Современный транзактный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 06:22, контрольная работа

Краткое описание

В этой книге мы знакомим вас с современной теорией и практикой трансакционного анализа (ТА). Материал представлен таким образом, чтобы он был удобен как при самостоятельном изучении предмета, так и при освоении ТА групповым методом. Для иллюстрации отдельных положений теории приводятся многочисленные примеры. В книге полностью отражена программа «Официального курса ТА 101», имеющего международное значение.

Вложенные файлы: 1 файл

Современный транзактный анализ.doc

— 2.72 Мб (Скачать файл)

В настоящее время многочисленные данные, собранные путем наблюдений, позволяют нам положительно ответить на два этих вопроса, однако настоящая работа не ставит своей целью подробное описание этих исследований.

Эго-состояния и суперэго, эго, ид. Трехчленное деление личности в модели эго-состояний напоминает нам о другой известной трехчленной модели. Зигмунд Фрейд предположил существование трех «психических органов»: суперэго, эго и ид. Очевидно, что эти две модели схожи. На первый взгляд, Родитель похож на оценивающее суперэго, которое «наблюдает, приказывает; исправляет и угрожает». Взрослый имеет схожие черты с оценивающим реальность эго, а Ребенок, похоже, напоминает ид, вместилище нецензируемых инстинктов и желаний.

Сходство между двумя моделями не удивительно, если мы будем иметь в виду тот факт, что Берн готовился стать фрейдистским психоаналитиком. Некоторые авторы, однако, пошли дальше и предположили, что Родитель, Взрослый и Ребенок Берна являются лишь упрощенными вариантами психических органов Фрейда. В этом их ошибка. В своих ранних работах Берн доказывает различия между его моделью и моделью Фрейда. Первое и самое главное: каждое эго-состояние Родителя, Взрослого и Ребенка — определяется в терминах наблюдаемых поведенческих штампов. Для сравнения — суперэго, эго и ид — чисто теоретические концепции. Когда вы смотрите и слушаете меня, то не можете сделать вывод о том, нахожусь ли я «в моем суперэго» или нет. Однако путем наблюдения можно сделать вывод о том, в каком из трех эго-состояний я нахожусь.

Далее, эго-состояния связаны с людьми специфическими признаками, в то время как психические органы Фрейда являются обобщенными понятиями. Когда какой-либо человек находится в эго-состоянии Родителя, он ведет себя не просто как вообще свойственно родителю — он проигрывает поведение, мысли и чувства одного из своих родителей. В Ребенке он будет не просто вести себя по-детски. Он будет воспроизводить поведение, которому следовал в своем детстве вместе с сопровождающими его чувствами и мыслями.

Каждое эго-состояние Родителя, Взрослого и Ребенка будет включать в себя влияния суперэго, эго и ид. Берн отмечал, что находящийся в Родителе человек будет воспроизводить «все поведение, включая запреты, мышление, и... импульсы» его родителя. Подобным образом эго-состояния Взрослого и Ребенка также включают в себя свои собственные запреты, мышление и импульсы.

Берн поднялся над моделью Фрейда, приняв идеи Пола Федерна об эго-состояниях, т.е. отдельных состояниях, в которых эго проявляется в данный момент. В дальнейшем он классифицировал их в три поведенчески наблюдаемые эго-состояния, назвав их Родителем, Взрослым и Ребенком.

Модель Фрейда и модель эго-состояний не являются полностью тождественными друг другу, в то же самое время они не противоречат друг другу. Они просто представляют собой различные способы описания личности.

Эго-состояния— названия, а не вещи. Эго-состояние используется для описания набора связанных друг с другом чувств, мыслей и поведений. Поэтому можно сказать, что Родитель, Взрослый и Ребенок являются не вещами, а названиями.

