Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 08:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является сенсорное воспитание детей в процессе игры с природными материалами.
Задачи исследования:
- значение сенсорного воспитания для развития ребенка в процессе игры с природными материалами и особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике.

Содержание

Введение 3
1. Значение сенсорного воспитания для развития ребенка в процессе игры с природными материалами 4
2. Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной
педагогике 13
3. Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной
отечественной педагогике 20
Заключение 23
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

сенсорное воспитание.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

 

      Содержание 

     Введение 3

  1. Значение сенсорного воспитания для развития ребенка в процессе игры с природными материалами                                                     4
  2. Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной  

    педагогике 13

  1. Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной      

    отечественной педагогике 20

     Заключение 23

     Литература                                                                                                   24

 

      Введение

      

       Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е., от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов. В конце XIX - начале XX в. проблема сенсорного развития и воспитания привлекала пристальное внимание В.М. Бехтерева, П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, Е.И. Тихеевой. Особый интерес к этой проблеме проявляла и М.М. Манасеина. Опираясь на новейшие достижения медицины, физиологии, используя многочисленные труды зарубежных авторов, она разработала оригинальную концепцию сенсорного развития и воспитания.

     Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет  самостоятельное значение, так как  полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

     Целью работы является сенсорное воспитание детей в процессе игры с природными материалами.

     Задачи  исследования:

     - значение сенсорного воспитания для развития ребенка в процессе игры с природными материалами  и особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике.

    1. Значение сенсорного воспитания для развития ребенка в процессе игры с природными материалами
 

     Сенсорное воспитание ребенка в процессе игры - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

     Значение  сенсорного развития ребенка в процессе игры с материалами для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

     С восприятия предметов и явлений  окружающего мира начинается познание ребенка. Поэтому нормальное эстетическое развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Развитие восприятия и ощущения происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной деятельности: - рисование - лепка - аппликация - конструирование. Это не только создает благоприятные условия для развития ощущения и восприятия, но вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками на листе бумаги. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем возрасте.                  

             Период первых трех лет - период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываются черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения. Ребенка обучают различать величину, форму и цвет предмета через дидактические игры. Рассматривая объект, ребенок, как правило, выделяет в этом возрасте, один - наиболее яркий признак, и, ориентируясь на него, передает изображение предмета в изобразительной деятельности через цветовую гамму, в конструировании, лепке - через форму, цвет. Это основа важнейших способностей, обеспечивающих успехи музыкантов, художников, архитекторов, конструкторов - сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и четкостью передавать тончайшие ньюансы формы, цвета, величины и других внешних свойств предметов и явлений. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В результате постоянного интереса возникает внимание к внешним свойствам предметов. В системе дидактических игр дети младшей группы овладевают основными умениями и навыками различных видов продуктивной деятельности в игре и учении: рисование, лепка, конструирование. Дидактические игры, проводимые вне занятия систематически обучают, закрепляют знания в игровой форме.

     Дидактические игры позволяют развивать его  восприятие, чувственность и тактильные ощущения.

     Гипотеза: Возможно ли развитие ребенка через  дидактические игры по изодеятельности  на занятиях по ИЗО?

     Предмет: Система дидактических игр.

     Объект: Ребенок, его сенсорное восприятие окружающего, предметного мира. Этой проблемой занимались следующие авторы: Фридрих Фребель, Рудольф Штейнер (Вольдорфская педагогика), Мария Монтессори, Е.И. Тихеева, Т.С. Комарова, Л.А. Венгер. Так же многие методисты из других областей, так как сенсорное воспитание многогранно и охватывает все области развития детей. Такие авторы, как: В.И. Логинова, И.П. Линькова и Е.А. Шумилина, С.А. Козлова, Л.Р. Болотина, И.Я. Лернер, З.В. Богатеева, Э.Г. Пилюгина, В.В. Гербова, А.Н. Фролова, А.К. Бондаренко, З.В. Лиштван.

