Содержание диагностической и коррекционно-развивающей работы практического психолога начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:54, реферат

Краткое описание

Сейчас, практически в каждой школе появилась должность детского психолога. Но далеко не все родители понимают, что именно должен делать психолог в начальной школе. Это и не удивительно, ведь раньше у нас такая профессия не была слишком распространена. Популярной работа психолога стала только в последнее десятилетие. Поэтому, отдавая своего ребенка в школу, многие задаются вопросом, чем именно может помочь ему психолог? Да и вообще, есть ли в этом необходимость. На самом деле, работа психолога в начальной школе очень важна. Ведь для детей большим стрессом является поход в первый класс.

Содержание

Введение. 3
Направления работы практического
психолога начальной школы. 6
Содержание диагностической работы. 8
Содержание коррекционно-развивающей работы. 9
Заключение. 13
Список литературы. 14

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

1. фронтальное психодиагностическое обследование, представляющее собой комплексное психолого-педагогическое обследование школьников определенной параллели. Такая форма является первичной диагностикой, результаты которой позволяют выделить детей «группы риска» в отношении измеряемых характеристик. Эта форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с ежегодным графиком работы педагога-психолога с учетом актуальных нужд и потребностей образовательного учреждения.

2. углубленное психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных диагностических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики или является обязательным компонентом консультирования

 

педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка (в обучении, в общении с взрослыми и  сверстниками, в адаптации к новым  социальным условиям и т. д.).

3. оперативное психодиагностическое обследование применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием методов экспресс-диагностики.

При проведении психодиагностических процедур используются типовые психологические  методики, адаптированные к условиям данной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ  РАБОТЫ.

 

Коррекционно-развивающая  работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психическом развитии детей в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Коррекционно-развивающая  работа реализуется в двух направлениях: психопрофилактика и непосредственно коррекционная работа.

При этом под психопрофилактической  работой подразумевается предупреждение возникновения явлений связанных  с нарушениями психологического здоровья. Непосредственно коррекционная  работа включает в себя систему мер психолого-педагогической помощи учащимся, имеющим нарушения психологического здоровья с целью корректировки, преодоления или компенсации имеющихся трудностей. Психологическая коррекция осуществляется на основе совместной деятельности педагогов-психологов, классных руководителей, педагогов-предметников, логопедов, дефектологов, социальных педагогов и других специалистов.

Коррекционно-развивающая  работа включает:

  • выбор оптимальных для развития ребѐнка коррекционных программ и методик, методов и приѐмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  • организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • организацию и проведение специалистами групповых коррекционно-развивающих занятий психопрофилактического характера, способствующие адаптации детей к новым социальным условиям и самоопределению на каждом возрастном этапе;
  • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребѐнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
  • коррекцию и развитие высших психических функций;
  • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребѐнка и психологическую коррекцию его поведения.

В рамках реализации коррекционно-развивающей  работы в образовательном учреждении возможно выделение двух форм организации  данного направления профессиональной деятельности педагога-психолога:

1. индивидуальная коррекционно-развивающая работа. Показания к индивидуальной форме работы связаны с характером нарушений психологического здоровья и с личностными особенностями ребенка. Предпочтение индивидуальной форме работы перед групповой отдается в следующих случаях, когда у детей наблюдается:

  • серьезный травматический опыт прошлого;
  • актуальное стрессовое состояние;
  • несформированное «базовое доверие» к миру;
  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
  • выраженное асоциальное и агрессивное поведение.

Индивидуальную психокоррекционную программу педагог-психолог составляет самостоятельно в каждом конкретном случае, исходя из выявленных (в ходе психодиагностической работы) психологических  трудностей и его личностных особенностей. В качестве основных методов используются: игротерапия, арттерапия, сказкотерапия, телесно-ориентированные техники, методы поведенческой терапии, релаксационные методы.

2. групповая коррекционно-развивающая работа подразумевает работу одного или двух педагогов-психологов с группой учащихся от 3 человек (мини-группа) до 15 человек (большая группа). Основное содержание психологических групповых занятий со школьниками составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем.

Групповые коррекционно-развивающие  занятия являются оптимальной формой работы с учащимися 1 – 4 классов.

Групповые занятия с  младшими школьниками организуются на основе следующих принципов:

Принцип недирективности формирования психологического здоровья. Взрослые не программируют конкретные изме-нения и сроки их появления у детей, а создают условия для изменений, организуя вокруг детей определенное феноменальное поле. Для всех детей проводятся развивающие занятия, на которых создается возможность для развития и изменений, однако изменения не рассматриваются как обязательные

Принцип опоры на внутренние ресурсы  и самостоятельность детей предполагает побуждение детей к самостоя-тельному поиску решений, акцентирование их ответственности за собственные выборы. Его реализация обеспечи-вается использованием практически на каждом занятии специально составленных терапевтических метафор, темой которых является опора на внутренние ресурсы.

