Смысл и специфика психологической помощи.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 18:12, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте рабочее определение понятию ''психологическая помощь''.
2. Чем объясняется специфика ситуации обращения за психологической помощью?
3. Дайте определение понятию ''психологическая информация'', назовите способы ее получения.
4. Определите, какое из высказываний несет психологическую информацию (обоснуйте ответ):
• Сегодня он купил ботинки черного цвета.
• Недавно она, неожиданно для всех, изменила цвет волос.
• Он каждый день выглядит по-разному

Вложенные файлы: 1 файл

Богатова Практикум по решению профессиональн. задач.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Тема: Смысл и специфика психологической помощи.

Вариант 1.

1. Дайте рабочее определение понятию ''психологическая помощь''.

2. Чем объясняется специфика ситуации обращения за психологической помощью?

3. Дайте определение понятию ''психологическая информация'', назовите способы ее получения.

4. Определите, какое из высказываний несет психологическую информацию (обоснуйте ответ):

• Сегодня он купил ботинки черного цвета.

• Недавно она, неожиданно для всех, изменила цвет волос.

• Он каждый день выглядит по-разному

 

 

1. Дайте рабочее определение понятию ''психологическая помощь''.

 

Понятие “психологическая помощь” отражает некоторую реальность, некую психосоциальную практику, полем деятельности которой является совокупность вопросов, затруднений и проблем, относящихся к психической жизни человека. Уже такое, предварительное, хотя и очевидное, допущение требует, в свою очередь, уточнения границ понятий “психика”, “психическое”. И здесь, думается, небезосновательным критерием может послужить широко распространившееся в последние десятилетия как в отечественной, так и в зарубежной психологии представление о человеке как о трехуровневом единстве: физическом (body), психоэмоциональном (mind) и духовном (spirit). Даже такое схематическое членение понимания человека довольно явственно указывает на сферу приложения усилий, отражаемых словосочетанием “психологическая помощь”. Очевидно, что областью деятельности соответствующего специалиста является широкий круг проблем, относящихся именно к срединному звену указанного трехчлена: проблемы, в которых отражаются особенности психической жизни человека как социального существа, равно как и особенности сообщества, в которых отражается психологическая специфика его функционирования. Логично поэтому исходить из такого понимания психологической помощи, которое очевидно вытекает из самого трезвого, пусть многократно критикуемого, но от этого отнюдь не утратившего свое простодушное обаяние понимания, называемого здравым смыслом. Психологическая помощь есть область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении разнообразных проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме.

Ясно поэтому, что понимание проблематики психологической помощи связано с пониманием психики как такого пространства (уровня, способа) человеческого бытия, многообразие и многогранность которого и определяет совокупность проблем в деятельности соответствующего специалиста: межличностные отношения, эмоциональные внутриличностные (как глубинные, так и ситуативные) конфликты и переживания; проблемы социализации (выбор профессии, создание семьи, разные формы общественных отправлений), проблемы персонализации (возрастные и экзистенциальные), т.е. весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общественного существа, наделенного психикой. 

 

 

2. Чем объясняется специфика  ситуации обращения за психологической  помощью?

 

 

Психолог должен обладать поведенческой гибкостью и уметь менять позиции в зависимости от специфики ситуации (особенности клиента; стадии сессии; техники, которую он применят).

Выделяют три позиции, которые может занимать специалист в процессе психологической сессии: 1) позиция «сверху» - авторитарная; 2) позиция «снизу» - либеральная; 3) позиция «на равных» - демократическая или партнерская. Психолог должен обладать поведенческой гибкостью и уметь менять позиции в зависимости от специфики ситуации (особенности клиента; стадии сессии; применяемой техники).

Существует три основных способа решения проблемы клиента:

1) изменить отношение к цели;

2) изменить цель (в процессе сессии клиент приходит к осознанию того, что истинное его желание заключалось в ином);

3) дать клиенту то, что он хочет (найти способ достижения цели). В некоторых ситуациях первый  способ - изменение отношения к  цели - может стать переходным  моментом ко второму - изменение цели.

Психологическая сессия имеет свое логическое завершение, которое заключается в достижении результата. Эффективность психологической помощи - его конечный итог - определяется наличием положительных изменений у клиента на психическом и поведенческом уровнях. Результат может быть успешным, неуспешным и средним и проявляется через определенный временной промежуток. Однако уже в конце сессии специалист может наблюдать положительные изменения в эмоциональном состоянии клиента. Оценка результативности психологической помощи определяется не только наличием объективных показателей (тесты), и субъективной оценкой, которая зависит от того, кто оценивает эффективность: сам специалист, клиент или вовлеченные лица (родственники, лечащий врач, педагог, социальный работник).

