Современный этап развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 13:00, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является – рассмотрение основных этапов становления психологи, как науки, и оценка их значимости в процессе формирования психологии в отдельную науку.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть формирование психологии в рамках других дисциплин,
- определить время выделения психологии в самостоятельную науку

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………...2

Глава I. Формирование психологии в рамках других научных дисциплин:

1.1 Допарадигмальный этап………………………………………………………………………………3

1.2 Развитие учения о душе……………………………………………………………………………….3

1.3 Учение об опыте и сознании, теория познания……………………………………………………..4

Глава II. Современный этап развития психологии:

2.1 Формирование первых парадигм…………………………………………………………………….7

2.2 Кризис психологии 10-30-х годов ХХ века………………………………………………………...11

2.3 Современное состояние психологии………………………………………………………………..11

Заключение……………………………………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. психология.docx

— 37.83 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………………………………...2

 

 Глава I. Формирование психологии в рамках других научных дисциплин:

 

1.1 Допарадигмальный этап………………………………………………………………………………3

 

1.2 Развитие учения о душе……………………………………………………………………………….3

 

1.3 Учение об опыте и сознании, теория познания……………………………………………………..4

 

Глава II. Современный этап развития психологии:

 

2.1 Формирование первых парадигм…………………………………………………………………….7

 

2.2 Кризис психологии 10-30-х годов  ХХ века………………………………………………………...11

 

2.3 Современное состояние психологии………………………………………………………………..11

 

Заключение……………………………………………………………………………………………….14

 

Список литературы………………………………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

     История становления психологии, как науки, представляет собой последовательность событий и философских открытий, приведших к формированию психологии, как самостоятельной науки, а также определивших основные направления психологии.

Развитие психологического знания изучает такая наука, как история психологии, основные направления психологии описаны в общей психологии. Следовательно, обратившись к истории психологии, можно рассмотреть как формировалась философская мысль послужившая основой для возникновения и развития психологических знаний и основных направлений психологии.

     Условно становление психологии, как науки, можно разделить на два основных этапа:

     Период формирования психологии в рамках других научных дисциплин (IV-Vвв. До н.э. – 60-е годы XIXв.) когда происходило развитие представлений о душе в рамках религиозных систем и ритуалов, развитие учений о душе, опыте и познании (допарадигмальный период)

     Формирование психологии, как самостоятельной научной дисциплины (60-е годы XIXв. – настоящее время).

     В условиях современной действительности вряд ли стоит вопрос о том, необходимы ли психологические знания для жизни человеческого общества и успешного существования и развития в нем личности. Однако, внимательное изучение любого предмета и области знаний невозможно без знания его истории, что подтверждает актуальность данной темы.

     Целью данной работы является – рассмотрение основных этапов становления психологи, как науки, и оценка их значимости в процессе формирования психологии в отдельную науку.

     Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть формирование психологии в рамках других дисциплин,

- определить время выделения психологии в самостоятельную науку,

- выделить основные этапы становления психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Формирование психологии в рамках других дисциплин.

 

1.1 Допарадигмальный этап

     С позиций методологии психология может быть описана, как последовательность этапов становления представлений о предмете, методе, объяснительных принципов в рамках научных парадигм, в последовательности их возникновения, сосуществования, конкуренции и смены на разных стадиях формирования психологии, как единой, самостоятельной дисциплины.

     Можно определить этап существования психологии в рамках других дисциплин, выделения ее в самостоятельную отрасль и этап существования ее в современном виде в состоянии развития и прогресса психологического знания.

     Наиболее характерными чертами формирования психологического знания в рамках других дисциплин являются:

- несамостоятельность психологического  знания, представленность его как  составной части философских  и медицинских учений,

- отсутствие сообщества, которое  разделяло бы общие взгляды  на предмет и метод изучения,

- умозрительный характер исследований, несформированность опытного, экспериментального  подхода к исследованиям.

     Этому периоду предшествовало возникновение и развитие представлений о душе в рамках религиозных систем и ритуалов, обеспечивающих единство и существование первобытных обществ. Общая черта первичных взглядов на психические явления заключалась в придании им таинственности и сакральности.

   Другая важнейшая характеристика  этих взглядов – анимизм –  вера в то, что каждый объект  обладает душой, способной существовать  независимо от него и представляет  собой особое существо.

 

1.2 Развитие учения о душе.

 

Учение о душе возникло в Vв. до н.э. - XVII в н.э. Оно складывалось в рамках древнегреческой философии и медицины. Зарождение науки в Древней Греции связывают с двумя обстоятельствами:

- учение образовалось как внешнее, по отношению к религии и отделилось от нее.

