1) психики в фило - и
онтогенезе;
2) процессы познавательных
отношений;
3) личности и межличностных
отношений.
Д.Н.Узнадзе считает ненужным
понятие бессознательного, т.к. внутренняя
структура и сущность его остается нераскрытой
и толкуется по аналогии с сознательными
процессами.
Психофизиологические аспекты
бессознательного широко исследовались
в современной науке в связи с анализом
сна и гипнотических состояний корковых
и подкорковых образований. В последнее
время обсуждаются возможности применения
кибернетических представлений и методов
моделирования бессознательного. При
всем этом целостной теории, объединяющей
механизм и структуру бессознательного
до настоящего времени построить не удалось.
Как же зарождается бессознательное?
Бессознательное возникает
в детстве человека. Практически каждый
вспоминает из раннего детства только
отрывочные детали ничего не значащих
сцен, совершенно забыв те события, которые
тогда были для него важнее всего. Эти
собственно детские душевные силы, не
воспринимаемые сознанием взрослого,
не могут бесследно исчезнуть. В психическом
мире также господствует закон сохранения
энергии, инфантильное, вытесненное из
сознательной душевной жизни, не исчезает,
оно образует тот центр, вокруг которого
кристаллизуется бессознательная душевная
жизнь. Следствием такого положения была
бы никогда не кончающаяся борьба; сознание,
которое должно разбираться во впечатлениях
внешнего мира, было бы всецело занято
восприятием этой психической борьбы,
и психическая экономия была бы нарушена.
Только вытеснение пережитых форм удовлетворения
полового чувства из поля зрения сознания
дает возможность сохранить сознание
для чувствительных восприятий и удержать
психику в равновесии.
Следует упомянуть известный
психологический механизм, делающий возможным
распределение психологического материала
между сознательным и бессознательным.
Например, при противопоставлении любви
и ненависти, когда оба чувства направлены
на один и тот же объект, более слабое должно
уйти в бессознание. Бессознательное желание
влияет в определенном направлении на
важнейшие процессы душевной жизни.
Бессознание, как психическое
явление – это специфическое отражение
действительности, выражение потребностей
организма и переживание определенной
модальности; оно способно к различению,
выбору, творчеству, угадыванию.
Бессознательное имеет структуру,
элементы которого связаны между собой.
Рассмотрим последовательно некоторые
структурные компоненты. Начнем с ощущений.
Мы ощущаем все, что действует на нас. Но
далеко не все становится при этом фактом
сознания. Возможно образование условных
рефлексов на различные раздражения внутренних
органов, которые доходят до коры головного
мозга, но не превращаются в ощущения.
Существуют подсознательные ощущения.
Если бы на различные воздействия человек
мог бы реагировать только осознанно,
он не справился бы с подобной задачей,
будучи не в состоянии мгновенно переключаться
с одного воздействия на другое, или держать
в фокусе своего внимания бесчисленные
раздражители. К счастью, мы обладаем способностью
отключаться от одного воздействия и сосредотачиваться
на другом, не замечая третьего.
Деятельность человека в
обычных условиях является осознанной.
Вместе с тем, отдельные элементы деятельности
осуществляются бессознательно или полубессознательно,
автоматизировано. Например, просыпаясь
утром, мы машинально производим длинный
ряд действий. В жизни у человека формируются
сложные привычки, навыки и умения, в которых
сознание одновременно и присутствует
и отсутствует, оставаясь как бы нейтральным.
Любое автоматизированное действие носит
неосознанный характер. Автоматизация
разнообразных функций составляет необходимую
особенность протекания психических процессов.
Автоматизмы оттачиваются и облегчают
многие виды деятельности, в ряде умственных
и практических действий обслуживают
высшие формы сознательной деятельности.
Привычка распространяется на все виды
деятельности. Сознание, осуществляя как
бы суммарное самонаблюдение, в любой
момент может взять под контроль автоматизированное
действие, остановить его, ускорить или
замедлить.
Человеческая деятельность
сознательна в отношении тех результатов,
которые первоначально существовали в
замысле, намерении как цель. Из всей суммы
имеющихся знаний в определенный момент
в фокусе сознания выделяется лишь малая
их доля. О некоторых хранящихся в мозгу
сведениях люди даже не подозревают. В
регулировании поведения человека играют
немаловажную роль какие-то впечатления,
полученные в раннем детстве, и прочно
осевшие в глубинах неосознанной психики.
