Синдром дефицита внимания и гиперактивность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:25, реферат

Краткое описание

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет исключительно актуальную проблему в связи с высокой распространенностью среди детского населения, выраженными трудностями обучения и нарушениями поведения у детей этой группы. Статистика говорит о том, что в России таких детей 4-18%, в США – 4-20%, Великобритании – 1-3%, Италии – 3-10%, В Китае – 1-13 %, в Австралии – 7-10%.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как
минимально-мозговая дисфункция……………………………………….5
2. Признаки и формы проявления гиперактивного расстройства
с дефицитом внимания…………………………………………………....9
3. Возрастная динамика гиперактивного поведения……………………...17
4. Психолого-педагогическая помощь детям с синдромом
гиперактивного расстройства с дефицитом внимания………..………..20
Заключение…………………………………………………………..………24
Литература………………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 49.40 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки

Российской  Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Новосибирское отделение Российского  психологического общества

Факультет психологии

Кафедра общей психологии и истории психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

реферат

по теме «СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ»

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка 53 группы 5 курса

Бунева А. А.

 

 

Проверила

Козырева  Т.С.

 

 

Новосибирск 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение……………………………………………………………………….3

1. Синдром дефицита внимания  с гиперактивностью как

    минимально-мозговая дисфункция……………………………………….5

2. Признаки и формы проявления гиперактивного расстройства

    с дефицитом  внимания…………………………………………………....9

3. Возрастная динамика гиперактивного поведения……………………...17

4. Психолого-педагогическая помощь  детям с синдромом

    гиперактивного расстройства с дефицитом внимания………..………..20

Заключение…………………………………………………………..………24

Литература……………………………………………………………..…….25

 

ВВЕДЕНИЕ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет исключительно актуальную проблему в связи с высокой распространенностью среди детского населения, выраженными трудностями обучения и нарушениями поведения у детей этой группы. Статистика говорит о том, что в России таких детей 4-18%, в США – 4-20%, Великобритании – 1-3%, Италии – 3-10%, В Китае – 1-13 %, в Австралии – 7-10%.

СДВГ – это состояние, вызывающее постоянную невнимательность, гиперактивность и (или) импульсивность. СДВГ начинается в детстве и может сохраняться во взрослом состоянии.

Синдромом дефицита внимания с гиперактивностью страдают также около 5% взрослых. Около 60% детей, страдающих СДВГ, имеют проявление этого заболевания и во взрослом состоянии.

Симптомы  СДВГ у разных больных могут различаться, но им всем в той или иной степени  трудно контролировать уровень своей  активности (гиперактивность), сдерживаться (импульсивность), и сосредотачиваться (невнимательность). В случаях, когда активность в норме или низка, говорят только о синдроме дефицита внимания (СДВ). Гиперактивность и импульсивность, как правило, уменьшаются с возрастом.

У детей, страдающих СДВГ, обычно проблемы дома и в школе и очень часто – со сверстниками. Среди мальчиков СДВГ встречается примерно в 9 раз чаще, чем у девочек, но у девочек СДВГ чаще проявляется невнимательностью, и, поскольку они, как правило, не ведут «подрывной деятельности» в классе, у них это заболевание чаще остается незамеченным.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — семейное заболевание. У каждого ребенка, страдающего СДВГ, обычно есть хотя бы один родственник с той проблемой. По крайне у 1/3 мужчин, которым в детстве был поставлен диагноз СДВГ, дети страдают тем же. Еще более явным доказательством того, что заболевание передается генетически, является тот факт, что если у одного из близнецов диагностируется СДВГ, то и у другого это заболевание обнаруживается почти всегда.

Нельзя  с уверенностью утверждать, что в  наше время СДВГ встречается чаще, но совершенно ясно, что количество диагнозов СДВГ за последнее десятилетие  возросло. Частично это объясняется пристальным интересом к этой проблеме прессы, информированностью родителей и учителей, а также доступностью и эффективностью лечения. Некоторые эксперты считают, что диагноз СДВГ ставят слишком часто, другие – что слишком редко. Так что неизвестно, действительно ли число больных СДВГ возросло, и это требует изучения.

Социальная значимость проблемы определяется тем, что к подростковому возрасту у этих детей может наблюдаться нарастание нарушений поведения. Подростки с СДВГ входят в группу риска по совершению антисоциальных действий и правонарушений, развитию алкоголизма и наркоманий. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на своевременную диагностику и коррекцию СДВГ.

 

 

1. Синдром  дефицита внимания с гиперактивностью  как минимально-мозговая дисфункция

СДВГ  – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД не является медицинским диагнозом в прямом смысле этого слова, скорее это только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить для того, чтобы начать лечение. Детей с реактивным типом ММД и называют иначе гиперактивными .

На психофизиологическом уровне развитие гиперактивности прослеживается следущим образом. Можно сравнить историю развития мозга в индивидуальном созревании ребенка со строящимся зданием. Причем каждый раз новый построенный этаж выполняет функции всего мозга.

Первый  уровень – стволовой (нижний этаж), который обеспечивает, прежде всего, энергетику и чисто телесные функции  – статику, напряжение мышц, дыхание, пищеварение, иммунитет, сердцебиение, эндокринную систему. Здесь формируются базовые инстинкты выживания. При недоразвитии этих структур ребенок не понимает, чего хочет, почему плохо и так далее… Созревание идет от зачатия до 2-3 лет.

