Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 08:41, контрольная работа
Впервые это понятие появилось в работах немецкого философа Христиана Вольфа (1689-1754), в частности, в его книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология». Принято считать, что психология как научная дисциплина оформилась в конце XIX века в связи с применением научных методов исследования в лаборатории экспериментальной психологии под руководством немецкого ученого В. Вундта.
Введение…………………………………………………………………………………......3
1. Предмет и структура современной психологии ……………………………………....4
2. Основные теоретические концепции психологического объяснения поведения
личности ...............................................................................................................................6
3. Методы современной психологии ……………………………………………............11
4. Использование данных современной психологии в правоохранительной практике…………………………………………………………………………………………..19
Заключение ……………………………………………………………………...……......22
Список литературы ………………………………………………………………………23
Когнитивная концепция поведения
исходит из приоритетной роли перечисленных
психических явлений как
6. Гештальтпсихология.
Приверженцы гештальтпсихологии (нем. gestalt — форма, структура, фигура) видят в поведении человека реализацию его жизненной стратегии, корректируемой с учетом жизненных стратегий других. В основе такого понимания лежит основной постулат гештальтпсихологов, согласно которому человек воспринимает окружающий его мир в виде целостных образов, а не путем последовательного накопления и суммирования ощущений. Согласно методологии гештальта, человеческая природа (если под ней понимать психическую жизнь) организована в виде целостностей и только таким образом может быть воспринята и понята. Человек взаимодействует с окружающим миром, выделяя в нем актуальные для него в данный момент целостности. Что же касается поведения людей в организации, то его нужно понимать как одно из проявлений их бытия, переживаемое в виде единого образа.
Этот образ будет индивидуально различным в силу индивидуальности восприятия. Для одного сотрудника помещение, в котором он работает, будет выступать в качестве фигуры, а все остальное (включая сотрудников) — как фон. Для другого фигурой будет являться личность руководителя, а остальные сотрудники — фоном, и т.д. Сама же организация, очевидно, не для всех сотрудников будет являться целостным объектом восприятия и отношения, поэтому для гештальтпсихологов, изучающих феномен организационного поведения, описание происходящего «здесь и теперь» будет важнее поиска объяснения его причин.
7. Концепция групповой динамики.
Концепция групповой динамики строится на утверждении о прямой обусловленности (детерминированности) поведения человека коллективным поведением группы, в первую очередь малой. Из такой точки зрения следует, что поведение человека в организации непосредственно связано с коллективной деятельностью, в которой он участвует, и является ее продуктом. В связи с этим анализировать и прогнозировать поведение людей на работе необходимо в контексте процессов группообразования в организации, внутригруппового взаимодействия и стадий развития группы.
8. Социологические теории, объясняющие
особенности и факторы
Напомним,
что социология изучает главным
образом поведенческую
В социологии (так же, как и в психологии) пока не сложилось единого целостного представления о собственном предмете исследования — обществе. В частности, существуют два противоположных взгляда на соотношение человека и общества:
Методы юридической психологии рассматриваются прежде всего как методы познания для решения практических вопросов в условиях осуществления правоприменительной деятельности. Предлагается методологический аппарат юридической психологии, классификация применяемых методов в зависимости от цели (методы научного исследования, методы психологического воздействия на личность, методы судебно-психологической экспертизы), даются их характеристики.
Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных закономерностей, подходы ученых к классификации методов различны. Эти методы можно классифицировать как методы собственно юридической психологии, а также как методы по целям и способам исследования.
I. Методы юридической психологии:
- психологический анализ уголовного дела;
- метод психоанализа, способствует
более глубокому и
II. По целям исследования методы юридической психологии делятся на три группы:
1. Методы научного исследования. С их помощью изучаются:
- психические закономерности
человеческих отношений,
- разрабатываются научно
обоснованные рекомендации для
практических работников, занимающихся
работой по борьбе или
2. Методы психологического
воздействия на личность. Они
осуществляются должностными
Их цели:
- предупреждение преступной деятельности;
- раскрытие преступления и выявление его причин;
- перевоспитание преступников,
адаптация (приспособление) их к
условиям нормального
Они основаны на: уголовно-процессуальной
регламентации, научных методах
психологии и тесно связаны с
криминалистикой, криминологией, исправительно-трудовой
педагогикой и другими
3. Методы судебно-
Цель - наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.
III. Методы способов исследования
(классификация методов
1-я группа. Организационные методы:
- сравнительный метод
- способ изучения психических
закономерностей посредством
- лонгитюдный метод - (от англ. долгота) - многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;
- комплексный метод -
в исследовании участвуют
2-я группа. Эмпирические методы:
а) наблюдение - целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта;
б) самонаблюдение - наблюдение, объектом которого являются психические состояния, действия самого объекта;
в) эксперимент - это активное
вмешательство в ситуацию со стороны
исследователя, осуществляющего планомерное
манипулирование одной или
г) психодиагностические методы:
- тесты - стандартизированные опросники, в результате применения которых делается попытка получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого психического явления или личности в целом;
- анкетирование - один
из групповых методов опроса
по заранее разработанным
- опрос - представляет
собой метод, основанный на
получении необходимой
- социометрия - метод
психологического исследования
межличностных отношений в
- интервью - метод, заключающийся
в сборе информации, получаемой
в виде ответов на
- беседа - метод, предусматривающий
прямое или косвенное
д) анализ результатов деятельности - метод опосредствованного изучения психических явлений по практическим результатам, предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности человека;
е) биографический метод - изучение личности по имеющимся фактам ее биографии;
ж) моделирование - это создание искусственной модели изучаемого явления, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели исследуется данное явление и делаются выводы о его природе. Применяется в том случае, когда применение других методов затруднено или невозможно.
3-я группа. Методы обработки данных:
- количественный (статистический)
метод - некоторые методы прикладной
математической статистики, используемые
в психологии в основном для
обработки экспериментальных
- качественный метод
- установление различных
4-я группа. Интерпретационные методы:
- генетический метод - способ изучения психических явлений, состоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низших форм к высшим;
- структурный метод -
установление структурных
Характеристика и условия действенности методов
юридической психологии
Выбор методов изучения
личности субъектов различных
Прежде всего остановимся на методах, которыми широко пользуются не только психологи, но и сами юристы в своей практической деятельности в процессе расследования преступлений, в ходе рассмотрения уголовных дел, гражданско-правовых споров в суде.
1. Метод беседы (интервью).
Основное назначение беседы
В ходе беседы составляется мнение о его развитии, интеллекте, психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям, людям. И хотя с помощью беседы далеко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее она помогает составить определенное мнение о субъекте, определить по отношению к нему наиболее тактически правильную линию поведения.
Со своей стороны во
время беседы юристу следует произвести
благоприятное впечатление на своего
партнера по общению, пробудить у
него интерес к обсуждаемым
Вопросы о личности того, с кем проводится беседа, не следует задавать с самого начала. Лучше, если они возникнут естественно как следствие разговора на более нейтральные по своему содержанию темы.
Информация о работе Современная психология и правоохранительная практика