     Основная  особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических  играх обучающей задачи, наличие  готового содержания и правил, дает возможность воспитателю более  планомерно использовать эти игры для  эстетического воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Знакомство с формами, величинами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, общественно установленными сенсорными эталонами: геометрическими фигурами, цветами солнечного спектра. Много общего с рассматриваемыми упражнениями имеется в играх с дидактическими игрушками, сборно-разборными игрушками и вкладышами: матрешки, башенки, шары, кубики.

     В содержании дидактических игрушек  выражены особенности природы, быта, того ли иного народа, национального характера.

     Виды  дидактических игр: Игры - забавы.

     Настольно - печатные.

     Словесные. Музыкальные.

     Обязательным  элементом дидактических игр  является: Отражение учебного материала.

     Выделение игровых задач.

     Наличие правил.

     Действия  играющих.

     Подведение  итогов игр.

     Классификация игр:

     1. Игры, возникающие по инициативе  детей - самостоятельные, режиссерские.

     2. Игры, возникающие по инициативе  взрослого или старших детей  - организованные игры.

     3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа - народные.

     Методика  организации дидактических игр:

     Организация детских игр осуществляется педагогом  в трех направлениях: - подготовка к  проведению дидактической игры;

     - применение дидактической игры;

     - анализ дидактической игры.

     Особенности детей младшего возраста:

     - стремление самоутвердится «я - сам»;

     - неустойчивое внимание.

     При проведение дидактической игры с  детьми младшего возраста воспитатель  объясняет правила по ходу игры. Подводя итог с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение детей во время проведения дидактической игры.

     Вывод: Одним из важных условий сенсорного развития детей 2-ой младшей группы является осуществление его в  процессе содержательной деятельности детей. Именно в условиях содержательной, результативной деятельности складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства предметом внимания детей, предметом освоения.

     В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно - творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов.

     Для изобразительной деятельности этого  возраста характерны быстрые переходы процесса изображения в игру, что объясняется подвижностью воображения, их общей активности.

     Игра - это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер.

     Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность  проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Дидактические игры, проводимые вне занятия и являющиеся составной частью занятия, обучают и закрепляют знания в игровой форме. Дидактические игры и упражнения для детей 3 - 4 лет проводятся последовательно, систематично. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с различными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделение одного из свойств в ущерб другим.

     Практическая  часть: На базе дошкольного учреждения №68о во 2-ой младшей группе была проведена  экспериментальная работа. В нее  вошли дидактические игры - занятия по изодеятельности: на закрепление у детей представлений о форме, цвете, величине окружающих предметов. Сначала был проведен констатирующий эксперимент с 12 детьми и выявлены их знания в области цвета, формы, величины. Далее с шестью из 12 детей были проведены специальные игры - занятия:

     Цвет: 1. «Спрячь мышку»

     Цель: Закреплять у детей представления  о шести цветах (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый).

     2. «Подбери по цвету»

     Цель: Закреплять представления о шести цветах (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый).

     3. «У кого какое платье»

     Цель: Учить детей выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона.

     Форма: 1.» Подбери фигуру»

     Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических фигур приемом обведения и накладывания.

     2. «Кому какая форма»

     Цель: Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

     3. «Геометрическое лото»

     Цель: Учить детей сравнивать форму  изображаемого предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Дети действуют  с изображениями предметов, подбирая рисунки к соответствующим. Величина. 1. «Башня»

     Цель: Закрепить представление об относительности  величины предметов. Дать представление  об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными.

     2. «Что там?»

     Цель: Учить детей устанавливать отношения трех предметов по величине при составлении матрешек.

     3. «Сбор фруктов»

     Цель: Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

     Конструирование: 1. «Узкая и широкая дорожка»

     Цель: Закреплять умение прикладывать кирпичики  длинной стороной друг к другу, распределяя постройку по поверхности.

Информация о работе Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике