Современные теории и модели стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 14:26, контрольная работа

Краткое описание

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.
Цель данной работы – рассмотреть современные теории и модели стресса; классифицировать виды стресса.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Содержание

Введение
1. Современные теории и модели стресса. Классификация видов стресса: по стрессору, по продолжительности
2. Разработка Программы профилактики организационного стресса для конкретной должности
Заключение
Список литератур

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

 

Разработка возможной программы  профилактики организационного стресса представлена в таблице 4.

 

Таблица 4

Вид стрессора

Способы профилактики на уровне

 

работника

организации

Отсутствие профессионального  общения

Умение планировать и определять приоритеты в профессиональной деятельности

Развитие управленческой компетентности менеджеров

Низкий уровень мотивации

Самоанализ своего стиля поведения  и деятельности в аспекте управления стрессом

Развитие управленческой компетентности менеджеров

Низкая оргкультура

Умение управлять эмоциями и  эффективно их выражать

Умение конструктивно критиковать.

Умение адекватно воспринимать критику


 

Целью Программы является формирование у участников профессиональных и  личностных преимуществ, повышающих их личную конкурентоспособность:

Освоение современных прикладных технологий саморегуляции психоэмоциональных состояний, возникающих в экстремальных ситуациях управленческой деятельности

Приобретение опыта использования  психотехнологий самосбережения для  целей повышения эффективности  профессиональной и управленческой деятельности

Формирования навыков антистрессового  стиля жизни

Осуществление мер по производственной и профессиональной адаптации молодых  специалистов и рабочих

Б) В качестве должности, для которой  будет разрабатываться Программа, была выбрана «Социолог».

В таблице 5 представлена диагностика  модулей профессии и возможных  стрессоров.

 

Таблица 5

Диагностика организационного стресса 

Модуль профессии

Содержание работы

Возможные организационные стрессоры

знание социально-психологических  особенностей

проводит социологические исследования с целью разработки и внедрения мероприятий, направленных на создание на предприятии наиболее благоприятных социально-психологических условий, способствующих повышению степени удовлетворения материальных и духовных потребностей работников и производительности их труда

Вызывающее стресс поведение других сотрудников 

Высокий уровень стресса у руководителя

Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента 

Личностные характеристики

знание социальной ситуации внутри организации

разрабатывает мероприятия по наиболее актуальным вопросам и проблемам  социального характера с указанием  конкретных сроков и исполнителей, а также необходимых финансовых и материальных средств, принимает  меры по мобилизации трудовых коллективов  на выполнение этих мероприятий

Недоступность необходимых для  работы ресурсов

ответственность

совместно с психологом и другими  специалистами организации изучает  наиболее актуальные вопросы и проблемы социального характера и пути устранения причин, вызывающих текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины и т. п.

Размытые обязанности, границы  полномочий и ответственность


 

SWOT – анализ организационного  стресса:

Работник

Сильные стороны

Высокий профессиональный уровень  кадров

Многоступенчатая система обучения

Консультация руководителей организаций  по социально-психологическим проблемам  управления производством и социального  развития коллектива

Передовой отечественный и зарубежный опыт работы социологов в организации

Слабые стороны

Нехватка средств на проведение профессиональной переподготовки кадров

Разработка системы мотивации  персонала для повышения образовательного уровня

Возможности

Эффективная система контроля качества труда

Угрозы

Недостаточное материальное стимулирование профессионального коллектива

Конкуренция со стороны других организаций

Потеря части профессионального  состава из-за плохого материального  положения

Организационная среда


 

Разработка возможной программы  профилактики организационного стресса  представлена в таблице 6.

 

Таблица 6

Вид стрессора

Способы профилактики на уровне

 

работника

организации

Отсутствие профессионального  общения

Умение планировать и определять приоритеты в профессиональной деятельности

Развитие управленческой компетентности менеджеров

Низкий уровень мотивации

Самоанализ своего стиля поведения и деятельности в аспекте управления стрессом

Развитие управленческой компетентности менеджеров

Низкая оргкультура

Умение управлять эмоциями и  эффективно их выражать

Умение конструктивно критиковать.

Умение адекватно воспринимать критику


 

Целью Программы является формирование у участников профессиональных и  личностных преимуществ, повышающих их личную конкурентоспособность:

Освоение современных прикладных технологий саморегуляции психоэмоциональных состояний, возникающих в экстремальных ситуациях управленческой деятельности

Приобретение опыта использования  психотехнологий самосбережения для  целей повышения эффективности  профессиональной и управленческой деятельности

Формирования навыков антистрессового  стиля жизни

Осуществление мер по производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих

 

Заключение

 

Стресс — состояние нарушения (дезорганизации) жизненных функций  организма под влиянием факторов, нарушающих привычный образ жизни  и деятельности. Выделяются следующие основные виды профессионального стресса:

• информационный стресс — возникает  в условиях жесткого лимита времени  и усугубляется в условиях высокой  ответственности задания;

• эмоциональный стресс — возникает  при реальной или предполагаемой опасности: чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.;

• коммуникативный стресс — связан с реальными проблемами делового общения: повышенная конфликтность, неспособность  контролировать себя, неумение тактично отказать в чем-либо и т. п.

Основные правила поведения в условиях стресса:

• наблюдать за самим собой;

• искать способы «остановки» самого себя;

• перевести свою энергию в другую форму деятельности;

• задуматься над тем, что помогает снять напряжение.

Список  литературы

 

Меркулова О.С. Психология труда. – М.: Приор-издат, 2004.

Психология  труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности (реклама, управление, инженерная психология и эргономика): Словарь / Авторы-сост. Б.А. Душкова, Б.А. Смирнов, А.В. Королев  — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда  и человеческого достоинства. - М.: Издательский центр Академия, 2001.

Столяренко  Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

Стрессы в жизни. // Медицинский журнал. – 2004. - №8.

 

1 Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – с.-243.

2 Стрессы в жизни. // Медицинский  журнал. – 2004. - №8. – с.-14-15.

3 Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности (реклама, управление, инженерная психология и эргономика): Словарь / Авторы-сост. Б.А. Душкова, Б.А. Смирнов, А.В. Королев — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — С. 476 — 477.

4 Меркулова О.С. Психология труда.  – М.: Приор-издат, 2004. – с.-54.

5 Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю.  Психология труда и человеческого  достоинства. - М.: Издательский центр  Академия, 2001. - С. 125.


Информация о работе Современные теории и модели стресса