Синергетический подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:33, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время к деятельности преподавателя предъявляются новые требования. И здесь можно выделить две группы задач, которые предстоит решать преподавателю. Первая группа задач, связана с трансляцией учебного материала, а вторая объединяет задачи активизации творческого потенциала обучающихся, стимулирования их самостоятельности в поиске и решении учебных проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

Синергетика.docx

— 33.40 Кб (Скачать файл)

принципов развития творческой личности, создать новые условия для раскрытия творческих способностей. Такой подход предполагает возможность и необходимость выделения новых принципов развития творческих способностей обучающихся, к которым относятся:

  1. принцип признания самоценности каждой личности. С позиций синергетики личность есть открытая возможность;
  2. принцип флуктуации (отклонения) творческого мышления. Любая функционирующая система не является стабильной, в ней неизбежно накапливаются отклонения, которые ведут к хаосу и могут даже вызвать ее распад. Процесс осознания самого себя приводит к «порядку через флуктуацию»;
  3. принцип противоречивости процесса развития творческих способностей. Самоорганизация возможна при неоднородности системы, при наличии неравновесных структур. Развитие в синергетике понимается как самоактуализация имеющихся потенциальных возможностей системы, а не как наведение порядка извне;
  4. принцип диссипации (самовыстраивания) творческих способностей. Согласно положениям синергетики, в результате флуктуационных изменений, происходящих в системе, начинается процесс диссипации - самовыстраивание регулярной структуры на уровне кооперативного, согласованного взаимодействия частиц, образующее новую стационарную структуру;
  5. принцип единого темпомира (темпа развития) обучающего и обучающегося в процессе развития творческих способностей. В процессе эволюции открытые неравновесные системы интегрируются в сложные целостные структуры, развивающиеся в разном темпе;
  6. принцип возрастной сензитивности в развитии творческих способностей. В динамической, постоянно меняющейся модели развития личности творческие способности можно представить в виде то открывающихся, то закрывающихся возможностей, где момент открытия есть

некий момент истины, сензитивности. Если этот момент будет упущен, то многие способности уже не смогут раскрыться в полной мере.

Синергетический подход к учебному процессу, как полагает Г.Г. Малинецкий [1, С.67], заключается в том, чтобы правильно сформулировать стратегические цели образования и понять, что оказывается параметрами порядка, определяющими ход процесса. Он предлагает не расширять учебный план, а напротив сокращать аудиторные часы и перенести центр тяжести на самостоятельную работу, что будет способствовать развитию у обучающихся навыков «самоорганизации», необходимых для профессиональной деятельности.

Важность и необходимость самостоятельной работы студентов давно доказана учеными, однако реальная ее организация остается весьма актуальной проблемой. Самостоятельная работа играет ведущую роль не только в овладении профессиональными знаньями и умениями специалиста определенного профиля, но главное - в формировании его личности. Дело не только в том, что самостоятельное решение проблемы делает ее более надежной в предстоящей работе, и не только в том, что самостоятельное постижение истины открывает более широкие возможности творческого применения накопленного знания. Основное значение такой работы студентов заключается в том, что она способствует развитию личности, в основе которой доминирует универсальный фактор развития общества - самостоятельный труд человека.

Именно такой точки зрения придерживаются современные ученые [1,С.44]. Пути преодоления трудностей учебного и педагогического плана они видят в новых способах их структурирования, обновленных методах преподавания, опирающихся на самостоятельную познавательную активность, направленных на приобретение самостоятельной обработки взглядов, самостоятельной постановки и решения проблем, в том числе в коллективной работе. Для этого необходимо создать сложную и многовариантную ситуацию, находящуюся в состоянии нестабильности, для разрешения которой требуется целый комплекс методов, реализующих как абстрактно-логические, так и образно-интуитивные познавательные способности обучающихся.

Поэтому с позиции синергетики естественно рассматривать студента как самоорганизующуюся и развивающуюся систему, способную к рефлексии и самообучению. Самоорганизация проявляется в самосогласованном функционировании системы - студента как субъекта обучения, за счет ее прямых и обратных связей с внешней средой. Внешней средой является среда обучения, которая в свою очередь сама развивается и на современном этапе может быть охарактеризована такими категориями, как динамичность, междисциплинарность, информатизация. Перед высшей школой стоит задача подготовки профессионально мобильного, способного адаптироваться к изменениям внешней среды преподавателя, преподавателя, наделенного способностью к целенаправленному поиску, принятию решений и самоорганизации.

В точках бифуркации, которые представляют собой альтернативные развилки веера возможностей, имеющих вероятностный характер реализации, возникают благоприятные условия для сравнительно-сопоставительного изучения многовариантной ситуации, выстраивания вместе со студентами путей развития, поиска объяснения механизмов возникновения нового [1,С.19].

Основной функцией саморазвивающихся систем является управление. В настоящее время предпринимаются попытки построения модели управления в соответствии с принципами синергетики. В таких моделях целью управления является согласованное взаимодействие элементов системы, которое бы обеспечило и функционирование элементов, и существование всей системы в целом.

