Сознание и бессознательное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 17:57, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении длительного времени в науке и философии доминировал принцип антропологического рационализма: человек, мотивы его поведения и само бытие рассматривались только как проявление сознательной жизни. Этот взгляд нашел яркое воплощение в знаменитом высказывании французского ученого и философа Р. Декарта «Мыслю, следовательно, существую». Человек в данном случае выступал лишь как «человек разумный». Но начиная с Нового времени в учении о человеке все большее место занимает проблема бессознательного.

Вложенные файлы: 1 файл

сознание.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)
  • Склонность к чувственному, а не аналитическому восприятию;
  • Нетерпимость критики;
  • Консервативность;
  • Презирание слабой власти, подчинение сильной;
  • Подчинение обаянию лица и идеи;
  • Одновременное недоверие к избраннику;
  • И чем больше толпа, тем сильнее у неё выражены эти черты.

Все эти качества понемногу, крупинками заложены в каждом из нас, и при накоплении могут образовывать настоящую лавину, ждущую своего выстрела. Эта теория была развита нашим современником А. Авторхановым в труде «Политическая жизнь общества». Использование бессознательности толпы было не раз использовано ораторами последних двух веков, поведавших немало революций, войн и переворотов. Эти методы не устарели и по сей день. Тут уместно вспомнить слова нашего отечественного философа Н. Бердяева: «У меня отвращение к политике… она всегда основана на лжи». Выходит, знанием бессознательности большой толпы, которая заранее предсказуема, можно заменить реальные действия? Далеко ходить не надо, стоит лишь бегло вспомнить историю России последних десятилетий. Даже одного. Выходит, можно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самосознание и самооценка 
 
В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой. В ролевом поведении личности существует две детерминанты, причем первая — социальная роль — «отвечает» за изменчивость поведения, а вторая — особенности личности — обеспечивает преемственность поведения. Этот элемент личности обозначается как Я. При этом ««личность» — понятие более широкое, а Я связано в основном с осознанием противопоставления себя окружающему миру и с понятием преемственности сознания». 
Ролевое поведение личности, таким образом, может быть иредставлено как функция двух основных элементов — социальной роли и Я. Очевидно, что целостность личности создается единством объективного положения человека, выполняемых им социальных функций и субъективного его отношения к своей деятельности. 
В процессе деятельности личность не только проявляется, но и формируется. Каждая роль накладывает известный «отпечаток» на Я. «...В характер как бы инкрустируются общественно выработанные способы поведения, отвечающие требованиям, предъявляемым обществом к своим членам». Когда при поступлении на работу человек предъявляет список своих прежних мест работы и Должностей, он сообщает тем самым об исполнявшихся им прежде ролях и, таким образом, представляет важную информацию о себе, о своих способностях и характере. 
Самооценка человека также в значительной степени определяется выполняемыми им социальными ролями, местом, занимаемым им в коллективе. Индивид смотрит на себя глазами своей группы, оценивает свое поведение с точки зрения общепринятых норм. «В некоторых отношениях,— писал К. Маркс,— человек напоминает товар. Так как он родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: «Я есмь я», то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека». Это значит, что взаимоотношения людей, так или иначе связанных с данным субъектом, социальные роли, которые ему приходится исполнять, определяют значение его Я. 
Именно поэтому «представление человека о самом себе, даже о собственных своих психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия...». Человеческое Я — это чрезвычайно сложная структура, на формирование которой оказали влияние многие факторы, в числе которых особенно важно осознанное взаимодействие с другими людьми в разного рода социальных ситуациях. 
Важнейшей характеристикой человеческого Я выступает «самоуважение» — общая самооценка индивида, «степень «принятия» или «непринятия» себя как целого». От чего же оно зависит? 
Чем выше притязания, тем больше должны быть достижения человека, чтобы он мог себя уважать. Современная социальная психология, однако, вносит в эту формулу существенные добавления: и успехи, и притязания человека определяются им через сравнение себя с другими людьми. Отсюда ряд практически значимых выводов. 
Чтобы определить степень своих успехов, индивид отмечает, как исполняют определенную роль другие люди. Чтобы заслужить уважение окружающих и уважать себя самому, он стремится доказать, что может исполнить эту же роль не хуже других. Одна из причин могучего действия социалистического соревнования именно в том и состоит, что здесь создаются возможности объективного сравнения исполнения одних и тех же ролей, причем обеспечивается общественное признание наиболее успешного. 
Однако общественная оценка значимости разных ролей различна. Человек судит о своих успехах не только по тому, как он исполнил выпавшую ему роль, но и по тому, какую роль доверили ему исполнять. Чем выше социальный престиж исполняемой роли, чем чаще по телевидению, в кино и в газетах говорится о ее важности, тем больше оснований у исполнителя относиться к себе с уважением. И далее, чем больше у человека возможностей «роста», продвижения ко все более сложным, ответственным и уважаемым видам деятельности, тем более привлекательна для него работа в качестве средства самоутверждения, повышения уважения к самому себе. 
Каждый человек обладает личной репутацией и обычно борется за ее упрочение. В антагонистическом обществе отношение к человеку определяется не столько его личными достоинствами, сколько его классовым положением, его социальным статусом. Поэтому сохранение и повышение социального статуса является важным мотивом поведения очень многих людей. Мольеровский «Мещанин во дворянстве» — яркий пример человека, стремящегося закрепиться в более высоком социальном статусе. Многие методы современной рекламы в капиталистических странах основаны на том, что рекламируемый товар объявляется излюбленным предметом потребления у людей с высоким социальным статусом. Желая приобщиться к данной категории лиц, потребитель постарается приобрести внешние признаки более высокого статуса — машину определенной марки, костюм и т. д. Поскольку некоторые взгляды могут также выступать как признак определенной статусной группы, не приходится удивляться, что ориентирующиеся на статус люди заимствуют мнения у лиц, обладающих высоким социальным статусом. Это широко используется в буржуазной пропаганде. Такой прием привлекает внимание и оказывает на аудиторию большое воздействие. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, с появлением сознания, у человека, как у ребенка, возникло очень много «Почему?». Решение поставленных задач способствовало разностороннему развитию сознания. В связи с этим бессознательное в человеке также притерпело очень сильные изменения. Перечисленные процессы, а также структуру этих явлений изучали ученые и философы разных времен, одновременно стараясь найти ответы на многие вопросы.

