Семь познавательных чувств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:16, доклад

Краткое описание

Ощущение как процесс - это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Раздражитель (слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств, возникшие нервные импульсы по нервным проводящим путям поступают в головной мозг, в результате обработки там формируются ощущения.
Ощущения как результат - исходники, которые мы получаем от рецепторов органов чувств, то непосредственное, что нам кажется еще не получило обработку культурой или умом.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 46.37 Кб (Скачать файл)

Речь имеет три  функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана  с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи –  функция коммуникации, т.е. передачи информации. В коммуникативной функции  речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

Речевая деятельность может  осуществляться человеком как на основе воспроизведения речевых  образов во внешнем, так и во внутреннем плане. В связи с этим принято  различать внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь адресована к другим людям, внутренняя - к самому себе. Внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь осуществляется посредством воспроизведения звуковых образов слов. Устная речь может быть монологической, диалогической и эгоцентрической. Монологическая и диалогическая речь обращены к другим людям, эгоцентрическая – к самому себе. Монологическая речь является самым сложным видом устной речи.

Внутренняя речь может  предшествовать внешней речи (устной и письменной) и являться фазой  планирования при ее осуществлении. Поскольку она обращена к самому себе, то нет надобности в развернутом виде осуществлять высказывание. Отсюда внутренняя речь является свернутой, сжатой, фрагментарной и может существовать на основе мысленного воспроизведения отдельных слов, несущих основную смысловую нагрузку. Слова, которые применяет человек во внутренней речи отличаются от слов внешней речи, тем что они фрагментарны, сокращены и могут сливаться с другими словами. На основе внутренней речи осуществляется интеллектуальная и духовная жизнь личности, проявляются ее нравственные взгляды и убеждения, мечты и идеалы, желания и стремления, сомнения и верования.

Наряду с внешней и  внутренней речью существует так  называемая эгоцентрическая речь, которая  занимает промежуточное место между  ними. По форме своего существования  ее можно отнести к внешней  речи, так как она может проявляться  или в форме устного высказывания, или в письменном виде, но в отличие  от внешней речи она обращена не к другим людям, а к самому себе. Эгоцентрическая речь проявляется  и у детей, и у взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воображение. Виды воображения.

 

Воображение – психический  процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся  представлений. Образы воображения  не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует  в действительности, то оно носит  название фантазии. Если воображение  обращено в будущее, его именуют  мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи  с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

  • Образное представление действительности;
  • Регулирование эмоциональных состояний;
  • Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  • Формирование внутреннего плана действий.
  • Способы создания образов воображения:
  • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
  • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
  • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как  и процессы памяти, могут различаться  по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно  и в самых неожиданных и  причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов  и форм произвольного воображения  можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение  проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление  объекта, как можно более полно  соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения  является мечта – самостоятельное  создание новых образов. Главной  особенностью мечты является то, что  она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или  активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение  может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение  создает образы, не связанные с  волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями  личности. Преобладание грез в психической  жизни человека может привести его  к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в  свою очередь, начинает тормозить психическое  и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное  воображение наблюдается при  ослаблении деятельности сознания, его  расстройствах, в полудремотном  состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации  видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень  проявления волевых усилий и степень  активности, или осознанности.


Информация о работе Семь познавательных чувств