы. Обычно ощущения возникают непроизвольно, но при тренировке ситуация может измениться.
Ощущения в человеческой жизни
Ощущения сигнализируют нам о тех или иных событиях вокруг нас и в нашем теле, и стоит позаботиться о том, чтобы ощущения были тонкими, внимательными, нас не обманывали и вовремя предупреждали нас обо всем, что нам важно. Ощущения, как мазки художника, создают нам фон картины нашей жизни, и наша задача - овладеть нашими ощущениями, чтобы сделать картину нашей жизни еще более прекрасной.
Сила ощущений
Мы способны воспринять далеко
не всякое воздействие, то есть не всякое
воздействие может стать
Пытайтесь-не пытайтесь, но почуствовать разницу температуры в десятую градуса не получится.
Кроме пороговой зоны - есть зона комфорта, или зона адекватных воздействий. Это зона, в которой лежат воздействия, которые вызывают адекватную реакцию.
Для нервных окончаний кончиков пальцев - это прикосновение, поглаживание и т.д.
Воздействий, лежащие за пределами зоны адекватных воздействий вызывают болевые ощущения и адекватной реакции не дают.
Реакция на поглаживание, на создание ощущения чего-то теплого и гладящего - адекватная: тут рецептор реагирует штатным образом. А если, например, в том же месте не погладить, а уколоть, то тот же рецептор выдаст болевую реакцию и возникнет желание отдернуть руку.
Развитие ощущений
Как любая способность, способность
ощущать то или иное развивается
по цепочке знание, умение, навык
Конкретное ощущение, например ощущение "легкого тела" - это может быть не просто непроизвольным ощущением, но и выработанной привычкой. Научитесь - будете чувствовать себя легко всегда.
Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное ощущение.
Можно научиться не ощущать холод. "Я вывел это из поля внимания".
Восприятие
Восприятие - психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира.
В отличие от ощущений, которые отражают только отдельные свойства и качества предметов, восприятие целостно и предметно. Немного метафорически можно сказать, что восприятие - этосвернутое мышление. Иногда восприятием называют не процесс, а результат этого процесса - сам образ предмета или явления.
Образ, картина ситуации создается на основепервичных ощущений, с приложением знаний,ожиданий, ж
Восприятие бывает первичным и вторичным, произвольным (управляемым) и нет, личным и социальным. Есть и много других различений, характеризующих процесс восприятия: субъективность восприятия, модальности восприятия (визуал, аудиал, кинестетик, дигитал) и пр.
Своим восприятием можно управлять. Нужно ли это делать ежесекундно? Едва ли. А вот в трудных и конфликтных ситуациях об этом помнить полезно.
Восприятий очень много,
и они очень переменчивы. Если
вы обладаете одними знаниями, а
ваш друг, коллега, напарник другими,
то и смотреть на мир вы будете разными
глазами. Поэтому, даже если вам что-то
кажется очевидным –
Восприятие связано с эмоциональным реагированием, причем влияния идут в обе стороны: как ваши эмоции определяют ваше восприятие, так и способ вашего восприятия во многом определяет ваши эмоции. Какое восприятие вы себе сделаете, с какой позиции восприятия посмотрите – такая вам эмоция и будет.
В развитии восприятия огромна роль врожденного: ребенок с рождения знает о мире уже очень много. При этом дальнейшее развитие восприятия - не спокойное разворачивание того, что уже заложено изнутри, и не формирование нового извне. Это в первую очередь результат собственной активности ребенка. Сколько наактивничал - настолько и развился. Впрочем, способствовать развитию активности ребенка взрослые вполне могут.
Виды восприятия
Восприятие бывает первичным и вторичным, произвольным (управляемым) и нет, личным и социальным. Есть и много других различений, характеризующих процесс восприятия: субъективность восприятия, модальности восприятия и пр.
Первичное и вторичное восприятие
Первичное восприятие формирует образ, картину ситуации на основе обработки ощущений от органов чувств. Другое название первичного восприятия - внешние чувства. Вторичное восприятие создает представление о происходящем на основе самой разнообразной информации, включая не только собственные ощущения, но и воспоминания, фантазции, рассказы окружающих и все что угодно другое.
Личное и социальное восприятие
Социальное восприятие (социальная перцепция) - восприятие, направленность и способ которого определяется окружающими людьми и обществом в целом. В частности, это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.
Социальное восприятия противопоставляют личному восприятию, направленность и способ которого определяется самим человеком, его индивидуальными особенностями и склонностями. См.→
Объемность восприятия
Если человек смотрит на происходящее только из одной точки зрения, его точка зрения одностороння. Если с разных позиций - его восприятие объемно. Если он, глядя, видит только то, что ожидает видит или видеть ему положено, говорят о том, что у него плоское восприятие.
Модальности восприятия
Так же, косприятие отличается
по модальности (визуал, аудиал, кинестетик,ди
Произвольность (управляемость) восприятия
Как правило, первичное восприятие полностью непроизвольная функция. Научиться воспринимать либо не воспринимать что-либо теоретически можно, практически очень сложно и мало когда востребовано.
Субъективность восприятия
В восприятии всегда, хотя и в разной степени, присутствует момент субъективности: то, что человек видит, зависит не только от того, что перед ним находится на самом деле, объективно, а еще и того, что это за человек, каков его прошлый опыт, привычки, страхи и надежды, в каком он настроении. Основные моменты, определяющие субъективность восприятия, это используемые шаблоны, ценностная избирательность, воображение и интерпретация, позиции восприятия, гендерные особенности.
Живое, обдуманное - и пассивное, шаблонное восприятие
Восприятие может быть более и менее внимательным - мельком, живым, а не шаблонным и осознанным, обдуманным (а не рефлекторным).
Необдуманное (пассивное) восприятие – картинки постоянно сменяют друг друга, непрерывным потоком проходя через наше сознание. Они нам привычны и не очень важны – чего о них думать?
Мы видим мир целостным круглые сутки – а не только когда нам это нужно. У детей – чаще состояние живого и обдуманного восприятия – ведь вокруг так много нового!
Апперцепция
Когда мы обратили внимание и поняли, что увидели - такое восприятие называется апперцепцией. Что поняли – это уже вопрос второй. Разные люди разные ситуации трактуют очень по-разному.
Если в Болгарии вы кивнете – болгары подумают, что вы сказали нет…
Внимание.
Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.
Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.
Характеристики внимания:
Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.
Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.
Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.
Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).
Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.
Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).