В истории философии всегда были поиски познания идеально - космического. Философы аристотелевской школы считали, что космос - создание Бога, использовавшего в своем труде по его созданию особый язык, который необходимо раскрыть. Еще пифагорийцы обсуждали вопрос о музыке и математике как языках космоса. В эпоху Возрождения Галилей не сомневался в том, что природа - это Богом написанная книга. И эта книга, по его мнению, написана языком математики. Таким образом, задача заключалась в том, чтобы с помощью математики читать эту книгу, а посредством наблюдения и эксперимента проверять прочитанное.

С появление естественных и точных наук стали появляться теории, объясняющие сознание с разных сторон: физиология – с точки зрения системы нервных клеток, генетика–возможностей наследования, психология – проявления, психиатрия – нарушений, логика- возможностей к разрешению задач и т.д.

Следовательно, философы подошли к сознанию с других позиций, чем естествоиспытатели. Они заметили, что в сознании есть не только знания об окружающем мире в виде отображения материальных связей, но есть еще попытки овладения языком космоса, понимания его информационных структур. Так появились учения о связанности человека с космическим – с помощью сознания или бессознательного. Что, в свою очередь, послужило основанием для существования точки зрения о связи всех трех - сознания, космического и бессознательного. Исходя из этого, стали развиваться теории о телепатии, ясновидении, трансценденции материи и времени. В продолжение темы об уникальных способностях человека, стали появляться учения о гипнозе, который вскоре приобрел научную основу и стал применяться в медицине. Он был наглядным примером связи сознания и бессознательного. Это было своеобразным толчком к развитию научного подхода к проблеме «Сознание и мозг». Эти связи развивались людьми всех времен и специальностей. Они создали огромное древо, корнями которого являются два слова, вынесенные в заглавие реферата. Ствол его нельзя охватить мыслительными силами лишь одного человека, а для подсчета количества всех ответвлений ушла бы целая вечность. Оно росло на благодатной почве человеческих размышлений прежде всего о нем самом, о собственной сущности и загадках, получая свежие силы на протяжении веков и тысячелетий. Это древо живо и по сей день, оно продолжает расти ввысь и вширь трудами всё новых и новых поколений аналитиков.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сознание и бессознательное