К признакам результативности, по Р.С. Немову можно отнести: 1) субъективное совместное чувство удовлетворения после сессии как у психолога, так и у клиента; 2) данная субъективная удовлетворенность подтверждается объективными данными (изменением отношения к проблеме у клиента, результатами психологического исследования); 3) наличием положительных изменений, которые и были целью психологической помощи; 4) влияние на один аспект изменило другой (положительные изменения на личностном плане в положительную сторону изменили межличностные отношения). На успешность процесса влияют субъективные и объективные факторы. Субъективные факторы:

    • ¦ кто оценивает (консультант, клиент, вовлеченные лица);
    • ¦ позиция оценивающего (понимание сути проблемы, ее скрытых механизмов; желание решить данную проблему или признание возможности ее решения);
    • ¦ наличие у клиента реальной, а не выдуманной проблемы;
    • ¦ присутствие у клиента искреннего желания решить предъявленную проблему;
    • ¦ ощущение клиентом безопасности во время сессии. Объективные факторы:
    • ¦ профессионализм специалиста (образование, опыт, адекватность психологического диагноза методам психологического воздействия);
    • ¦ следование специалистом правилам ведения психологической сессии.

Правила ведения психологической сессии:

1. Уделять до восьмидесяти процентов  времени на сбор информации. Только  обладая полной информацией о  проблеме, специалист может поставить  правильный психологический диагноз, выявить источник проблемы, подобрать  адекватные меры психологического воздействия.

2. Перед тем как исследовать  способы решения проблемы, необходимо  изучить индивидуальные особенности  клиента, систему ценностей и  убеждений, социальные условия его  жизни.

3. Специалист должен помнить: никогда  в процессе психологической помощи перед ним не стоит задача «расколоть» или «переиграть» клиента. Он должен только помочь человеку познать себя и мощь своего духа:

4. Психолог должен встретиться  с клиентом в его, а не в  своем мире. Цель психолога заключается  не в «подгонке» под некий стандарт, усредненное. Постигнув мир клиента, специалист найдет и разумные способы помощи ему. Если этого не произойдет, то специалист будет решать не проблемы клиента, а свои.

5. Предложение клиенту истолкования  его исповеди специалистом должно происходить в предположительной, а не безапелляпионно-утвердительной форме.

6. Возражения клиента на высказывания  специалиста о сути его проблемы, способы ее решения не всегда  являются сигналом неверного  толкования. Они могут быть проявлением  защитной реакции в том случае, если специалист прав, а также попыткой проверки клиентом своих сомнений.

7. Разделение личных и профессиональных  отношений.

 

 

 

3. Дайте определение понятию ''психологическая информация'', назовите способы ее получения.

 

 

Что такое информация о человеке? Это могут быть конкретные знания о конкретном человеке, это могут быть и знания о его близких, о социальной и экономической обстановке, его окружающей, это могут быть знания, характеризующие его как биологическое существо и т. п. Все эти знания позволяют судить о поле, возрасте, способах мышления человека, его чувствах и желаниях, о его возможностях действовать в окружающем мире. О человеке говорят и предметы, созданные и используемые им.

Есть очень интересная точка зрения на происхождение человеческой истории, высказанная академиком Б.Ф. Поршневым. Она основана на понимании материальных потребностей человека, его нужды в конкретных предметах или свойствах этих предметов: остром ноже, длинном копье, емком сосуде и т. п.

Б.Ф. Поршнев утверждает и убедительно показывает, что норма поведения каждого человека в первобытном обществе состояла в том, что он раздаривал результаты своего труда. Другими словами, производя больше, чем было нужно для восстановления сил, затраченных на производство, человек стремился угостить и одарить других. Как отмечал Б.Ф. Поршнев, «на заре истории лишь препоны родового, племенного, этнокультурного характера останавливали в локальных рамках «расточительство» и тем самым не допускали разорения данной первобытной общины или группы людей»1.

«Отдать» — это норма отношений в первобытном обществе, это форма воздействия на другого человека с помощью добытого из природной среды продукта, средства обеспечения жизненных благ.

Этот продукт — пища, орудие, одежда — выполнял роль регулятора человеческих отношений, так как он нес в себе особый род влияния человека на человека, в котором проявляется индивидуальность каждого из них. Это могло выглядеть как такой монолог:

— У меня есть острый камень. У тебя нет. Мне его не надо, возьми его себе. А может быть, такой:

— Возьми орех.