Исследователи
в области бессознательного концентрировались
вокруг центральной фигуры – З. Фрейда.
Именно этот австрийский психиатр более
всего настаивал на необходимости исследования
сферы бессознательного, его места и роли
в поведении человека, особенно в протекании
разного рода душевных заболеваний. Отказавшись
от физиологических объяснений, З.Фрейд
представил бессознательное в виде могущественной
силы, противоположной деятельности сознания.
Ученик Фрейда швейцарский психиатр К.
Юнг, помимо личного бессознательного,
ввел понятие коллективного бессознательного,
разные уровни которого идентичны у лиц
определенной группы, народа, всего человечества.
Бессознательные влечения, по З. Фрейду,
могут выявляться и ставится под контроль
сознания с помощью техники психоанализа.
Согласно Фрейду, душевная деятельность
подобно айсбергу, большая часть которого
скрыта под водой и который управляется
подводными течениями. В ней имеются не
только осознанные, но и «темные» элементы,
которые загнаны разумом и социальными
нормами в подполье и ждут лишь момента
слабости и страха, чтобы проявить себя.
Фрейд и его сторонники одними из первых
попытались подобрать ключ к тайникам
сознания и открыли за ним мир "вытесненных"
или просто "забытых" им и поэтому
уже бессознательных психических переживаний.
Они же одними из первых попытались понять
эти явления, а через них и всю символическую
активность сознания.
З. Фрейд разработал эмпирический
метод психоанализа, основанный на наблюдении
и самоисследовании, на изучении подсознательных
состояний психики путем расшифровки
того, как они проявляются в символах,
сновидениях, свободных ассоциациях, фантазиях,
обмолвках, описках и т. п. – этих своего
рода смотровых окнах в мир бессознательного.
З. Фрейд создал свою структуру
психики. В основе данной иерархии элементов
духовной структуры личности лежит идея
о первичности и управляющей роли бессознательного.
Он считал, что именно от «Оно» берет свое
начало все, что именуется психическим.
Именно эта сфера, подчиненная принципу
наслаждения, оказывает решающее влияние
на поведение человека, определяя его
мысли и чувства, а через них и действия.
З. Фрейд особо обратил свое
внимание на сексуальные влечения и влечение
смерти. Если первые направлены на утверждение
в жизни, то вторые ориентированы на разрушение
и смерть. Был проведен подробный анализ
сексуальности. Фрейд нарисовал своеобразную
картину развития сексуального влечения
в онтогенезе: появляясь в раннем детстве,
сексуальность проходит через всю последующую
жизнь человека. В разные временные периоды
она имеет лишь иной характер и иной объект,
на который направлена. Сознание создает
разного рода нормы, законы, правила, которые
подавляют подсознательную сферу, являясь
для нее цензурой духа. Подсознательная
сфера может проявлять себя только в области
патологических (сновидения, случайные
оговорки, описки и прочее) или прямоненормальных
(неврозы, психозы и подобные им) явлениях.
Между сознательным началом и бессознательными
силами существует постоянный конфликт.
Согласно концепции Фрейда, бессознательное
властвует над сознательным, а разум «плетется
на поводу» у влечений и страстей.
Как говорилось выше, велика
заслуга Фрейда в разработке терапевтической
практики «психоанализе». Фрейд постоянно
подчеркивал, что психоанализ открыл область
бессознательных душевных процессов,
тогда как все остальные концепции идентифицируют
психику и сознание. В случае конфликта
с многочисленными социальными запретами
нарастает внутренняя напряженность и
в коре головного мозга возникают изолированные
очаги возбуждения, для снятия которых
необходимо, прежде всего, осознать сам
конфликт и его причины. Переживания вытесняются
из области сознания, но далеко не всегда
разрушаются. Длительное время очаги возбуждения
могут сохраняться в заторможенном состоянии
очень глубоко и при неблагоприятных один
из них может выявиться и оказать травмирующее
влияние на состояние человека, вплоть
до развития психического заболевания.
Для исключения такого болезнетворного
влечения необходимо осознать травмирующий
фактор и переоценить его, ввести его в
структуру других факторов и оценок внутреннего
мира и тем самым разрядить очаг возбуждения
и нормализовать психическое состояние
человека. Фрейд сформулировал указанную
зависимость и включил ее в основу своей
практики.
