Синдром дефицита внимания и гиперактивность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:25, реферат

Краткое описание

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет исключительно актуальную проблему в связи с высокой распространенностью среди детского населения, выраженными трудностями обучения и нарушениями поведения у детей этой группы. Статистика говорит о том, что в России таких детей 4-18%, в США – 4-20%, Великобритании – 1-3%, Италии – 3-10%, В Китае – 1-13 %, в Австралии – 7-10%.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как
минимально-мозговая дисфункция……………………………………….5
2. Признаки и формы проявления гиперактивного расстройства
с дефицитом внимания…………………………………………………....9
3. Возрастная динамика гиперактивного поведения……………………...17
4. Психолого-педагогическая помощь детям с синдромом
гиперактивного расстройства с дефицитом внимания………..………..20
Заключение…………………………………………………………..………24
Литература………………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 49.40 Кб (Скачать файл)

Всплеск гиперактивности в 12-15 лет в группе риска, а в группе с синдромом в 14 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный "бум" отражается на особенностях поведения и отношении к учебе. "Трудный" подросток (а именно к этой категории относится большинство детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) может решиться на расставание со школой.

К концу периода  полового созревания гиперактивность и эмоциональная импульсивность практически исчезают или маскируются другими личностными чертами, повышается самоконтроль и регуляция поведения, дефицит внимания сохраняется. Нарушение внимания – основной признак заболевания, поэтому именно он определяет дальнейшую динамику и прогноз заболевания синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Здесь может решаться вопрос и о расставании со школой.

К концу  периода полового созревания гиперактивность и эмоциональная импульсивность практически исчезают или маскируются другими личностными чертами, повышается  самоконтроль и регуляция поведения, дефицит внимания сохраняется. Нарушение внимания – основной признак заболевания, поэтому именно он определяет дальнейшую динамику и прогноз заболевания.

Среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома диагностируются  в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение  составляет 1:1, а среди 20-25-летних – 1:2 с преобладанием девушек.

Преобладание  мальчиков – это не только следствие  субъективного мнения респондентов, отвечающих на вопросы анкеты. Хотя учителя чаще всего именно в мальчиках  видят нарушителей порядка. Высокая  частота симптомов заболевания  у мальчиков может быть обусловлена  влиянием наследственных факторов, а  также более высокой уязвимостью  плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек большие  полушария головного мозга менее  специализированны, поэтому они  имеют больший резерв компенсаторных функций по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной  системы.

 

 

4. Психолого-педагогическая помощь  детям с синдромом гиперактивного  расстройства с дефицитом внимания

Гиперактивным детям часто ставят диагноз – минимальная мозговая дисфункция. Это остаточные явления органического поражения головного мозга, возникшего, например, при тяжелом токсикозе или при резус-конфликте, когда ребенок еще находился в утробе матери, или во время родов. Задаваться вопросом в кого он такой? И кто виноват? Бесполезно, наследственность здесь ни при чем, и винить никого не стоит. Лучше сплотиться вокруг малыша и сделать все, чтобы исправить его поведение.

Как же вести  себя с гиперактивным ребенком? Самый оптимальный вариант – когда родители безоговорочно принимают своего малыша, беззаветно любят его, но проявляют при этом ласковую строгость.

Прежде  всего надо понимать, что такой ребенок болен. Но классический образ больного прямо противоположен – ребенок лежит в постели, он вял и пассивен. Этот стереотип настолько прочно внедрен в наше сознание, что мы не можем от него отрешиться и не видим в поведении гиперактивного ребенка болезнь и предъявляем к нему те же требования, что и к здоровому.

Ребенку с таким заболеванием необходимо максимально упорядочить жизнь. Как никому другому ему нужно  строго соблюдать режим дня. Здесь  родители должны проявить твердость  и решимость. Полезно вывесить на стенке подробный распорядок дня  и апеллировать к нему, как к  данности. На многих дошкольников это  действует мобилизующе. При этом следует делать поправку на то, что гиперактивный ребенок не может, например, немедленно прекратить игру, его надо предупредить заранее. Вообще таким детям приходится это напоминать неоднократно. Это их особенность, с которой нужно считаться.