Классический, традиционный подход к управлению представляет собой целенаправленное воздействие на систему или процесс, который осуществляется по схеме: управляющее воздействие - желаемый результат (например, качество образования). При этом результат пропорционален приложенным усилиям: мощное воздействие - больший эффект.

С позиций синергетического подхода управление качеством образования заключается в выборе таких воздействий на систему, которые были бы согласованы с её внутренними свойствами. Синергетика отвергает метод прямого воздействия на открытые неравновесные системы, но правильно организованные, резонансные воздействия на сложные системы, которой является и система образования, очень эффективны. Правильные внешние влияния «подталкивают» систему на один из собственных путей развития и может привести к существенным качественным изменениям в образовательном процессе. Это, по мнению В.Г.Рындак [1,С.43], позволяет рассматривать управление качеством образования в целостности, «не в воздействии извне или изнутри, а в инициировании внутренних возможностей системы, интегративности нравственных и эстетических критериев, отражающих духовность мира».

Система управления развитием личности в контексте синергетической парадигмы должна приобрести новое содержание, связанное с нелинейным характером развития.

Управление связано с тем, что объект управления способен воспринимать, хранить и перерабатывать такую информацию, которая способна помочь не только сохранить старые связи внутри системы, но и формировать новые, нужные тем, кто управляет, ставит задачи и отвечает его целевым установкам.

Научно - теоретические и практические проблемы управления образовательными системами осуществляются в рамках определенных, общественно санкционированных познавательных моделей. В таких моделях целью управления является создание условий для согласованного взаимодействия элементов системы, которое бы обеспечило их функционирование и существование всей системы в целом. Система образования демонстрирует взаимодействие многочисленных противоречий. С одной стороны, это - жесткая структурированная система, а с другой, многочисленные попытки осуществления образовательных реформ. Столкновение этих противоречий может привести к дисбалансу (хаосу). В

настоящее время предпринимаются попытки применения некоторых идей теории хаоса к управлению системой образования. Теория хаоса открывает новые перспективы развития, рассматривая хаос, как новые возможности. Согласно синергетике, мир имеет всегда определенные структуры, упорядоченные тем или иным образом. Нет абсолютной бесструктурности и абсолютного беспорядка. Есть структура и упорядоченные формы, не укладывающиеся в известной науке модели описания.

С точки зрения синергетики, любые структуры (духовные, личностные и др.) рождаются из хаоса. Поэтому в принципе устранять негативные явления не только невозможно, но и нецелесообразно. Задача педагога состоит не столько в устранении элементов динамического хаоса для построения структуры позитивного качества, сколько в ускорении прохождения деструктивной фазы развития, перерастания ее в позитивную и в содействии плодотворному развитию этой фазы, ее продолжительному существованию.

По нашему мнению, в любой образовательной системе существует множество нестабильных, неустойчивых состояний, причем эта неустойчивость, не является её негативной характеристикой. Периоды неустойчивости перемежаются периодами стабильности, которые обеспечиваются многообразием, избыточностью элементов образования как системы. За счет этого система обеспечивает себе динамику, развитие.

Проблемы управления развитием образовательных систем состоят в признании необходимости сосуществования многих альтернативных подходов и утверждают так называемый «неагрессивный» стиль общения.

 

Литература:

 

  1. Игнатьева, Е.Ю. Менеджмент знаний в образовании [Текст] / Е.Ю. Игнатьева // Управление инновациями в образовании: сборник науч. статей - СПб.: ЛОИРО, 2006.
  2. Леонтьева, М.П. О самоопределении студентов в профессиональной деятельности [Текст] / М.П. Леонтьева // Современно образование: инновационный потенциал «умной экономики» России: материалы международной конференции.- Томск: ТГУСУИР, 2007.
  3. Смирнов, С Л.. Опыт проведения групповых курсовых проектов [Текст] / С.Л. Смирнов // Современно образование: инновационный потенциал «умной экономики» России: материалы международной конференции: Томск: ТГУСУИР, 2011.
  4. Павлов, Е.Ю. Роль менеджмента знаний в системе тенденций высшего образования [Текст] / Е.Ю. Павлов // Личность, общество и образование в современной социокультурной ситуации: межвузовский сборник науч. трудов. - СПб.: ЛОИРО, 2007.
  5. Преображенский А.А. Реализация принципов менеджмента знаний в учебном процессе по образовательной программе для магистров по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» [Текст] / А.А. Преображенский // Образование через века: сб. статей по материалам конференции с международным участ. «Образование через века: от братьев Лихудов к Новгородскому государственному университету им. Ярослава Мудрого». - Великий Новгород, 2010.
  6. Яшин, Е.Ю. Менеджмент знаний в организации образовательного процесса в высшей школе [Текст] / Е.Ю. Яшин / Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке: материалы XIV международной конференции.Т.1. - СПб.: Политехнический Университет, 2012.

Информация о работе Синергетический подход