К антисуицидальным факторам
относятся:
- эмоциональная привязанность к значимым
родным и близким;
- выраженное чувство долга, обязательность;
- концентрация внимания на состоянии
собственного здоровья, боязнь причинения
себе физического ущерба;
- учет общественного мнения и избегание
осуждения со стороны окружающих, представления
о позорности самоубийства и неприятие
(осуждение) суицидальных моделей поведения;
- убеждения о неиспользованных жизненных
возможностях;
- наличие жизненных, творческих, семейных
и других планов, замыслов;
- наличие духовных, нравственных и эстетических
критериев в мышлении;
- психологическая гибкость и адаптированность,
умение компенсировать негативные личные
переживания, использовать методы снятия
психической напряженности.
- наличие актуальных жизненных ценностей,
целей;
- проявление интереса к жизни;
- привязанность к родственникам, близким
людям, степень значимости отношений с
ними;
- уровень религиозности и боязнь греха
самоубийства;
- планирование своего ближайшего будущего
и перспектив жизни;
- негативная проекция своего внешнего
вида после самоубийства.
Чем большим количеством
антисуицидальных, жизнеутверждающих
факторов обладает человек, в частности
подросток, чем сильнее его «психологическая
защита» и внутренняя уверенность в себе,
тем прочнее его антисуицидальный барьер.
Истории и сказки могут
выступать эффективным средством
формирования и развития антисуицидальных
факторов, и, следовательно, средством
профилактики суицидального поведения.
Психологу в процессе работы, важно понять
какие факторы у ребенка уже сформированы
и их можно укреплять, а какие факторы
необходимо и возможно сформировать.
Схема использования сказки
для профилактических целей достаточно
проста:
- Прослушивание истории или сказки.
- Анализ сказки и проведение параллели
с жизнью ребенка.
- Предложение ребенку придумать сказку
на заданную тему.
- Анализ авторской сказки и проведение
параллели с жизнью ребенка
Биргитта Брун пишет: «В процессе
слушания сказки, или участия в ее интерпретации,
часто происходит символическое освобождение
от оков собственного прошлого, что может
давать хотя бы минутное облегчение и
чувство комфорта и поддержки, даже если
психическая болезнь тяжела и нет шансов
на существенное изменение».
Литература:
- Абрумова
А.Г.. Тихоненко В.А. Диагностика суицидального
поведения. Методические рекомендации.
– М.: 1980. – 55 с.
- Банщикова
Е.Г. Философские и методологические основы
психопатологического анализа самоубийства.
//http://www.rusmedserv.com/psychsex/su.shtml (Русский
Медицинский Сервер; 24.01.2002).
- Зинкевич
– Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы
со сказкой. Спб.: Речь, 2007.
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2003.
- Киселева М.В. Арт – терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В.Киселева. – Переизд. – Спб.: Речь, 2012.
- Ненастьев
А.Н. Самоубийство как девиантное поведение/Ненастьев
А.Н.- М: Прогресс, 2000.
- Разноцветное
детсво: сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия
/ под ред. Е.В. Свистуновой. – М.: Форум,
2012.
- Сакович
Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия
в профилактике и коррекции суицидального
поведения подростков. – М.: Генезис, 2012.
- Старшенбаум
Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия.
- М. С 77 «Когито-Центр», 2005.