В практике ТА об эго-состояниях часто говорят так, как будто бы мы ими обладаем. Можно услышать следующие высказывания: «Мой Ребенок хочет повеселиться» или «У тебя сильный Взрослый». Проблема подобного употребления слов заключается в том, что мы можем скатиться до признания за эго-состояниями их некоего собственного независимого существования, отдельного от человека, о котором мы говорим. Конечно же, это не так. Дело не в том, что «мой Ребенок» хочет повеселиться. Я хочу повеселиться и, когда я хочу этого, то, возможно, нахожусь в эго-состоянии Ребенка. Дело не в том, что «у меня сильный Взрослый». Скорее всего, я обладаю хорошей способностью делать все так, что это обычно ассоциируется с эго-состоянием Взрослого, как, например, тестирование реальности и оценка вероятности.

В этой книге мы избегаем употребления эго-состояний в смысле вещей и предлагаем вам делать то же самое.

Сверхупрощенная модель. После того, как книга Э. Берна «Игры, в которые играют люди» стала бестселлером в середине шестидесятых годов, ТА стал частью «популярной психологии». Некоторые авторы и специалисты ТА пошли по пути коммерческого успеха и исказили оригинальные идеи Берна. Они делали упор на наиболее понятных разделах ТА и опускали те аспекты, которые требовали глубокого размышления и пристального наблюдения. Именно в этот период и появилась сверхупрощенная версия модели эго-состояний. Эта упрощенная модель все еще продолжает существовать. Именно она лежит в основе бесконечного взаимного непонимания среди сторонников ТА и специалистов из других областей.

Кратко рассмотрим сверхупрощенную модель. Мы не советуем вам ее использовать. Останавливаемся на ней лишь потому, что вы, возможно, столкнетесь с ней в некоторых ранних работах по ТА.

О чем говорит сверхупрощенная модель? Она просто утверждает: «Когда я мыслю, я во Взрослом. Когда я чувствую, я в Ребенке. Когда я делаю оценочные суждения, я в Родителе». Вот и все! Неудивительно, что специалисты из других областей, услышав об этой модели как основе ТА, спрашивают в замешательстве: «И это все?».

Познакомившись в этой главе с тем, что на самом деле представляет из себя модель эго-состояний, вы, возможно, усомнитесь в том, есть ли вообще сходство между сверхупрощенной и подлинной моделью. Сходство есть. Сверхупрощенная модель предлагает некоторые типичные моменты каждого эго-состояния, опуская другие важные характеристики модели. Рассмотрим крупицы правды в сверхупрощенной модели. Известно, что когда я в эго-состоянии Взрослого, то реагирую на «здесь и теперь», используя все возможности взрослого человека. Обычно они подразумевают какой-то способ решения проблем. Я склонен ощущать себя думающим. Если я перейду в Ребенка, то стану проигрывать поведения, чувства и мысли из моего детства. Дети, особенно маленькие, оценивают мир в основном с позиции чувств. Следовательно, когда я в Ребенке, то буду по большей части ощущать себя чувствующим. Когда я в Родителе, то копирую поведения, мысли и чувства своих родителей или парентальных фигур. Большую часть времени в Родителе я буду поступать так, как они, т.е. решать, что следует делать.

Таким образом, сверхупрощенная модель дает нам основы для определения наших эго-состояний: во Взрослом я буду часто думать, в Ребенке — часто чувствовать, а в Родителе — часто делать оценочные суждения.

Однако эти элементы не позволяют нам полностью описать каждое отдельное эго-состояние. Сверхупрощенная модель не учитывает того, что я могу и думать, и чувствовать, и делать оценочные суждения в любом из трех эго-состояний. Более серьезная ошибка сверхупрощенной модели заключается в том, что она ничего не говорит о временных рамках эго-состояний. Берн подчеркивал, что Родитель и Ребенок являются эхом прошлого. В Ребенке я проигрываю поведения, мысли и чувства моего детства. В эго-состоянии Родителя я проигрываю поведения, мысли и чувства, которые перенял в прошлом у моих родителей или парентальных фигур. Лишь во Взрослом я реагирую на ситуацию со всем моим настоящим потенциалом взрослой личности.

Этим кратким изложением заканчиваем разбор сверхупрощенной модели. С этого момента в нашей книге мы придерживаемся оригинальной трактовки модели эго-состояний Берна.