Принцип жизненного оптимизма основывается на утверждении способности и стремления человека личностно раз-виваться даже в неблагоприятных обстоятельствах. Он находится в тесной связи с принципом радости как важнейшем условии и критерии эффективности процесса формирования психологического здоровья.

Эти принципы определяют стратегию и тактику профилактики и формирования психологического здоровья детей.

Для организации групповой  работы могут быть использованы различные  программы в зависимости от поставленных целей. Для решения вопросов профилактики психологического здоровья учащихся (с целью предупреждения нарушений психологического здоровья) можно использовать программу О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», которая рассчитана на четыре года пребывания детей в начальной школе и предполагает включение всех младших школьников в еженедельные занятия психологией.

Работа  обеспечивает формирование психологического здоровья в соответствии с его структурой. Работа осуществляется по четырем основным направлениям одновременно (на каждом уроке представлены все, но с основным акцентом на одном из них).

Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление — формирование личностной рефлексии: умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков; строить жизненные планы.

Потребностно-мотивационное направление — формирование умения находить в трудных ситуациях внутренние ресурсы, принимать на себя ответственность за свою жизнь, делать выбор, а в целом — развитие потребности в самоиз-менении и личностном росте.

Развивающее направление предполагает формирование чувства «умелости», «компетентности», качественно нового уровня развития произвольной регуляции поведения и деятельности, способствует переориентации детей с оценок взрослого на группу сверстников.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа психолога  в школе заключается в том, чтобы помочь детям адаптироваться, разобраться в новой информации, которую они получают и, в итоге, сформироваться как нормальная, адекватно развитая личность. В начальной школе психолог обязан внимательно следить за детьми, чтобы предотвратить уходы из реальности или же нервные срывы. А такое, кстати, происходит намного чаще, чем нам может показаться. Просто родители не всегда это замечают, списывая на рассеянность и переутомление. А вот психолог должен вовремя определить первые симптомы подобных психологических срывов и сделать все, чтобы ребенок не чувствовал себя в школе, словно на каторге. Игры и тренировки для детей. Чаще всего проблемы с адаптацией и психологической устойчивостью имеют дети, у которых есть проблемы в семье, дети-интроверты и ребята с неустойчивой психикой. На таких школьников психологу необходимо обращать внимание в первую очередь. Для этого проводится психологическая диагностика всех младших школьников. С помощью тестов, которые обыгрываются, чтобы ребенок заинтересовался и ответил, психолог определяет, с какими именно детьми необходима психологическая работа. Для того чтобы помочь ребенку, школьный психолог может организовывать специальные группы для общения. В них входят дети, которые имеют нестабильную психику или же проблемы в общении с одноклассниками. В подобных группах психологи проводят разнообразные тренинги, которые преподносят в форме различных игр. С помощью упражнений психолог может определить психологические возможности каждого ребенка, чтобы потом иметь представление, в каком именно направлении с ним необходимо работать. После этого, детей учат общаться друг с другом, основываясь на уважении к собеседнику. Не смотря на то, что детским психологам приходится работать с малышами, к ним применяется множество методик, которые используются и для взрослых. Но, конечно же, с некоторыми изменениями. Детский психолог учит ребенка самостоятельно определять проблему, расставлять акценты, искать способы разрешения и делать выводы. При правильной работе с детьми, они достаточно быстро начинают спокойно обсуждать с психологом подобные вещи, делятся своими переживаниями и мыслями. Основываясь на этом, психолог может определиться, что именно повлияло на психическую устойчивость ребенка и выработать индивидуальную программу помощи. Дети, с которыми работает психолог, постепенно начинают осознанно выбирать те модели поведения, которые меньше всего смогут навредить окружающим. Поэтому, можно сделать вывод, что должность школьного психолога является необходимой, поскольку помогает детям адаптироваться к взрослой жизни.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Возрастная и педагогическая психология:/сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.:AcademiA, 2007.
  2. Никольская И. М. Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников: Автореф. дис.... д-ра наук. - СПб., 2001
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1996.
  4. Практическая психология образования:учеб. пособие для студ. вузов/под редакцией  И. В. Дубровиной -  СПб. : Питер, 2006.

Информация о работе Содержание диагностической и коррекционно-развивающей работы практического психолога начальной школы