Особо возбудимому  ребенку необходимо тщательно дозировать впечатления. Избыток впечатлений, даже приятных и ярких, для него тоже вреден.

Важно научиться  ловить момент, когда гиперактивный ребенок начинает перевозбуждаться. Поймав такой момент необходимо отвлечь ребенка. Детей 4-5 лет в минуты возбуждения полезно вовлекать в диалог на постороннюю тему. Следует задавать ребенку простые вопросы, требующие простых ответов.

Работая с гиперактивными детьми, нужно обращать особое внимание на обучение не счету и письму, а осмыслению происходящего, учить думать, правильно интерпретировать свои действия, мысли и чувства, а также чувства других людей. Для этого очень хорошо подходит домашний кукольный театр – ролевая игра с игрушками. Она дает возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, отрепетировать правильные адекватные модели поведения. В кукольных сценках можно проигрывать самые разнообразные ситуации, вызывающие у ребенка психологические трудности. Сценки по ходу действия должны усложняться, становиться более разнообразными, обрастать сказочными или фантастическими подробностями.

Детский сад гиперактивным детям противопоказан. Лучше даже не пробовать, чтобы не наносить ребенку душевную травму. Ему вообще нельзя общаться с большим количеством детей. Домой можно приглашать одного, максимум двух детей и держать игры под контролем, чтобы вовремя вмешаться и не дать разгореться конфликту.

Обучая  и развивая ребенка, его нужно  обязательно заинтересовать самим  процессом. Его интересы очень нестойкие  и в силу своих особенностей он не может долго удерживать внимание на одном деле. Поэтому необходимо чередовать виды деятельности, привносить в процесс что-то новое, подкрепляя интерес ребенка разными способами.

Поскольку у всех гиперактивных детей очень рассеянное внимание, нужно постараться, чтобы во время занятий их ни чего не отвлекало. Американский врач Д. Рэншоу советует при работе с такими детьми оставлять письменный стол совсем пустым и ставить его у однотонной стены, а также избегать при оформлении детской комнаты или детского уголка ярких красок и сложных орнаментов. Школьники должны готовить уроки в полной тишине, а малышам не следует давать сразу много игрушек.

С гиперактивными детьми нужно быть очень внимательными и в мягкой форме объяснять обычные нормы поведения.

Частая  ошибка родителей и педагогов  заключается в том, что от гиперактивного ребенка требуют одновременно сосредоточенности, усидчивости и внимания, т.е. возлагают на него триединую задачу, с которой не каждый взрослый в состоянии справиться. А ведь именно эти качества у детей в дефиците.

Гораздо полезнее тренировать каждое качество в отдельности, т.е., например, развивая усидчивость, нельзя требовать активного  внимания. И наоборот, когда ребенок  учится быть внимательным, нельзя загружать  его интеллектуально.

И конечно, гиперактивным детям надо давать возможность выплеснуть свою энергию. Надо приобщать их к разным видам спорта, учить танцевать, плавать. При этом их не следует записывать в секции, где тренеры ориентированы на достижение результатов и добиваются жесткой дисциплины. Для детей это будет чрезмерной нагрузкой, вредной для здоровья.

Психологическая коррекция заключается в предпочтительной терапии поведения, особенно, если психолог научит родителей специальным приемам, помогающим контролировать поведение ребенка. Часто и ребенка учат специальным техникам, помогающим ему учиться в школе. Другая прекрасная возможность – психотерапия, особенно если ребенок страдает низкой самооценкой.