 

Глава 3. Функциональный анализ эго-состояний

В этой и следующей главе рассмотрим более подробные варианты модели эго-состояний, которые анализируют эго-состояния в терминах структуры или функции.

Структурная модель показывает, что из себя представляет каждое эго-состояние. Функциональная делит эго-состояния на части, чтобы показать, как мы их используем:

структура = «что» = содержание; функция = «как» = процесс.

Функциональная модель более понятна, поэтому рассмотрим ее в первую очередь (см. рис. 3.1).

 

Рис. 3.1. Функциональный анализ эго-состояний

 

Адаптивный Ребенок и Свободный Ребенок. Представьте себе, что я нахожусь в эго-состоянии Ребенка. Я поступаю, думаю и чувствую, как в детстве. Когда я был ребенком, то в течение длительного времени адаптировался к требованиям родителей или парентальных фигур. Для того чтобы нормально жить, я научился быть вежливым с соседями, хотя, возможно, они мне не очень-то и нравились. Когда я хотел высморкаться, то пользовался носовым платком, а не рукавом, хотя рукавом было удобнее. Очень рано в жизни я понял, что отцу больше нравлюсь спокойным, поэтому, когда он был поблизости, я вел себя тихо. Матери нравилось, когда я смеялся, и не нравилось, когда плакал и сердился. Поэтому, когда я был с матерью, то большую часть времени смеялся, даже тогда, когда мне было грустно и хотелось плакать или когда я сердился и хотел накричать на нее.

Теперь, будучи взрослым, я часто проигрываю эти способы поведения, которым следовал в детстве, чтобы оправдать ожидания родителей. Когда я поступаю подобным образом, то нахожусь в части Адаптивного Ребенка моего эго-состояния Ребенка.

В детстве были случаи, когда я восставал против этих правил и ожиданий, которые мои родители, возможно, навязывали мне. Когда отец поворачивался спиной, я корчил рожи маленькой соседской девочке. А иногда, когда оставался один, я хорошенько сморкался в рукав просто потому, что мне надоело пользоваться носовым платком. Временами мне было так плохо от того, что надо постоянно смеяться в присутствии матери, что я хмурился весь день. Когда я поступал подобным образом, то восставал против правил моих родителей. Вместо того, чтобы адаптироваться к их ожиданиям, я старался изо всех сил сделать все наоборот.

Во взрослой жизни я иногда продолжаю восставать подобным образом. Часто могу и не осознавать, что мое поведение является бунтом. Когда босс дает мне трудную работу, я могу обнаружить, что у меня нет времени, чтобы закончить работу в срок. На самом деле у меня ровно столько же времени, сколько и у других: двадцать четыре часа в сутки. Говоря боссу о том, что не выполнил задания, я, возможно, испытываю необъяснимое удовлетворение: «Вот так-то!». В четыре года я испытывал подобное чувство бунтарского удовлетворения, когда мать не могла заставить меня съесть последнюю ложку каши. Бунтуя подобным образом, я все еще следую детским правилам. Следовательно, все еще нахожусь в эго-состоянии Адаптивного Ребенка.

Некоторые ранние авторы ТА изображали бунтарство отдельным эго-состоянием, которое они называли Бунтующим Ребенком. В современных источниках также можно встретиться с этим термином. В нашей книге мы будем рассматривать бунт как часть набора поведений Адаптивного Ребенка.

Иногда в детстве я поступал вопреки родительским требованиям. В этом случае не адаптировался к ожиданиям родителей и не бунтовал против них. Я просто вел себя так, как хотел. Когда моя кошка сдохла, я плакал, потому что расстроился. Когда моя маленькая сестренка толкнула меня, я рассердился и тоже толкнул ее. Когда я, уже взрослым человеком, нахожусь в эго-состоянии Ребенка, то иногда веду себя так же свободно, как в детстве. В этом случае я нахожусь в части Свободного Ребенка моего эго-состояния Ребенка. Иногда для описания этой части эго-состояния используется термин Естественный Ребенок.