Далее формируется  второй этаж (от 3 до 7-8 лет) – это  внутриполушарные и межполушарные корковые взаимодействия, которые обеспечивают связь нашего организма с внешним миром через органы чувств, анализирующие поток раздражителей. То есть, этот блок отвечает за прием, переработку и хранение информации (зрительной, слуховой, вестибулярной и кинестетической, вкуса и запаха, а также всех когнитивных процессов). Если этот уровень нарушен, то ребенок не понимает, почему не может что-либо, «не видит», «не слышит». Этот блок тоже требует своего энергообеспечения.

И, наконец, третий уровень (от 8 до 12-15 лет) – лобные доли. Которые являются руководителем  нашего произвольного поведения, словесного мышления, которое наиболее энергоемко. Это целеполагание, контроль реализации программ, социального поведения.

Формирование  мозговой организации психических  процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований  к коре головного мозга (снизу–вверх), от правого полушария мозга к левому (справа–налево), от задних отделов мозга к передним (сзади–наперед).

И конечным этапом этого строительства является взятие на себя руководства всем мозгом и всеми функциями – нисходящее контролирующее и регулирующее влияние  от передних (лобных) отделов левого полушария, которые и направляют ту энергетику, которая обеспечивается нижними этажами.

Развитие  тех или иных аспектов психики  ребенка однозначно зависит от зрелости и полноценности соответствующих  мозговых отделов. То есть, для каждого  этапа психического развития ребенка  в первую очередь необходима готовность комплекса определенных мозговых образований  к его обеспечению.

Психологическая составляющая развития отделов головного  мозга так же огромна. Известен научный  факт, что у людей, занимающихся регулярно  интеллектуальной и эмоциональной  нагрузкой, количество нейронных связей значительно больше, чем у человека-обывателя. За счет такого «усовершенствования» не только человеческий ум, но и организм в целом лучше функционируют. Для такого развития необходимы благоприятные  социопсихологические условия. Должна быть востребованность извне (от социума и внешнего мира) к постоянному наращиванию зрелости и силы отдельных психологических факторов. Если этого нет, то идет замедление и изменение процессов формирования психических функций, что влечет за собой вторичные искажения участков мозга. Доказано, что на ранних этапах формирования психики социальная депривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне.

В основе СДВ лежит нарушение коры и  подкорковых структур и характеризуется  триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.

Если  незрел первый этаж – стволовые  структуры – можно либо улучшить общий обмен и, соответственно, энергетический потенциал, либо улучшать эффективность работы мозга.

Какие же нарушения в мозге вызывают синдром гиперактивности?

    • Это дефицит энергетического снабжения, который можно наблюдать при энцефалографическом обследовании. Ребенок сидит с открытыми глазами, выполняет в соответствии с инструкцией определенную деятельность. А в электрической активности его мозга абсолютно доминирует альфа-ритм, то есть мозг «спит». Альфа-ритм в норме возникает в состоянии покоя, когда глаза закрыты, внешняя стимуляция и какое-то реагирование отсутствуют. Естественно, что в таком состоянии качество выполняемой деятельности оказывается исключительно низким. Таким механизмом ребенок компенсирует недостаточность энергоснабжения.
    • Это также архаичность и незрелость связей, которые имеют в своем развитии сенситивный период. Если сенситивный период пройден и синкинезии не растормозятся, то ребенок будет одновременно писать и хаотически двигать языком, что отвлечет внимание и будет неэффективно. Чтобы компенсировать такие архаичные механизмы, нужна опять дополнительная энергия.
    • Это вопросы личной зрелости. И здесь получается парадокс. Если такой дефицитарный ребенок личностно зрел. И он заставляет себя ради родителей и учителя сидеть, сложа руки и внимательно смотреть на учителя, пытаться следить за ходом дела и не давать себе дергаться и выкрикивать, то у него возникают различные расстройства, которые связаны с соматической сферой (чаще болеет, возникают аллергии). То есть в каждом болезненном проявлении часто симптомов компенсации больше, чем первоначальной недостаточности.

 

 

2. Признаки и формы  проявления гиперактивного расстройства  с дефицитом внимания

Что такое гиперактивность?

"Гипер…" – (от греч. hyper – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский язык из латинского "activus" и означает "действенный, деятельный".

Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.

Гиперактивное поведение детей отличается следующими признаками.

  • Часто наблюдается беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле крутится, вертится.
  • Встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  • Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  • Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  • Находится в постоянном движении и ведет себя так, "как будто к нему прикрепили мотор".
  • Часто бывает болтлив.
  • Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их  до конца.
  • Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  • Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Для выявления  гиперактивных детей, необходимо составить портрет гиперактивного ребенка.

Наверное, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном  месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности  в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов". Вероятно,  учителю и психологу знаком портрет такого ребенка.

Как выявить гиперактивного ребенка ?

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу и родителям важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Приведенная ниже таблица поможет в этом. Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный ребенок часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.

Информация о работе Синдром дефицита внимания и гиперактивность