  • Общайтесь с другими родителями, столкнувшимися с той же проблемой.
  • Сделайте все возможное для повышения самооценки ребенка, ведь из-за дефицита внимания он может неправильно понимать указания и другую информацию, поэтому все вокруг беспрестанно его поправляют.
  • Сразу хвалите и награждайте за хорошее поведение.
  • Будьте последовательны в вопросах дисциплины; если кто-то остается с ребенком в ваше отсутствие, убедитесь, что он следует вашим методам.
  • Задания должны быть простыми и конкретными («Почисть зубы, а теперь одевайся» — но не «Собирайся в школу»).
  • Поддерживайте ребенка во всем, в чем он силен, особенно в спорте и внешкольных занятиях.
  • Установите определенные правила, касающиеся режима, еды, сна, просмотра телепередач.
  • Не допускайте, чтобы уроки занимали все свободное время ребенка; играть и двигаться для него не менее важно.

В комнате  ребенка должно быть как можно  меньше предметов, игрушки должны быть убраны так, чтобы не отвлекать его  внимание.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гиперактивное расстройство и дефицит внимания – минимальное органическое поражение мозга. Это психическое заболевание, которое часто случается в детском возрасте.

Причиной  гиперактивного поведения детей может быть не только минимальная мозговая дисфункция, как считает большинство авторов, занимающихся данной проблемой, но и взаимоотношения в семье, личностные характеристики матери, так как именно матери проводят большую часть времени с ребенком 7-10 лет (в этом возрасте наблюдается наибольшее проявление гиперактивного поведения). Следовательно, сочетание доминантности и эмоциональной неустойчивости матери может стать причиной формирования у ребенка гиперактивного поведения.

Оно проявляется  в постоянном невнимании, гиперактивности и импульсивности. Ребенок не выглядит больным в традиционном понимании этого состояния, но оставление гиперактивного расстройства без внимания, в будущем может создать для ребенка значительные трудности в учебе, межличностных отношениях, в социальном и эмоциональном развитии, что в свою очередь может привести к возникновению асоциального поведения. Поэтому необходимо раннее выявление гиперактивного расстройства с дефицитом внимания, разработка целенаправленных программ коррекции детей, характеризующихся гиперактивным поведением, с привлечением педиатров, невропатологов, психологов, психиатров, педагогов и родителей.

Психолог-консультант, работая с гиперактивными детьми и составляя для них коррекционные программы, должен уделять больше внимания  работе  с близкими этих учащихся, особенно с матерями.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1.    Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников.- Ростов н/Д: Феникс, 2004. 352с.
  2.    Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института   Психотерапии, 2001. - 96 с.
  3.    Брязгунов И.П., Касаткина Е.В. Современное состояние вопроса о лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей (обзор литературы) // Детский доктор. - 1999. - № 5. - С. 21-23.
  4.    Возрастные особенности психического развития детей  / Под ред. И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной. - М., 1982. - 101 с.
  5.    Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2001. - 858 с.
  6.    Добсон Дж. Непослушный ребенок. Практическое руководство для родителей.  - М.: Пенаты, 1992. - 52 с.
  7.    Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания //Дефектология.-1999. №1. - С. 31-36.
  8.    Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - М.: Академия, 2005. - 256 с.
  9.    Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. - №4. - 2000. - С.2-6.
  10. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников.  - М.: Рос.пед.агентство, 1987. - 125 с.
  11. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. -  М.:НИИ семьи, 1997. - 64 с.
  12. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей в России.  - М.: РАРОГЬ,1997. - 67 с.
  13. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.  - М.: Генезис, 2000.  - 192 с.
  14. Славина Л.С. Трудные дети /Под ред. В.Э. Чудновского.-М.: Педагогика, 1998.-234 с.
  15. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте.  - М.:Медицина, 1986. - 159 с.
  16. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения  детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом.  - С., 1997. - 58 с.
  17. Шишова Т. Гиперактивный ребенок //Будь здоров.-2005.-№12.-С. 72-76.
  18. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями.  - СПБ.: ИМАТОН, 1997.- 136 с.

 

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.effecton.ru/

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://centercep.ru/

 




Информация о работе Синдром дефицита внимания и гиперактивность