Таким образом, функциональная модель эго-состояния Ребенка подразделяется на Адаптивного и Свободного Ребенка (см. рис. 3.1).

Позитивный и негативный Адаптивный Ребенок. Будучи взрослыми, мы все много времени находимся в Адаптивном Ребенке, следуя тысячам правил о том, как жить и быть принятым в этом мире. В повседневной жизни мы сознательно не задумываемся об этих правилах: прежде чем перейти улицу, я смотрю налево и направо, поступая так, как советовал мне отец и учитель, когда я впервые самостоятельно пошел в школу. Когда во время обеда я прошу овощей, то говорю «пожалуйста». В детстве меня приучили к этому и я усвоил истину о том, что иначе люди могут посчитать меня невоспитанным и оставить без овощей. В подобных случаях поведение нашего Адаптивного Ребенка работает на нас. Поэтому мы часто без труда достигаем желаемого для себя и других людей, сохраняя большое количество умственной энергии. Вообразите, что было бы, если бы каждый раз, садясь за стол, надо было бы думать о правилах поведения! Описывая эти способы поведения нашего Адаптивного Ребенка, мы имеем в виду позитивного (или ОК) Адаптивного Ребенка.

И наоборот, мы находимся в негативном (или не ОК) Адаптивном Ребенке, когда проигрываем детские паттерны поведения, которые более не соответствуют нашей взрослой ситуации. Возможно, будучи ребенком, я обнаружил, что самый лучший способ привлечь внимание отца или матери — дуться на них. И сейчас, будучи взрослым, я могу иногда дуться в надежде получить желаемое. В этом случае я не использую свою возможность выбирать, прямо попросив то, чего хочу. Возможно, в детстве я решил, что «высовываться» перед другими людьми небезопасно. Например, меня отшлепала мать за то, что «выставляюсь». Может быть, сверстники дразнили меня, когда я читал стихотворение в классе. И сейчас, будучи взрослым, если меня попросят выступить перед людьми, я могу покраснеть, начать заикаться и мямлить, при этом смущаясь и думая: «Я никудышный оратор!». На самом деле я совершенно свободно могу выступить перед людьми без всякого риска.

Все мы иногда проявляем паттерны поведения негативного Адаптивного Ребенка. Далее вы узнаете почему. Цель изменения личности в ТА заключается в замене этих старых неэффективных паттернов на новые, которые полностью используют наши возможности выбора как взрослых людей.

Позитивный и негативный Свободный Ребенок. Поведения Свободного Ребенка можно также классифицировать как позитивные (ОК) и негативные (не ОК). Фраза «я в Свободном Ребенке» означает, что я веду себя, не обращая внимания на родительские правила или ограничения. Иногда они могут быть полезными для меня как взрослого человека и поэтому классифицируются как позитивные. Предположим, что в детстве я решил приспособиться к своим родителям, никогда не показывая, что сержусь. Во взрослой жизни я могу, не осознавая этого, следовать той же самой стратегии. Затаив гнев, я буду испытывать напряжение. Однако можно снять этот стресс, выразив свое чувство гнева. Например, ударяя неистово по подушке, я «выплеснул» энергию Свободного Ребенка, которую сдерживал в течение всех этих лет. После этого я, возможно, буду чувствовать себя лучше. Подобным образом многие из нас вступают во взрослую жизнь, продолжая сдерживать невыраженные чувства Ребенка, такие, как грусть, боязнь, потребность в ласке. Когда мы выражаем эти эмоции, то используем позитивное поведение Свободного Ребенка.

В ряде случаев поведение Свободного Ребенка явно негативно. Если я громко икаю на торжественном обеде, то удовлетворяю этим мои нецензурированные желания Ребенка. Однако было бы лучше, если бы я сдержал икоту. В более серьезной ситуации я могу проявить поведение негативного Свободного Ребенка, когда на полной скорости еду на мотоцикле по дороге с очень интенсивным движением, подвергая опасности свою жизнь и жизнь других людей.

Информация о работе Современный транзактный анализ