- упорядоченность космоса (всего сущего) была признана не по власти сверхсущества, а основанной на законе.

     Новые представления о душе были не религиозными, а светскими, открытыми для всех, доступными для критики. Цель построения усения о душе состояла в выявлении ее свойств и изучении закономерностей ее существования. Вторым событием, определившим ход развития учения о душе был переход от анамизма к гилозизму – учению о материальности бытия и неотделимости жизни от материи, о всеобщих свойствах материи. Это учение ввело положение о целостности наблюдаемого мира, а также сделало душу предметом, открытым для изучения.

     Важнейшие направления развития учения о душе связаны с именем Платона (347-427 г.г. до н.э.) и Аристотеля (322-384 г.г. до н.э.). Платон провел границу между материальным вещественным телом и невещественной, нематериальной душой, между «смертным» и бессмертным». Принципиально иное представление было дано Аристотелем в его трактате «О душе». Согласно Аристотелю – душа – форма живого органического тела, обеспечивающая его предназначение. Душа есть основа всех жизненных проявлений, она неотделима от тела. Это положение противоречит Платону, но оба они едины в том, что душа – есть цель активности живого тела. Души организмов разных типов, согласно Аристотелю, представляют разные способности и силы души, есть три типа души – растительная, животная и разумная, т.е. человеческая.

    Таким образом, Аристотель дал одну из наиболее ранних формулировок объяснительного принципа психологии.

    Ученик Платона, последователь Аристотеля Теофраст (287-372 г.г. до н.э.) в трактате «Характеры» дал описание 30 различных характеров, развивая представления Аристотеля о свойствах человека мыслить, запоминать, делать умозаключения.

     Учение о душе широко использовалось в античной медицине. Гиппократ (ок.337 -460 в. До н.э.) сформулировал положение о том, что органом мышления является мозг.. Он разработал учение о темпераментах, предполагающее ведущую роль в определении темперамента четырех основных жидкостей организма (кровь, флегма, желтая желчь, черная желчь). Римский врач Клавдий Гален (130-200 г.г. до н.э.) продолжил эту линию и выявил двигательную и чувствительную функции спинного мозга.

     Успехи, достигнутые античными философами остаются фундаментальными и по сей день.

     С пятого по семнадцатый век до н.э. в работах Боэция, Фомы Аквинского, Аврелия Августина, Дунса Скотта складывается представление о личности. Важно заметить, что работы эти подвержены влиянию христианской теории и философии. Вершиной и завершением формирования психологии в рамках учения о душе стала система взглядов Френсиса Бэкона. Исследования души предполагались как часть единой науки о человеке, построение которой планировал Бэкон. Новизна подхода состояла в том, что Бэкон предлагал отказ от умозрительного исследования души и переход к эмпирическому.

 

 

1.3 Учения об опыте и сознании, теория познания.

 

    Философская теория познания, учения об опыте и сознании формировались с середины XVII до середины XIX в.в. Представления о душе радикально изменились после того, как Рене Декарт (1596-1650) ввел понятие «сознание». Оно рассматривалось как критерий, различающий душу и тело. Интроспекция, по мнению Декарта, была настолько очевидно, что была применена им для доказательства существования самого объекта, сформулированного в афоризме cogito ergo sum (мыслю, значит существую).

     Согласно этому критерию душой обладает только человек и именно душа – носитель сознания. Декарт предложил решение психофизической проблемы: согласно его теории душа приводит тело в движение, а тело поставляет душе чувственные впечатления. Декарт также ввел представление о рефлексе.

    Учение Декарта составило основу нового психологического знания, поскольку оно ввело представления:

- о доступности внутреннего мира через интроспекцию,

- о рефлексе, как механизме поведения,

- о ведущей роли внешнего мира в детерминации поведения, а также ее механистическую интерпретацию,

- о психофизической проблеме и ее дуалистическом решении.

     Теория познания – гносеология, развитие которой было определено этими важными факторами. Учение о сознании формировалось в рамках теории познания. В середине семнадцатого века опыт был принят как предмет философской теории познания. Понятия опыта включали идеи, ощущения, чувства и результаты самонаблюдения. В это время сложилось и доминировало представление, что знание основывается на опыте.

     Именно важнейшая роль представления об опыте предопределила возникновение эмпирической психологии. Этот термин, введенный Христианом Вольфом подчеркивал задачу изучения конкретных явлений в психической жизни, самонаблюдения, в отличии от рациональной психологии.

    Учение о сознании и опыте формировалось в рамках философии, и впоследствии явилось одной из основ современной психологии.