Таким образом, психоанализ
включает поиск очага (его вспоминание),
вскрытие его (перевод информации в словесную
форму), переоценку (изменение системы
установок, отношений) переживания в соответствии
с новой значимостью, ликвидацию очага
возбуждения и, как следствие, нормализацию
психического состояния человека. Психоанализ
– процедура длительная и требующая доверительного
общения человека с психоаналитиком.
В последнее
время разработан новый метод вскрытия
и поиска скрытых очагов (подавленных
переживаний, психотравм, желаний, неправильных
действий) и гармонизации внутреннего
мира человека – метод ребефинга. Ребефинг
применяет определенную технику дыхания,
для того, чтобы дать человеку детальные
представления о его разуме, теле, эмоциях,
в результате сознание человека узнает,
что содержится в подсознании, вскрывает
«очаг подавления» и преобразует подавленное
(то, что человек сделал неправильно) в
общее чувство активности, уверенности
и хорошего самочувствия [14. c. 139].
Возвращаясь к теории З. Фрейда,
в дополнении следует отметить, что научного
внимания заслуживает его концепция вытеснения
– особого защитного механизма психики.
К защитным механизмам он отнес такие
явления, как рационализм (обеспечение
аргументами инстинктивных влечений),
вымещение, выражающееся в переориентации
определенного чувства, навязчивой идеи
на другого человека или объект, обращенные
реакции (противоположная, обратная той
реакции, которую можно было бы ожидать
в данной ситуации).
Концепция данного автора оказала огромное,
решающее влияние на раскрытие и развитие
в истории рассматриваемой проблемы, проблемы
бессознательного и ее роли в структуре
психики человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа включает в
свое основное содержание одну главу.
В первой главе рассматриваются теоретические
аспекты изучения сознания и бессознательного.
В ходе их исследования отдельно рассматриваются
основные компоненты, составляющие содержание
понятия сознания и бессознания.
В первом разделе первой главы
освещаются разные взгляды на предмет
психологии и становления сознания как
предмет психологии. Во втором разделе
проводится анализ определения понятий
сознания, в частности дается определение
и характеристика сознания и бессознания,
производится экскурс в историю, где рассматривается
возникновение и развитие исследуемых
понятий. В третьем разделе рассматривается
собственно психология сознания, структура,
составляющие элементы и виды сознания
как высшей ступени развития психики и
метод ее исследованиями. В четвертом
разделе рассматривается бессознательное
и показана связь сознания и бессознательного
проявления в психике и поведении человека.
Содержание первой главы
может быть использовано педагогами, руководителями
и всеми желающими для подготовки к уроку,
лекции, семинару, докладу.
В завершении данной работы,
кратко излагаю основные выводы:
1) Сущность сознания, как
высшей формы развития психики,
психического отражения принято
видеть в способности человека
к абстрактному вербальному мышлению,
орудием и средством которого
является возникший в человеческом
обществе язык, к познанию на
этой основе законов природы
и общества.
2) Необходимо учитывать
значительное, часто решающее влияние
бессознания на принятие решения,
при совершении определенных
действий. Сознание находится в
неотрывной связи с бессознательным.
Образующие эту работу разделы,
хотя и освещают разные стороны рассматриваемой
проблемы, подчинены единому замыслу и
ориентированы на раскрытие различных
сторон элементов сознания и бессознания
как целостной системы. Высказанные в
ней положения выражают лишь одну из попыток
подойти к решению достаточно сложной
и многогранной проблемы сознания и бессознательного.
ЛИТЕРАТУРА
Банщиков В.М. Проблемы сознания. Материалы
симпозиума. - М., 1966.
Бассин Ф.Б. Актуальность проблемы бессознательного
на современном этапе развития психологических
заболеваний, Философские науки, №3, 2006.
Зинченко В.П. Миры сознания и структура
сознания, вопросы психологии, №2, 2006.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание,
личность.- М., 2005. – 356 с.
Михайлов Ф.Т. «Сознание и самосознание»,
Философские науки, №6, 2006.
Немов Р.С. «Психология», книга 1. - М., 2005.
Петренко В.Ф. «Психосематика сознания».
- М., 2006.
Петровский А.В. Введение в психологию.-
М.: Издательский центр «Академия»,1995.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию.
- М.: Изд-во МГУ, 1998. – 336с.
Фрейд З. Психология бессознательного.
- М., Наука, 1994