— Беру. Хороший орех. А ты возьми мой банан.

Здесь предметы выполняют свою суггестивную функцию, то есть регулирующую отношения людей с помощью известных им функций предметов. И острый камень, и орех, и банан не просто попали в поле восприятия человека, а они создали соответствующее отношение, которое может быть передано через этот предмет другому человеку. В первом монологе — это отношение заинтересованности-незаинтересованности в предмете, во втором диалоге — это отношения взаимной приязни, проявляемые через обмен продуктами.

Человек может сам проявить отношение к предмету, увидеть в нем и потребности других людей в качествах предмета — в его вкусе или остроте, как в наших примерах, но это возможно, по мнению Б.Ф. Поршнева, только потому, что раньше это отношение было проявлено к предмету и его свойствам другими людьми Те же качества острого камня или вкусного ореха определили его отношение с другим человеком, только позже оно становится его индивидуальным отношением, которое будет применяться как воздействие на другого человека.

Это известный закон развития высших психических функций, сформулированный Л.С. Выготским, который говорит о том, что каждая психическая функция была раньше разделена между людьми, а затем стала способом самоорганизации одного человека.

Как писал Б.Ф. Поршнев, организм человека стал производить действия, не диктуемые его собственной сенсорной сферой. Человек стал ориентироваться на значение производимых им предметов, на то значение, которое включало в себя человеческие отношения, регулировало их, создавало их.

Чтобы был установлен предел стремлению первобытного человека отдавать и дарить произведенное им, общество создало специальные нормы для регуляции пределов дарения. Это привело к тому, что появилось множество человеческих общностей, обособленных друг от друга по разным, даже случайным, признакам. Общие нормы регуляции процесса отдавания произведенных благ объединяли их и одновременно ограничивали от других общностей. Эти общие нормы и фиксировались в едином для общности людей языке, который выполнял главную функцию — воздействие на другого человека.

Недаром многие лингвисты предполагают, что глаголы древнее, чем существительные, при этом глаголы были сначала побудительными, повелительными, воздействующими непосредственно на действие человека. Повелительную функцию выполняет глагол во всех временах: начали! начинайте! начинать! начнем!, отглагольным существительным — начало!

Из изложенной выше гипотезы академика Б.Ф. Поршнева можно выделить следующие особенности информации о человеке: она создана другими людьми и передана человеку через предмет или слово; цель передачи этой информации —воздействие, изменение действий человека; эта информация объединяет человека с одними людьми и одновременно разъединяет с другими.

Итак, важнейшее свойство информации об индивидуальности человека — она создана другими, передается ему и после усвоения становится основой само-Регуляции.

Однако психологическая информация принимается человеком от других людей через воздействие их на него. Это воздействие имеет разную силу: от минимальной — только слегка меняющей рисунок действий, до максимальной — разрушающей необратимо действия человека.

Видимо, в процессе истории человеческого общества для регуляции силы воздействия людей друг на друга появились специальные механизмы. Можно согласиться с Б.Ф. Поршневым, что важнейшим приобретением человечества стало молчание как реакция на воздействие или бездействие. Молчание, бездействие Б.Ф. Поршнев справедливо называет «воротами к мышлению», это первый шаг в становлении внутреннего мира человека.

Защитные механизмы личности, которые сегодня подробно описаны психологами, тоже можно рассматривать как барьеры на пути воздействия одного человека на другого. Проекция, регрессия, вытеснение, замещающая деятельность, сублимация и другие защитные механизмы личности выполняют роль фильтров в получении информации о себе от другого человека. В этом проявляется диалектический закон единства и борьбы противоположностей: есть воздействие человека на человека, есть и противодействие человека человеку, возникшее и существующее в этом воздействии.

Таким образом, есть возможность описать важнейшее, на наш взгляд, свойство психологической информации — она динамична, каждый ее статистический элемент требует соотнесения с более широким контекстом — прошлым, будущим, настоящим сообщаемой информации. Недаром, характеризуя какого-то человека, обязательно вводится момент временной отнесенности: как часто? всегда ли он такой, каким представляется сегодня? каким он был раньше? что с ним будет?

Это не случайно, так как содержательно психологическая информация предполагает воздействие, а оно должно быть, как любое действие, спланировано, в нем обязательно есть, говоря словами И.И. Бернштейна, «модель потребного будущего».

Информация о работе Смысл и специфика психологической помощи.