Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:54, реферат
Сейчас, практически в каждой школе появилась должность детского психолога. Но далеко не все родители понимают, что именно должен делать психолог в начальной школе. Это и не удивительно, ведь раньше у нас такая профессия не была слишком распространена. Популярной работа психолога стала только в последнее десятилетие. Поэтому, отдавая своего ребенка в школу, многие задаются вопросом, чем именно может помочь ему психолог? Да и вообще, есть ли в этом необходимость. На самом деле, работа психолога в начальной школе очень важна. Ведь для детей большим стрессом является поход в первый класс.
Введение. 3
Направления работы практического
психолога начальной школы. 6
Содержание диагностической работы. 8
Содержание коррекционно-развивающей работы. 9
Заключение. 13
Список литературы. 14
1. фронтальное психодиагностическое обследование, представляющее собой комплексное психолого-педагогическое обследование школьников определенной параллели. Такая форма является первичной диагностикой, результаты которой позволяют выделить детей «группы риска» в отношении измеряемых характеристик. Эта форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с ежегодным графиком работы педагога-психолога с учетом актуальных нужд и потребностей образовательного учреждения.
2. углубленное психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных диагностических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики или является обязательным компонентом консультирования
педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка (в обучении, в общении с взрослыми и сверстниками, в адаптации к новым социальным условиям и т. д.).
3. оперативное психодиагностическое обследование применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием методов экспресс-диагностики.
При проведении психодиагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психическом развитии детей в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Коррекционно-развивающая работа реализуется в двух направлениях: психопрофилактика и непосредственно коррекционная работа.
При этом под психопрофилактической
работой подразумевается
Коррекционно-развивающая работа включает:
В рамках реализации коррекционно-развивающей
работы в образовательном учреждении
возможно выделение двух форм организации
данного направления
1. индивидуальная коррекционно-развивающая работа. Показания к индивидуальной форме работы связаны с характером нарушений психологического здоровья и с личностными особенностями ребенка. Предпочтение индивидуальной форме работы перед групповой отдается в следующих случаях, когда у детей наблюдается:
Индивидуальную
2. групповая коррекционно-развивающая работа подразумевает работу одного или двух педагогов-психологов с группой учащихся от 3 человек (мини-группа) до 15 человек (большая группа). Основное содержание психологических групповых занятий со школьниками составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем.
Групповые коррекционно-развивающие занятия являются оптимальной формой работы с учащимися 1 – 4 классов.
Групповые занятия с младшими школьниками организуются на основе следующих принципов:
Принцип недирективности формирования психологического здоровья. Взрослые не программируют конкретные изме-нения и сроки их появления у детей, а создают условия для изменений, организуя вокруг детей определенное феноменальное поле. Для всех детей проводятся развивающие занятия, на которых создается возможность для развития и изменений, однако изменения не рассматриваются как обязательные
Принцип опоры на внутренние ресурсы
и самостоятельность детей пред
Принцип жизненного оптимизма основывается на утверждении способности и стремления человека личностно раз-виваться даже в неблагоприятных обстоятельствах. Он находится в тесной связи с принципом радости как важнейшем условии и критерии эффективности процесса формирования психологического здоровья.
Эти принципы определяют
стратегию и тактику
Для организации групповой работы могут быть использованы различные программы в зависимости от поставленных целей. Для решения вопросов профилактики психологического здоровья учащихся (с целью предупреждения нарушений психологического здоровья) можно использовать программу О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», которая рассчитана на четыре года пребывания детей в начальной школе и предполагает включение всех младших школьников в еженедельные занятия психологией.
Работа обеспечивает формирование психологического здоровья в соответствии с его структурой. Работа осуществляется по четырем основным направлениям одновременно (на каждом уроке представлены все, но с основным акцентом на одном из них).
Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
Инструментальное направление — формирование личностной рефлексии: умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков; строить жизненные планы.
Потребностно-мотивационное нап
Развивающее направление предполагает формирование чувства «умелости», «компетентности», качественно нового уровня развития произвольной регуляции поведения и деятельности, способствует переориентации детей с оценок взрослого на группу сверстников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Работа психолога
в школе заключается в том,
чтобы помочь детям адаптироваться,
разобраться в новой
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.