     Существовала также ассоциативная и эмпирическая психология, которые в этот период выступали как отрасли философской теории познания и уже поэтому не могли находится в противоречии. Именно с развитием эмпиризма связано появление новой дисциплины – психологии. Появление термина «психология» принято связывать либо с теологическими трудами Филиппа Меланхтона, либо с обозначением особого раздела литературы, введенного в шестнадцатом веке Р.Гоклениусом, и О.Кассманом. Лейбниц предложил для обозначения знаний о душе термин «пневматология» (от греческого – пневма – дыхание, дуновение, ветер).

В конце восемнадцатого века психололгическое знание начинает выходить за пределы философского, - в этнографию, биологию, медицину. Далее вклад в развитие психологии, как будущей науки вносят многие ученые. Г.Спенсер сформулировал принцип адаптации организмов к среде, Ч.Дарвин нетеологическое объяснение целенаправленности поведения, ф.Гальтон поставил вопрос о наследовании психологических качеств человека, был разработан и изучен принцип Декарта о рефлексе в контакте с физиологией и анатомией.

 

В 40-е годы 19 века принцип рефлекса был перенесен со спинного мозга на головнойи стал использоваться при объяснении феноменов восприятия, двигательной активности и.т.д. И.М.Сеченов на основе представлений о рефлексе сформулировал одну из первых программ превращения психологии в самостоятельную дисциплину. Эти и другие исследования, а также результаты исследований Г.Гемгольца в которых была показана конечность скорости протекания нервных процессов, привели к развитию количественных исследований в психологии. Представители научных дисциплин, работающих над психологическими вопросами, предлагали строить психологию по образцу развитых наук – физики или химии – как «механику представлений» (Гербарт) или «интеллектуальную физику» (Дж.Милль), «ментальную химию» (Дж.Ст. Милль). Однако, ни успехи в исследованиях, ни использование развитых дисциплин, не могли придать психологии статус самостоятельной науки.

     Рассмотрев эту информацию можно сделать выводы о том, что в первый период становления психологии как науки в рамках других научных дисциплин были изжиты донаучные представления о душе, как о нематериальной субстанции, произошел отказ от умозрительного разрешения психологических вопросов, сформировалась необходимость применения опыта исследований и перехода от теоретико-познавательного философского типа к конкретно-научному.

Этот этап можно охарактеризовать как допарадигмальный.

Для него характерны:

- накопление наблюдений, легко доступных для исследования,

- затрудненность оценки логических противоречий, в результате чего любые исследование по - праву считались одинаково ценными,

- научные парадигмы задаются школами, в которых решающую роль играет авторитет руководителя, который и определяет степень утвержденности выработанных понятий и умозаключений.

- нечастая смена доминирующих взглядов, что объясняется большим количеством «примеси» в формирующейся науке теории других, развитых наук.

     В исследованиях, выполненных в данный период, сложились основные объяснительные принципы – развития, детерминизма, целостности, активности, даны их разнообразные трактовки, которые наряду с понятиями, сформулированными для описания изучаемой реальности (характер, темперамент, восприятие, апперцепция, самонаблюдение, сознание, опыт, поведение), на следующем этапе становления психологии играли важнейшую роль в формировании парадигм.

Концу этого периода наметились ориентации на общенаучные ценности и нормативы, сложились контакты с уже сформировавшимися науками, были созданы первые научные программы исследований, которые составили основные предпосылки для становления психологии как науки и парадигм, как ее структурных компонентов.

 

Глава II. Современный этап развития психологии.

 

2.1 Формирование первых парадигм.

 

      С 60-х годов XIX в. Начался новый период развития психологической науки. Основными характерными чертами которого являются:

1. Появление первых научных парадигм, институтов и профессионального  психологического сообщества,

2. Формирование внутрипарадигмальных  представлений о предмете и  методе исследования, развитие представлений, соответствующих различным аспектам  предмета, исследования в различных  парадигмах.

3. Согласование представлений о  предмете и методе психологии  с общенаучными ценностями,

4. Развитие контактов с другими  дисциплинами, и , как следствие, - возникновение  новых парадигм и отраслей  психологии.

5. Разнообразие и конкуренция  парадигм.

     Этап формирования первых парадигм можно обозначить с 60-х годов XIX века до 10-х годов XX века. Становление психологии как самостоятельной дисциплины связано с появлением первых научных программ, разработанных И.М. Сеченовым и В.Вундтом. Важно заметить, что прогрессивная программа Сеченова оказала сильнейшее влияние на формирование первых парадигм в России ( Н.Н. Ланге, В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, А.А.Ухтомский), но при этом не стала самостоятельной парадигмой.

Информация о работе Современный этап развития психологии